Вступление РК в ВТО: проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и проведение исследования вступления Республики Казахстан в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач: 1. рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи и функции, основные направления деятельности; 2. изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: сельскохозяйственные, производственные, экономические; 3.ознакомиться с открывающимися перспективами при вступлении Казахстана в ВТО.

Содержание

Введение………………………………………….........................................3
Международная организация ВТО
ВТО – орган, занимающийся глобальными правилами торговли между государствами…...…………………..4-5
Основные задачи функции ВТО………………………………..5-6
Основные направления данной организации…………………..6-7
Основные проблемы РК при вступлении в ВТО
Ключевые проблемы сельского хозяйства………...................10-11
Проблемы производства в РК при вступлении в ВТО……...11-13
Экономическая безопасность и стабильность………….........13-16
Проблемы сферы услуг………..................................................16-17
Перспективы, пути решения, основные направления вступления в ВТО
Экономический рост………………………..............................18-19
Финансовые перспективы……..................……………..........19-22
Модернизация экономических отношений………..................22-25
Заключение………………………………………………………….…26
Cписок использованных источников..................................................27
Приложения.....................................................................................28 - 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.12 Кб (Скачать)

2.2.  Проблемы производства  в РК

Достигнутый уровень реформирования и открытости экономики нашей  республики дают возможность Казахстану выгодно интегрироваться в мировые, хозяйственные, экономические и  технологические процессы. Это представляет определенные преимущества: усиление процесса интеграции Казахстана в мировую  экономику, получение режима наибольшего  благоприятствования в торговле товарами и услугами со странами - членами  ВТО, увеличение поступлений инвестиций, доступность мировых рынков для  экспорта казахстанских товаров  и услуг, приведение торгового законодательства к международным нормам и стандартам. Я хочу сегодня заострить ваше внимание на тех издержках, с которыми столкнется Казахстан при вхождении в ВТО. Программа импортозамещения, проводимая правительством Республики Казахстан, сегодня себя оправдывает, но во многом противоречит требованиям ВТО. При вступлении в ВТО необходимо, чтобы товары, производимые в Казахстане, отвечали международным стандартам. Например, развитые страны идут на либерализацию торговых режимов только в том случае, когда их товары и услуги способны выдержать высокую конкуренцию. От такого уровня мы, к сожалению, сегодня еще далеки. Недопустимо добиваться приема в ВТО любой ценой, или вступать туда ради самого вступления. Входная плата должна перекрываться выгодами от участия в этой организации. Вхождение в ВТО остро ставит вопросы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг как на внешнем так и на внутреннем рынке. Во многих отношениях присоединение потребует существенных уступок, которые не только практически сразу же откроют дорогу для иностранных товаров и услуг, но и заблокируют национальные меры регулирования этого проникновения. Не трудно предположить, что вступление в ВТО и открытие границ разорят мелкого и среднего отечественного товаропроизводителя, которых с большим трудом мы сегодня взращиваем, создавая необходимые благоприятные условия. В то же время выгоды от вступления в ВТО, связанные с улучшением доступа на внешние рынки дадут свои положительные результаты лишь в далекой перспективе. И то, только в случае, если мы будем в состоянии производить конкурентоспособные товары и иметь эффективный механизм, способный защищать наши права в сложной системе ВТО. От грамотной стратегии защиты собственных интересов зависит, будут ли отечественные производители представлены в сферах товаров и услуг или наши рынки займут другие страны, что повлечет за собой сокращение занятости населения и доходов государственного бюджета.             В условиях либерализации таможенного пространства Казахстана большинство отечественных товаропроизводителей будут проигрывать, а в последующем потеряют свои позиции на внутреннем рынке, не говоря уже о конкурентоспособности на рынках соседних государств.    История свидетельствует, что многие высокоразвитые страны готовились к вхождению в ВТО не один десяток лет. Китай шел к этому пятнадцать лет, членам ЕЭС понадобилось тридцать пять лет для создания единого экономического пространства. Поэтому, чем лучше мы подготовимся к вхождению в ВТО, тем больше у нас шансов занять достойное место в мировой экономике.        Сейчас нам необходимо сосредоточить все усилия и направить их на: 1) создание консалтинга - маркетинговых центров; 2) технологическую перестройку промышленного сектора экономики, как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе, на основе передовых технологий, осваивать высокотехнологичное производство; 3) повышение качества и конкурентоспособности продукции; 4) формирование законченных производственных циклов, от добычи сырья до производства продукции высокой товарной готовности; 5) формирование корпоративных структур эффективных в плане развития производства, инноваций, менеджмента; 6) масштабное внедрение информационных технологий, построение на этой основе взаимоувязанных рынков товаров и услуг. В дальнейшем при благоприятном развитии нашей страны, при значительном увеличении объема экспорта именно готовой, отечественной, конкурентоспособной продукции мы могли бы войти в ВТО не как сырьевой придаток, а как равноправный партнер. Что касается  физических объемов промышленной продукции, я приведу ее в процентах в таблице № 2 (см Таблица № 2, приложения).

