Вступление РК в ВТО: проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и проведение исследования вступления Республики Казахстан в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач: 1. рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи и функции, основные направления деятельности; 2. изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: сельскохозяйственные, производственные, экономические; 3.ознакомиться с открывающимися перспективами при вступлении Казахстана в ВТО.

Содержание

Введение………………………………………….........................................3
Международная организация ВТО
ВТО – орган, занимающийся глобальными правилами торговли между государствами…...…………………..4-5
Основные задачи функции ВТО………………………………..5-6
Основные направления данной организации…………………..6-7
Основные проблемы РК при вступлении в ВТО
Ключевые проблемы сельского хозяйства………...................10-11
Проблемы производства в РК при вступлении в ВТО……...11-13
Экономическая безопасность и стабильность………….........13-16
Проблемы сферы услуг………..................................................16-17
Перспективы, пути решения, основные направления вступления в ВТО
Экономический рост………………………..............................18-19
Финансовые перспективы……..................……………..........19-22
Модернизация экономических отношений………..................22-25
Заключение………………………………………………………….…26
Cписок использованных источников..................................................27
Приложения.....................................................................................28 - 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.12 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РК

Костанайский государственный  университет им. А. Байтурсынова

Кафедра экономической теории и управления

 

 

 

 

 

 

                                   Курсовая работа

на тему « Вступление РК в ВТО: проблемы, перспективы»

                         

 

Дисциплина экономическая  теория

Специальность 5B051000 ГМУ

 

Выполнила:                                         Кляйн В. А., студентка 1 курса, очной                   

       формы  обучения 

 

Руководитель:                                    Шмидт В. А., ст. преподаватель

___________________________________

 

 

Защита курсовой работы

Состоится ____ __________________ 2011 г.

Оценка_____________________

 

 

                                                

 

 

г. Костанай, 2011

Содержание

Введение………………………………………….........................................3

  1. Международная организация ВТО
    1. ВТО – орган, занимающийся глобальными правилами торговли между государствами…...…………………........................................4-5
    2. Основные задачи функции ВТО………………………………..5-6
    3. Основные направления данной организации…………………..6-7
  2. Основные проблемы РК при вступлении в ВТО
    1. Ключевые проблемы сельского хозяйства………...................10-11
    2. Проблемы производства в РК  при вступлении в ВТО……...11-13
    3. Экономическая безопасность и стабильность………….........13-16
    4. Проблемы сферы услуг………..................................................16-17
  3. Перспективы, пути решения, основные направления вступления в ВТО
    1. Экономический рост………………………..............................18-19
    2. Финансовые  перспективы……..................……………..........19-22
    3. Модернизация экономических отношений………..................22-25

Заключение………………………………………………………….…26

Cписок использованных источников..................................................27

Приложения.....................................................................................28 - 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вступление Республики Казахстан  во Всемирную Торговую Организацию  является актуальной и глобальной темой  на сегодняшний день. Политика открытой торговли крайне необходима для Республики Казахстан, имеющей небольшой внутренний рынок и нуждающейся в доступе  к расширяющимся мировым рынкам. Более предсказуемые и основанные на международном праве условия  ВТО дадут возможность Казахстану, используя внутренние выгодные возможности, проявить свою конкурентоспособность  в соревновании с торговыми партнерами. Целью данной работы является изучение и проведение исследования вступления Республики Казахстан в ВТО.         Цель работы предполагает решение следующих задач: 1. рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи и функции, основные направления деятельности; 2. изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: сельскохозяйственные, производственные, экономические; 3.ознакомиться с открывающимися перспективами при вступлении Казахстана в ВТО.            В работе имееется три статьи деловых журналов РК, в которых содержится информация по данной теме. Работа  содержит следующую структуру: введение, три раздела, заключение, приложения, список используемых источников. В приложении имеются две таблицы,  в которых имеются конкретные и достоверные данные, помогающие более углубленно вникнуть в проблемы факторов конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров, и сообщается о физических объемах промышленного производства Республики Казахстан. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Международная организация ВТО

    1. ВТО – орган, занимающийся глобальными правилами торговли между странами

     ВТО - Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с тысяча девятьсот сорок седьмого года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с первого января тысяча девятьсот девяносто пятого года. ВТО призвана  регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (тысяча девятьсот восемьдесят шестой – тысяча девятьсот девяносто четвертый). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.  Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. С тысяча девятьсот сорок седьмого года обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено восемь раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.   Что касается кратких сведений о данной организации, я могу назвать несколько основных пунктов.  Её местом расположения является Женева, Швейцария.  В эту организацию входит сто пятьдесят три государства, кстати, на данный момент многие страны, еще не вошедшие в ВТО, стоят на очереди.  Бюджет ВТО -  сто тридцать четыре миллиона швейцарских франков (примерно девяносто миллионов долларов США). Штат Секретариата состоит из пятиста сотрудников. Главой является генеральный директор.           Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д. Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.

