Внешние эффекты и проблема охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования.

Работа содержит 1 файл

курсовая по внешним эффектам.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

В современных  условиях должна существовать реальная возможность для проживания в  благоприятной окружающей среде, качественная сторона которой соответствовала бы международным и государственным стандартам и нормативам, способствовала бы продолжительности жизни человека. В связи с этим должен быть создан всесторонний комплексный механизм реализации и защиты права граждан на благоприятную окружающую среду.

Экономическим результатом издержек предотвращения загрязнения можно считать снижение ущерба. Считается, что природоохранные  затраты в 1–2% от ВНП предотвращают ущерб в 3–5% объема ВНП. Однако они вызывают и отрицательные экономические последствия, поскольку отвлекают значительную часть трудовых и финансовых ресурсов, влияют на рост себестоимости продукции. В 2007 г. в связи с провозглашением ООН Десятилетия «Вода для жизни» основной акцент сделан на охране и использовании водных ресурсов. Ведь именно от состояния водных ресурсов во многом зависит здоровье и благополучие каждого из нас.

По оценкам  Европейского агентства по окружающей среде Республика Беларусь — одна из немногих стран СНГ и Европы, которая имеет доступ к питьевой воде высокого качества. Результаты нашего мониторинга позволяют утверждать, что качество подземных вод в республике достаточно высокое.

Предпринимаются конкретные меры по решению водных проблем. Прежде всего эти меры направлены на снижение антропогенной нагрузки на водные ресурсы и их рациональное использование.

В 2007 г. заметно улучшилось общее состояние водных объектов бассейнов Днепра, Западной Двины, Немана и Припяти (особенно по содержанию биогенных элементов). Наметилась тенденция к стабилизации состояния водных объектов бассейна Западного Буга.

За последние  пять лет введены в эксплуатацию 87 очистных сооружений канализации. Сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты сократился на 55 %.

Выполнение водоохранных мероприятий позволило в 2007 г. сократить сброс недостаточно очищенных сточных вод на 3 млн м3. Комплексы очистных сооружений, построенные за счёт средств Фонда охраны природы, обеспечат эффективную очистку свыше 100 млн м3 сточных вод в год.

Государственная политика в области охраны окружающей среды, ориентированная на обеспечение устойчивого развития страны, требует наряду с получением достоверной информации о состоянии важнейших природных компонентов принятия эффективных мер по недопущению загрязнения воздуха, водных объектов, земельных ресурсов, сохранению биологического разнообразия. [14]

Сознавая важность защиты озонового слоя для сохранения жизни на нашей планете, Беларусь одной из первых подписала и ратифицировала Венскую конвенцию об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. К 2020 г. в Беларуси будут выведены из обращения гидрохлорфторуглероды — одни из самых вредных озоноразрушающих веществ. Для нашей страны был установлен базовый уровень потребления этих веществ — 51 условная тонна. Беларусь должна была полностью отказаться от гидрохлорфторуглеродов к 2030 г. Однако на совещании сторон Монреальского протокола в сентябре этого года было принято решение для стран с развитой и переходной экономикой, в том числе Беларуси, ускорить этот процесс. Полное прекращение использования ГХФУ ожидается уже в 2020 г.

Данные мониторинга 2007 г. показали, что в большинстве городов республики сохранилась тенденция к снижению содержания в воздухе загрязняющих веществ. Даже в Минске их среднегодовые концентрации были ниже, чем в крупных городах СНГ и Западной Европы.

Несмотря на то, что за последние пять лет  транспортный парк республики вырос  почти на 32 %, количество автомобилей, эксплуатируемых с нарушением норм, на предприятиях снизилось с 7 % до 5 %, на трассе — с 14 % до 11 %. Такие показатели обусловлены не только ежегодным обновлением автомобильного парка на 7—9 %, но и ужесточением государственного контроля.

Статистические  данные по Республике Беларусь за последние годы показывают увеличение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды (приложение Б), корректируются ставки налогов за использование природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ (приложение В), что позволяет увеличить суммы поступлений в фонды охраны окружающей среды [10].

Отдельного  рассмотрения заслуживает вопрос о  содержании права граждан на благоприятную  окружающую среду. По мнению Манкевич И.П., конкретная юридическая конструкция  содержания данного права включает следующие правомочия:

  • правомочие пользоваться окружающей средой, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности человека;
  • правомочие требовать от государства, юридических и физических лиц выполнения ими своих обязанностей по недопущению такого состояния окружающей среды, которое нарушает право на благоприятную окружающую среду;
  • правомочие своими активными положительными действиями воздействовать на состояние окружающей среды;
  • правомочие прибегать в необходимых случаях к государственной защите нарушенного права на благоприятную окружающую среду [7].

Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями  катастрофы на Чернобыльской АЭС  и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления, усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.

Ограниченность  природных ресурсов вызывает необходимость  повышения экологических требований к экономике. Само экономическое  развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем заложена основа для устранения этих противоречий.

Поэтому необходимо комплексное решение хозяйственных  проблем с учетом требований природной  среды и наоборот. Противостояние экономики и экологии должно решаться в современных условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений.

 

Заключение

Внешние эффекты  – это издержки или выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражения в ценах. Эти эффекты являются «внешними» по отношению к рыночным ценам и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.

Различают: совокупные внешние издержки – совокупный ущерб, наносимый третьим лицам; предельные внешние издержки – дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, не оплачиваемые производителем и перекладываемые на третьих лиц; предельные общественные издержки, равные сумме предельных издержек производства фирмы и предельных внешних издержек.