2.3. Экономическая безопасность  и стабильность

То, что Казахстан должен присоединиться к Соглашениям Всемирной торговой организации, сомнений не вызывает. Проблема состоит в том, на каких условиях наша страна присоединится к этой влиятельной международной организации. По этому поводу бытует множество  стереотипов, наиболее распространенные из которых состоят в следующем. Первый стереотип: «Отечественным предприятиям будет открыт доступ к более дешевым  комплектующим и сырью, а населению  – к более дешевым товарам  и услугам (в том числе финансовым). Это будет способствовать повышению  уровня жизни населения». Нельзя согласиться  с этим стереотипом. Почему?  Потому, что не существует никаких ограничений  на дешевый импорт комплектующих, а  тем более сырья. Казахстан импортирует  и то, и другое в достаточном  количестве. Причем из любой точки  мира. Все зависит от наличия у  казахстанских импортеров финансовых средств и партнеров, выпускающих  соответствующие комплектующие, сырье  и т.д. От того, насколько долго  и успешно работают они на рынке, как хорошо знают конъюнктуру  этих рынков и т.д. Если обратиться к  статистически данным, то за период тысяча девятьсот девяносто пятый – две тысячи пятый года совокупная доля машин и оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов увеличилась с двадцати семи до сорока четырех процентов. К числу мифов относится и утверждение, что с момента присоединения Казахстана к ВТО в страну неудержимым потоком хлынут новые технологии. Никакая транснациональная корпорация (ТНК) этого не будет делать. Даже при всем том, что именно они являются носителями этих новых технологий. Зачем им себе же создавать конкурентов. Второй стереотип: «Членство во Всемирной торговой организации обеспечит свободный доступ казахстанского экспорта на мировые рынки». Такой же стереотип, как и первый. В настоящее время не существует заметных ограничений на экспорт казахстанских товаров на мировые рынки. За последние одиннадцать лет отечественный экспорт товаров увеличился более чем в 5,1 раза. Причем казахстанский экспорт имеет явно выраженную сырьевую направленность. Так, доля минеральных продуктов за анализируемый период возросла с двадцати девяти до семидесяти четырех процентов, в том числе доля нефти и газового конденсата, являющегося основным экспортным товаром страны, – с 14,3 до 62,5 процента. В совокупности с экспортов недрагоценных металлов и изделий из них, доля которых заметно снизилась за эти годы (с сорока одного до шестнадцати процентов), экспорт сырья составил без малого девяносто процентов. При этом доля готовой продукции в отечественном экспорте незначительна. К примеру, доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов составила 1.3%. .В целом, учитывая явно выраженную сырьевую направленность экспорта, членство в ВТО для казахстанской внешней торговли не является определяющим, поскольку сырьевые экспортные позиции не регулируются Соглашениями ВТО. Поэтому и нельзя согласиться с указанным стереотипом. Третий стереотип: «ВТО дает возможность защищать казахстанских экспортеров на внешних рынках». Апологеты этого утверждения имеют в виду антидемпинговые меры, применяемые в отношении отечественного экспорта. Но за всю экспортную историю Казахстана подобные меры применялись лишь к ограниченным сырьевым позициям – стальной и алюминиевой продукции. Но важно помнить, что членство в ВТО не защищает национальных экспортеров от антидемпинговых процедур.         Например, США одинаково применяло антидемпинговые меры в отношении импортеров стали на их внутренний рынок, как в отношении Казахстана и России, так и в отношении ЕС, Бразилии и Японии, которые давно являются членами ВТО. Антидемпинговые меры, принятые Министерством торговли США, в отношении поставщиков стальной продукции из этих стран были направлены на снижение наплыва сравнительно дешевого импорта стальной продукции на американский рынок. Бытуют и другие иллюзии, но не будем на них акцентировать внимание и рассмотрим, какие же сектора национальной экономики являются наиболее чувствительными. Общепризнано, к наиболее чувствительным отраслям экономики Казахстана относятся сельское хозяйство (сюда включают пищевую промышленность), легкая промышленность. Однако, этим перечень чувствительных секторов, как будет показано далее, не ограничивается. В этой сфере уже сделано много уступок, которые могут отрицательно сказаться на развитии аграрного сектора страны.  Напомню также, что нынешний Дохский раунд переговоров направлен на устранение разногласий и нахождение компромиссного решения по условиям дальнейшей либерализации международной торговли. Переговоры в основном касаются разногласий между развитыми и развивающимися странами по торговле продукцией агропромышленного комплекс.             