1.2. Задачи и функции ВТО

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов  международной торговли. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ (ВТО) являются:  1) торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; 2) регулирование торговли преимущественно тарифными методами; 3) отказ от использования количественных и иных ограничений; 4) транспарентность торговой политики; 5) разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.      Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между ззаинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными сспециализированными организациями. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом: создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики; доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации; возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно девяносто семь процентов всей мировой торговли товарами и услугами. Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.

                 1.3. Основные направления данной организации    Рабочая программа ВТО формируется и утверждается на двухлетний период. Одним из существенных элементов при ее подготовке и определении в последние годы становятся размеры бюджетных ассигнований, то есть происходит формирование так называемой программы-бюджета организации. В работе по формированию программы-бюджета ВТО активное участие принимают Технический комитет по программе и координации (ТКПК) и Бюджетно-финансовый комитет (БФК). Программа и бюджет организации утверждаются на генеральной ассамблее. В стратегии и направлениях работы на протяжении почти пятнадцатилетнего существования ВТО происходили существенные перемены. Они были взаимосвязаны как с количественным и качественным ростом объемов международного туризма, так и с развитием и применением новейшей технологии в туристской индустрии. Необходимо отметить, что и в самих странах - членах ВТО происходили и происходят изменения в структуре и целях национальной туристской политики с учетом расширения международных туристских связей, новых приоритетов в стратегии развития или формирования (для большинства развивающихся стран) отрасли иностранного туризма. Определяющим направлением деятельности ВТО, является помощь развивающимся странам в области туризма. Этот принцип фокусируется в основном в программе под названием «Техническое сотрудничество». В системе ООН принято узкое определение понятия «техническое сотрудничество», а именно предоставление специфической помощи развивающейся стране или группе развивающихся стран. В рамках ВТО, а вернее - в практике туризма, это понятие несколько расширяется и включает также использование результатов работы и конкретного практического опыта в других направлениях деятельности, о которых будет сказано ниже. Техническое сотрудничество требует весьма значительных капиталовложений в виде людских ресурсов и финансовых средств. В этой связи значительная помощь в реализации этого вида деятельности оказывается со стороны Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), исполнительным агентством которой является ВТО. Поскольку, согласно Финансовому регламенту ВТО, запрещается выделение бюджетных средств организации на выполнение проектов технического сотрудничества на местах, все внебюджетные расходы (на поездки специалистов и экспертов, на оборудование и т. д.) берет на себя ПРООН. Таким образом, в осуществлении технического сотрудничества по национальному проекту из области туризма участвуют правительственные органы (регламентирующие социально-экономическое планирование в стране в целом), национальные туристские органы (администрации), ПРООН и исполнительное агентство в лице ВТО. Судьба определенного проекта, очевидно, зависит в первую очередь от решения правительственного органа, который фактически санкционирует выделение финансовых средств из фондов, выделяемых ПРООН на развитие всех секторов социально-экономической деятельности в данной стране. По подсчетам ВТО, из всех фондов ПРООН в среднем только 0,5 % направляется правительствами в конечном счете на осуществление проектов в секторе туризма. В рамках выполнения проектов ПРООН в области туризма ВТО осуществляет конкретную помощь в виде миссий секторальной поддержки, используя соответствующие фонды ПРООН. За прошедшие годы было выполнено около 500 таких миссий в 130 странах.        В этой организации, также как и в любой другой имеются свои основополагающие направления. Основные направления Всемирной Торговой Организации:  контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО; выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров; урегулирование торговых споров между странами-членами; наблюдение за торговой политикой стран-членов; сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные проблемы  РК при вступлении в ВТО