Формы внешних  эффектов разнообразны. Различают: отрицательные и положительные внешние эффекты; технологические и денежные; экстерналии производства, потребления, смешанные (производство – потребление, потребление - производство); предельные и интрамаржинальные; Парето-непротиворечивые и Парето-противоречивые; позиционные, сетевые, интернализируемые государством или рынком.

Причиной существования  внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности  на ресурсы, что приводит к искажению стоимости ресурса для альтернативных способов его использования.

Условием устранения потерь эффективности, вызванных внешними эффектами, является обеспечение равенства  между общественными предельными  издержками и общественными предельными выгодами.

Для полноты  оценки издержек по производству благ и использованию прав собственности  Р. Коуз ввел понятие трансакционных издержек, или издержек по спецификации (установлению) правомочий собственности  различных видов (распоряжение, владение и т.д.). Величина трансакционных издержек определяет, какие контракты по передаче прав собственности будут заключены, с тем чтобы внешний эффект был оплачен. Если величина трансакционных издержек ничтожно мала, то при сделке достигается эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности.

Отрицательные внешние эффекты обострили проблему состояния окружающей среды. Меры по преодолению последствий ее загрязнения  включают: введение стандартов по вредным  выбросам; установление платы за выбросы, формирование рынка прав на загрязнение; продажу на рынке временных разрешений на выбросы.    Используемые методы носят административный фискальный характер и различаются степенью использования рыночных принципов. Их целью является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышение качества окружающей среды. Эффективный объем выбросов характеризуется равенством между предельными общественными издержками от загрязнения и предельными издержками на сокращение объемов выбросов.

 

Список использованных источников

1. Бондарь А.В., Воробьев В.А., Сухарева Н.Н. Микроэкономика: учеб. пособие/ под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.

2. Гальперин  В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.  Микроэкономика – С-П.: «Экономическое знание», 1998. – 510 с.

3. Гребенников  П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник – С-П.:1998. – 350 с.

4. Кабушко А.М., Шимова А.С. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью – Мн.: «БелНацЭкология», 2005. – 220 с.

5.Кац М., Роузен Х. Микроэкономика – М.:ООО«Новое знание», 2004. – 828 с.

6. Липсиц И.В.  Экономика: учебник для ВУЗов  – М.: «Омега-Л», 2004. – 360 с.

  1. Манкевич И.П. Право граждан на благоприятную окружающую среду (гражданско-правовые аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 19 с.

8. Новикова И.В., Ясинский Ю.М., Тихонов О.А. и др. Микроэкономика: учеб. Пособие/ под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 391с.

9. Нуреев Р.И. Курс микроэкономики – М.: «Высшая школа», 2006. – 560 с.

10. Республика Беларусь в цифрах: краткий статистический сборник. / В.И. Зиновский и др.; Под общ. ред. Л.Л. Рыбчик. – Мн.: Министерство статистики и анализа, 2008. – 392 с

11. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика – М, С-П, К., 2007. – 1360 с.

12. Сломан Дж. Основы экономики  - М.: «Проспект», 2004. – 568 с.

13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика – М., 2001. – 830 с.

14.  Хоружик  Л.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды в Беларуси // Экалогія. 2008. №6 (6) – 24с.

15. Шимова О.С. Эколого-экономическое регулирование – Мн.: ЗАО «Белбизнеспресс»,1998. – 288 с.

16. Экономическая газета №76 от 30.09.08 Приложение 1 к Указу Президента РБ 07.05.2007 №215 – 36с.

17. Экономическая газета №86 от 04.11.08 Ставки налога за использование опасных загрязняющих веществ – 24с.

 

 

Приложения

Примечание. Источник: [15].

 

Приложение Б

Таблица Б1: Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (в миллиардах рублей)

Статьи расхода

2000

2004

2005

2006

2007

всего, в том  числе на охрану

30,2

169,8

188,5

179,4

241,7

атмосферного  воздуха

8,8

55,2

16,9

26,2

87,5

водных ресурсов

10,5

72,0

86,3

62,7

77,6

земель

10,1

34,9

62,7

82,2

72,0


 

 

Таблица Б2: Ввод в действие мощностей по охране от загрязнения водных ресурсов и атмосферного воздуха

Наименование 

2000

2004

2005

2006

2007

Станции и сооружения для очистки сточных вод, тыс.м воды в сутки

3,3

37,4

14,0

59,1

8,1

Системы оборотного водоснабжения, тыс.м воды в сутки

0,1

8,4

0,5

3,0

-


 

Примечание. Источник: [10].

 

Приложение В

Таблица В1: Трансформация ставок налога за сбросы загрязняющих веществ в водоемы в пределах установленных лимитов и рост потребительских цен

на начало года

ставки налога, руб./м 

рост ставок налога за год, раз

рост потребительских  цен, раз

неочищенные

плохо очищенные

нормативно  чистые

1999

32200

4720-24276

1650

2,5

3,5

2000

80,5

8,2-82

4,1

2,3

2,1

2001

187

19-187

9

5,0

1,46

2002

936

96-936

44

2,4

1,34

2003

2246

230-2246

105,6

1,18

1,25

2004

2650

271-2650

124,6

1,32

1,18

2005

3500

3500

165

-

-


 

Примечание. Источник: [4].

Информация о работе Внешние эффекты и проблема охраны окружающей среды