Встреча представителей ключевых торговых партнеров – Евросоюза, США, Японии, Австралии, Бразилии и Индии, состоявшаяся двадцать четвертого июля, закончилась безрезультатно. При этом делегации, за исключением американской, существенно изменили свои позиции и предложения, сократив размеры дотаций (ЕС) и снизив тарифные барьеры на ввозимые агропродукты (Япония). Однако, США оказалась единственной страной, отказавшейся пойти на сокращение дотаций и субсидий своим производителям. Вашингтон фактически сорвал переговоры, которые на данный момент, по сути, заморожены. Основные претензии участников переговоров, предъявляемые Вашингтону, сводятся к сокращению объемов субсидий (в ходе Уругвайского раунда Белый дом обязался уменьшить их до 19.1 млрд долларов). Торговый представитель США заявил о возможном их снижении до 7.6 млрд долларов (с нынешних 13.3) при соответствующих действиях других стран. В то же время, по расчетам зарубежных экспертов, уменьшение объемов субсидий даже до 5.7 млрд долларов не окажет заметного негативного влияния на американских фермеров. Поэтому некоторые требования « авторитетов» ВТО имеют откровенно лицемерный характер. Так, по данным Всемирного банка, в Японии субсидии рисоводам достигают семьсот процентов себестоимости продукции, что фактически блокирует экспорт в Страну восходящего солнца риса из Таиланда и других стран - производителей этого важного злака. Прямые субсидии производителям из бюджета ЕС составляют около 100 миллиардов долларов США в год и снижают цены на мировых рынках сахара, молочных продуктов и пшеницы. Эти субсидии оказывают и косвенное воздействие, способствуя росту потребительских цен. 50 миллиардов долларов только на прямое финансирование своего сельскохозяйственного сектора ежегодно расходуют США. В целом развитые страны на поддержку своих сельхозпроизводителей ежедневно выделяют в пересчете на доллары один миллиард! Следует ожидать, что позиция американцев наверняка изменится после результатов ноябрьских выборов в представительные органы власти США. Это подтверждается подписанием Россией и США Протокола о завершении двусторонних переговоров о присоединении РФ к ВТО, которое состоялось девятнадцатого ноября в Ханое во время саммита стран-членов Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Существуют так называемые базовые и нестандартные требования ВТО. Первые - это те, что закреплены в соглашениях организации. Оспаривать их практически невозможно, но нужно, а наша сторона, как видим, сдается без борьбы. Например, известно, что уже принято решение об исключении из отечественного законодательства в области нефти и недропользования норм, противоречащих положениям соглашения ВТО об инвестиционных мерах, связанных с торговлей.          В частности, исключению подлежат статьи национального законодательства, касающиеся казахстанского содержания в закупаемых недропользователями товарах и услугах. Речь идет о доле отечественных товаров и услуг в нефтегазовых проектах, освоение которых осуществляется на территории Казахстана. По оценкам, в совокупности на всех нефтяных разработках республики эта доля составляет менее трех процентов! Но даже от этой мизерной доли нас заставляют отказаться. В то же время аналогичный показатель в Норвегии составляет восемьдесят, в Малайзии - семьдесят, в Индонезии – двадцать пять процентов. Наши переговорщики практически сдали и эту позицию, хотя следовало бы биться до конца. В то же время доля китайского участия в нефтегазовых проектах, осуществляемых на территории Казахстана, составляет порядка сорок процентов, а по некоторым оценкам – порядка шестидесяти процентов. То есть на полтора-два порядка выше. В сфере услуг прогресс по переговорам также не велик, если судить по оценкам последствий присоединения Казахстана к ВТО, представленным казахстанским депутатам на парламентских слушаниях в октябре т.г. На сегодняшний день ситуация с балансом международных услуг крайне неблагоприятная. При такой динамике отрицательного баланса услуг без труда можно сделать вывод, о дальнейшем снижении доли участия казахстанских предпринимателей в этом секторе. При таком отрицательном балансе услуг значительные негативные последствия присоединения к ВТО для этой сферы не вызывают сомнений. Перечень отраслей и секторов национальной экономики, где налицо негативные последствия присоединения на этом не ограничиваются. В переговорном процессе существенно важно придерживаться следующего принципиального подхода. Казахстан должен стать членом ВТО только тогда, когда общий баланс прав и обязательств при присоединении будет сведен в пользу казахстанской экономики и послужит ее динамичному и устойчивому росту. Либерализация доступа на рынок товаров и услуг не должна нанести ущерб (их нужно свести к минимуму) соответствующим секторам казахстанской экономики, особенно тем, которые находятся в стадии модернизации и реструктуризации. Условия присоединения должны быть стандартными. Иными словами, критериями нашего присоединения должны являться только нормы и правила ВТО. Иные условия, на которых другие страны присоединялись к ВТО, не должны использоваться в переговорном процессе с нашей страной. Именно такой подход был использован Россией, что и обеспечивает ей успех в защите национальных интересов.