Существует достаточно большое  количество проблем при вступлении Республики Казахстан в ВТО. По этому поводу было сказано достаточно много. Главные экономисты страны  разделились в своих мнениях; многие утверждают, что количесвто плюсов значительно  больше, чем минусов. Другие высказывают противоположную точку зрения, честно говоря, по этому поводу можно было бы дебатировать до бесконечности.  Имеется много статей, повествующих о перспективах, проблемах и направлениях деятельности при вступлении Казахстана в ВТО. Я  же хочу в своей работе упомянуть о двух статьях, которые более глубоко внедрились в описание данной темы.Они заинтересовали меня больше всего.       Статья, напечатанная в международном деловом журнале Kazakhstan № 1 «Вступление РК  в ВТО, проблемы, последствия и перспективы». Автором данной статьи является Кенжегали Сагадиев,  доктор экономических наук, академик национальной академии наук  РК,  Президент Университета международного бизнеса. «Казахстан все более втягивается в орбиту глобализации - мы строим открытое демократическое общество, формируем либеральную экономическую систему, устанавливаем обширные связи со многими государствами мира. Как удачно выразился один из наших интеллектуалов, глобализация уже имеет “экономическое тело”, а его кровеносные, жизнеобеспечивающие сосуды – международная торговля. Именно она придает динамику мировой экономике, вызывает к жизни и волей-неволей тянет за собой все другие аспекты глобализации. Так, за последние полвека объем мировой торговли промышленной продукцией вырос в семнадцать раз, в то время как сам объем мирового производства увеличился лишь в 6 шесть раз. Торговля стала важнейшим фактором экономического роста, как развитых так и развивающихся стран. И это ее влияние на развитие экономики все нарастает. За последнее десятилетие темпы ежегодного роста мировой торговли достигли 6,5%, тогда как совокупный ВНП возрос лишь на 2,0%. Казахстан объявил о своем решении войти в члены ВТО, что, безусловно, является оправданным шагом. Стремление нашей страны, строящей открытое общество и открытую экономику, стать в подлинном смысле этого слова полноправным членом мирового сообщества, можно только приветствовать. Это будет знаковым событием для всех нас, ибо по степени своей значимости оно равноценно переходу к рыночной экономике. Да и выигрыш очевиден - отечественные товары получат доступ на рынки других стран без какой-либо дискриминации, произойдет дополнительный приток инвестиций, и не только в сырьевой сектор, но и в другие отрасли экономики…..»   Следующая, не менее интересная статья, написанная Евгением Михайловым специально для Gazeta.kz: «Сегодня в Казахстане нет более популярной темы для дискуссий среди экспертов в области экономики, бизнесменов и чиновников от экономики же, чем предстоящее вступление страны во Всемирную Торговую организацию (ВТО). Направление дискуссий сейчас уже иное, чем было лет пять-семь назад. Тогда споры предполагали возможность негативного отношения к этой идее, были противники вступления Казахстана в ВТО. Сейчас в целом характер дискуссий изменился: однозначное отрицание вступления в ВТО противоречило бы официальной политике, которая, как известно, не подразумевает дискуссий на тему "вступать или не вступать". Сейчас споры идут вокруг условий и сроков вступления. Осторожное отношение казахстанских промышленников к членству страны в ВТО было выражено президентом Конфедерации работодателей Казахстана Кадыром Байкеновым на одном из недавних совещаний по этой проблеме.  При вступлении Казахстана в ВТО мы будем испытывать нелегкие испытания. Организация создавалась десятилетиями и все страны входили в эту организацию последовательно и постепенно. Нам же пока неизвестно, сколько будет отпущено времени для вступления нашей страны в ВТО. Эта неопределенность вызвана тем, что мы должны пересмотреть таможенные тарифы, чтобы по истечении определенного периода времени они приблизились к уровню, который сложился в ВТО, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство, пересмотреть практику в вопросах субсидирования экономики и прочее. Среди экономических специалистов в целом преобладает мнение о целесообразности и стратегической выгодности вступления Казахстана в ВТО. Однако по тактике отношений с ВТО, сроков и условий вступления в эту организацию имеются много расхождений. Действительно, в неофициальном порядке многие специалисты высказывают мнение, что Казахстан сегодня еще не готов к открытию своих рынков, что вступление в ВТО подорвет отечественную промышленность. Поэтому вступать в эту организацию надо только после перехода экономики страны в фазу устойчивого роста, когда она будет более готова противостоять иностранной конкуренции. Многие эксперты, в том числе и сторонники членства Казахстана в ВТО, говорят, что эта позиция заслуживает внимания, потому что "инерционность системы, которую мы имеем в сфере экономики в последние годы, потребует определенного среднесрочного периода времени для её изменения".  Ряд экспертов, критически настроенных к идее ускоренного членства в ВТО, приводит пример соседней Киргизии, которой вхождение в Организацию, случившееся два года назад, принесло больше проблем, чем пользы, "оголив" возможности государства в плане политики протекционизма в отношении к собственным производителям. Эксперты отмечают, что в основе неудовлетворительного положения, которое занимает Казахстан на мировом рынке, лежат устаревшая производственная база, отсталые технологии производства. Чтобы преодолеть эту отсталость необходим определенный период, когда производители могли бы быть избавлены от необходимости одновременно и переоснащать свое производство, и конкурировать с иностранными товарами на своем же рынке - такую борьбу они однозначно проиграют. Каким же должен быть этот период подготовки к вступлению в ВТО? Очевидно, для каждой отрасли производства он свой. Например, представители деревообрабатывающей промышленности говорят о пяти-семи годах. А представители некоторых подотраслей пищевой промышленности заявляют, что уже сейчас по качеству своей продукции не уступают импортным изделиям, но проблема в том, что в Казахстане более высока себестоимость производства, чем в Китае, России, Турции. И надо добиться повышения жизненного уровня, а следовательно, и покупательной способности, населения Казахстана ».  Казахстан, как и многие другие страны уже десять лет стремится стать членом всемирной Торговой Организации (ВТО). Желание благое, ибо это будет способствовать дальнейшей интеграции страны в современные хозяйственные связи. Процесс вступления Казахстана, как правило датируют моментом подачи заявки, т.е. тысяча девятьсот девяносто шестым годом. Процесс длится уже десять лет. В течение многих лет правительство Казахстана утверждает, что осталось совсем немного до того момента, когда республика станет полноправным членом этой организации. Однако, воз и ныне там. Не будем обвинять правительство в медлительности, процесс этот действительно сложный и продолжительный, а, самое главное, окончательное решение абсолютно не зависит от желания одной страны. Думаю, что винить казахстанское правительство в медлительности нет видимых оснований. Разве что не стоит так часто и громогласно заявлять, что решение уже принято. Вхождение в ВТО может состояться при учете сложного баланса интересов: во-первых, необходимо максимально отстаивать национальные интересы Казахстана; во-вторых, присоединение практически невозможно без учета интересов стран-членов ВТО. При вступлении любой страны в ВТО имеются так называемые чувствительные отрасли: отрасли, производители которых в наибольшей степени уязвимы, когда страна становится членом данной организации.