2.4. Проблемы сферы услуг

  За последнее десятилетие доля сектора услуг в ВВП республики увеличилась с 33,6 % до 50,2 %. Однако, несмотря на такой значительный рост, в настоящее время многие секторы сферы услуг не обеспечены развитой законодательной базой, учитывающей новые реалии, отсутствуют концепции развития тех или иных видов услуг. При этом предоставление ряда услуг зачастую регулируется нормативно-правовыми актами, принимаемыми на местном уровне. В то же время механизм регулирования сферы услуг в рамках ВТО отличается исключительной сложностью. Это обусловлено большим разнообразием как самих категорий услуг (специалисты ВТО выделяют около сто шестьдесят категорий и подкатегорий), так и общих принципов, норм, правил ВТО. Помимо этого имеются специфические обязательства каждой из стран-членов по обеспечению доступа на свои рынки услуг. Все это усложняет задачу по разработке соответствующей переговорной стратегии, охватывающей как вопросы доступа на отечественный рынок услуг, так и обеспечения национального режима.          Сфера услуг в Казахстане находится на начальной стадии становления и испытывает явный недостаток собственных ресурсов для активного расширения. Объем производимых услуг на душу населения в Казахстане (в сопоставимых ценах) не превышает трех тысяч долларов в год, в то время как в США он равен двадцать пять тысяч, в Западной Европе и Японии – 15–16 тысяч долларов. .Безусловно, сильная сторона производителей услуг – детальное знание общих хозяйственных условий и конкретных проблем бизнеса в Казахстане. Западные специалисты, привыкшие к стандартным схемам, сталкиваясь с нетипичными условиями и ситуациями, часто проигрывают казахстанским производителям в способности принимать креативные решения. Рыночная устойчивость отечественных поставщиков услуг основывается пока на ценовых преимуществах. Дешевый труд высокой квалификации определяет более низкие (иногда до пяти и более раз) цены на аналогичные услуги, чем у зарубежных конкурентов. Присутствие последних на рынке будет способствовать повышению оплаты труда отечественных специалистов (причем не только в сфере услуг). Угроза захвата зарубежными конкурентами казахстанского рынка услуг явно преувеличена и здесь выгоды для страны от интеграции в ВТО будут превосходить возможные минусы.  Вместе с тем, поскольку процесс становления сферы услуг в Казахстане еще не закончился (а Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС, в отличие от других соглашений ВТО, игнорирует специфические особенности стран с переходной экономикой), республика столкнется не только с увеличением сохраняющегося на протяжении ряда лет отрицательного сальдо в своей торговле услугами, но и с тем, что национальная составляющая этого бизнеса может просто исчезнуть. В число услуг, подпадающих под действие соглашения, входят все виды транспортной деятельности, туризм, строительство, служба передачи информации, деловые услуги (маркетинг, лизинг, менеджмент, аудит), образование, медицина, банковская страховая деятельность и т. д.  В то же время вхождение Казахстана в ВТО не окажет заметного воздействия на сектор финансовых услуг. Масштабы и динамика казахстанской экономики, включая и уровень платежеспособного спроса, не столь высоки, чтобы привести к экспансии зарубежных финансовых институтов на отечественный рынок. Свободных финансовых средств в мире не так много, и имеются гораздо более привлекательные рынки для их вложения. Хотя, несомненно, существует опасность того, что, «поднатужившись», какой-нибудь крупный западный банк или инвестиционный фонд может скупить всех участников казахстанского финансового рынка оптом и в розницу.

 

 

3. Перспективы,  пути решения, основные направления  вступления в ВТО

3.1. Экономический  рост

Основные положительные  моменты вступления Казахстана в  ВТО будут заключаться в следующем: во-первых, помимо того, что Казахстан будет признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми странами-членами организации режим наибольшего благоприятствования. Во-вторых, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля для Казахстана большое значение в ВТО будет иметь условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе.     Вступление в ВТО даст Казахстану ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства. В-третьих, от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские потребители. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения. В-четвертых, для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции. В-пятых, создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО.В-шестых, перспективы инвестиционного климата в связи с вступлением Казахстана в ВТО будут положительными. Приток иностранных инвестиций в экономику страны увеличится в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытости экономики Казахстана, улучшения законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению уровня квалификации местных специалистов. В-седьмых, ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции. В-восьмых, членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное правовое пространство, которое создаст всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику.

3.2. Финансовые  перспективы

            Весомыми аргументами в пользу быстрого вступления Казахстана в ВТО является возможность получения немедленных выгод при открытии рынков других стран для отечественного предпринимательства. Казахстан также рассчитывает со вступлением в ВТО на увеличение потока зарубежных инвестиций, на развитие банковской системы, на повышение капитализации, на ускорение реформы и на расширение процесса интеграции в мировую экономику. Например, известен ряд требований, предъявляемых к России от имени ВТО. В частности, от России требуется “выравнивание” внутренних и внешних цен на энергоносители, ликвидация экспортных пошлин на сырьевые товары, а также изменить порядок взимания НДС внутри СНГ. Если аналогичные требования предъявляются странами-членами ВТО и к Казахстану, то было бы целесообразным сопоставлять предполагаемые выгоды от вступления в ВТО в данном этапе с неизбежными потерями. Для принятия оптимальных решений при подготовке к вхождению Казахстана в ВТО, будет полезным открытое обсуждение на данной конференции процесса присоединения. Необходимо, также, в государственном масштабе приступить, наряду с информационно-разъяснительной работой среди предпринимателей о соглашениях ВТО, к подготовке кадров для работы в новых условиях на внутреннем рынке после присоединения к ВТО. Вступление страны в ВТО предполагает снятие всяких барьеров для импорта и отмену субсидий, предназначенных для внутренней поддержки производства и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. При очень слабом развитии и незащищенности, сельскохозяйственный сектор Казахстана не выдержит внешнеторговой экспансии развитых стран, соседей по региону и стран Евросоюза, которые ежегодно субсидируют экспорт своих фермерских хозяйств в размере 5,6 млрд. евро. Казахстанские фермеры сегодня работают в зоне рискованного земледелия в условиях хронического дефицита сельхозтехники, минеральных удобрений, пестицидов и воды. В результате, себестоимость произведенной ими продукции оказывается настолько дорогой, что становятся невыгодными реализация и доставка из одного региона в другой, и даже внутри страны. Необходимо максимально увеличить субсидирование сельхозсектора по той простой причине, что размеры субсидий для вступающей в ВТО страны определяются на основе данных о размерах субсидий в течение нескольких последних лет. В общих правилах ВТО в области торговых отношений существуют следующие запреты: - на предоставление отечественным производителям любых субсидий, которые нарушают положения соответствующих соглашений ВТО (в т.