2.1. Ключевые проблемы  сельского хозяйства

        В Казахстане имеются три чувствительные отрасли – сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность. Исторически (еще с советских времен) именно эти отрасли являются наиболее проблемными секторами экономики республики. Что же представляет собой сельское хозяйство Казахстана?  Думаю, что необходимо прежде всего обратиться к статистическим данным. Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Казахстан составляет 216.7 млн. га, в том числе пашня – 22,6 млн. га, сенокосы – 5,0 млн. га, пастбища – 189 млн. га. Климатические условия республики позволяют в большинстве регионов выращивать зерновые культуры, на орошаемых землях в южном регионе – возделывать хлопчатник, табак, рис, сахарную свеклу, а также виноградники и плодовые сады. В то же время, по оценкам, биоклиматический потенциал земледельческой зоны в 2,7 раза ниже, чем в Северной Америке и Западной Европе. Относительно низким является и качество земли. Лишь 7,2 млн. га пашни имеют балл бонитета свыше 50 единиц, позволяющий эффективно возделывать сельскохозяйственные культуры. Климатические условия Казахстана позволяют использовать естественные пастбища в качестве круглогодичной кормовой базы, что создает условия для развития животноводства. Анализ состояния сельского хозяйства свидетельствует, что в целом ситуация здесь по-прежнему характеризуется нестабильностью и низкой конкурентоспособностью. Для развития сельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития. К числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного сектора экономики республики, можно отнести: 1.слабую конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции; 2. снижение доли сельского хозяйства в конечной цене готовой продукции, поскольку в процессе ее реализации возникает значительное число посредников, не имеющих отношения к непосредственно к производству; 3. высокий уровень накопленной задолженности сельхозпроизводителей по обязательствам; 4. существенную зависимость сельского хозяйства от климатических условий; 5.нэффективное использование природно-климатического потенциала местности при возделывании сельскохозяйственных культур и выращивании животных; 6.  нерациональное использование пашни; 7. многочисленность агропромышленных формирований, размеры которых не позволяют вести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных, трудовых и иных ресурсов; 8. недостаток квалифицированных кадров и рост численности самостоятельно занятых, что является одно из причин низкой производительности труда в сельскохозяйственном производстве; 9. низкий уровень доходов сельского населения. Помимо всего прочего, хотелось бы, изобразить таблицу, в которой наглядно показаны факторы конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров в Республике Казахстан (см Таблица № 1, приложения).

Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы, перспективы