ч. экспортные и импортные субсидии, предоставляемые по государственным программам развития конкретных отраслей промышленности); - на запрещение или ограничение импорта конкретных товаров; - на введение антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных пошлин; - на лицензирование импорта товаров; - на запрещение или ограничение экспорта конкретных товаров; - на введение национальных стандартов, которые могут рассматриваться как технические барьеры в торговле; - на применение льготного налогообложения товаров отечественного производства по сравнению с импортными товарами и др. Согласно Соглашений о субсидиях и компенсационных мерах, которое было разработано еще в период деятельности ГАТТ, установлены категории субсидий, среди которых следует отметить экспортные субсидии, которые государственными органами в странах-членах ВТО запрещено предоставлять отечественным фирмам. Данный запрет окажет отрицательное влияние на развитие экспорта отечественных товаров с высокой степенью переработки или стимулирование импортозамещения. По причине сырьевой ориентированности экономики Казахстана, трудно будет защитить производства других секторов от иностранной конкуренции.В первую очередь, экспансию транснациональных корпораций, имеющих огромный опыт конкурентной борьбы, испытывают на себе текстильная промышленность, машиностроение, финансовый сектор (страховые компании и банки), розничная торговля. Вступление в ВТО не гарантирует защиту от применения против наших товаров антидемпинговых мер и не поможет в преодолении специального режима – нетарифного ограничения на торговлю сталью (данные ограничения находятся за рамками ВТО). Казахстан сегодня признан страной с рыночной экономикой, в связи с чем стало возможным противостоять дискриминациям в сфере внешней торговли, не став еще членом ВТО. Этому способствует и то, что Казахстан давно пользуется режимом наибольшего благоприятствования в отношении с основными торговыми партнерами. При вступлении в ВТО выигрывает тот сектор экономики, где производится и реализуется конкурентоспособный товар. К сожалению, сегодня продукция многих отраслей казахстанской экономики не является конкурентоспособной и не востребована на внешнем рынке. При низкой конкурентоспособности отечественной продукции, вхождение в ВТО спровоцирует интервенцию дешевых импортных товаров и услуг, в результате, вместо ожидаемого наплыва инвестиций, мы уступим существенную долю отечественного рынка иностранным фирмам. Хуже того, отдельные неконкурентоспособные отрасли могут вообще прекратить существование. На тот рынок, куда есть возможность поставить товар, с инвестициями не торопятся. Конкурентоспособность продукции определяется техническим уровнем, качеством, внешним видом. Проблема многих товаропроизводителей – в отсутствии фирменного стиля, узнаваемой торговой марки, собственного имени. Однако решающим фактором при конкурентной борьбе все-таки является не качество, а более низкая цена. Последний фактор является самым труднопреодолимым для наших производителей из-за высокой ставки за кредит, отсутствия инвестиций, и в результате отсутствует доступ к новым технологиям. Вхождение в ВТО потребует от Казахстана принятие обязательств по дальнейшей либерализации доступа иностранных услуг (аудит, консалтинг, строительство, международные перевозки, туризм и т.д.) и их поставщиков на казахстанский рынок. Китай и отдельные развивающиеся страны рассчитывают на открытие развитыми странами-членами ВТО отдельных секторов экономики с тем, чтобы увеличить их участие в мировой торговле услугами. Важной составляющей поставки услуг, является, по их мнению – перемещение физических лиц. Либерализация в этой области может привести к миграции дешевой рабочей силы и специалистов, что усугубит без того сложную проблему безработицы в отдельных странах. - Особого изучения требует учет возможных негативных последствий для малого бизнеса в случае вхождения Казахстана в ВТО и меры для его защиты. Именно в секторе малого предпринимательства сосредоточен основной потенциал экономического роста страны. Нужна новая государственная программа поддержки малого бизнеса для создания условий выживаемости его в конкурентной борьбе с предпринимателями других членов ВТО. Необходимо создать инфраструктуру поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, кредитные союзы и страховые компании, информационные, исследовательские и маркетинговые центры и т.д.) и стимулировать инвестиционные и инновационные процессы. В программе приоритеты должны отдаваться оказанию малым предприятиям помощи в приобретении лицензий и ноу-хау, товарных знаков, технологий, а также сдачи в аренду им оборудования и площадей на предприятиях отрасли. Таким образом, вступление Казахстана в ВТО – вопрос, в сущности, решенный. Казахстан не может оставаться вне организации, нормами которой регулируются сегодня около девяносто пяти процентов всей мировой торговли товарами и услугами, и которая объединяет около ста пятидесяти трех стран мира.

Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы, перспективы