Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования.
В современных условиях должна существовать реальная возможность для проживания в благоприятной окружающей среде, качественная сторона которой соответствовала бы международным и государственным стандартам и нормативам, способствовала бы продолжительности жизни человека. В связи с этим должен быть создан всесторонний комплексный механизм реализации и защиты права граждан на благоприятную окружающую среду.
Экономическим
результатом издержек предотвращения
загрязнения можно считать
По оценкам Европейского агентства по окружающей среде Республика Беларусь — одна из немногих стран СНГ и Европы, которая имеет доступ к питьевой воде высокого качества. Результаты нашего мониторинга позволяют утверждать, что качество подземных вод в республике достаточно высокое.
Предпринимаются конкретные меры по решению водных проблем. Прежде всего эти меры направлены на снижение антропогенной нагрузки на водные ресурсы и их рациональное использование.
В 2007 г. заметно улучшилось общее состояние водных объектов бассейнов Днепра, Западной Двины, Немана и Припяти (особенно по содержанию биогенных элементов). Наметилась тенденция к стабилизации состояния водных объектов бассейна Западного Буга.
За последние пять лет введены в эксплуатацию 87 очистных сооружений канализации. Сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты сократился на 55 %.
Выполнение водоохранных мероприятий позволило в 2007 г. сократить сброс недостаточно очищенных сточных вод на 3 млн м3. Комплексы очистных сооружений, построенные за счёт средств Фонда охраны природы, обеспечат эффективную очистку свыше 100 млн м3 сточных вод в год.
Государственная политика в области охраны окружающей среды, ориентированная на обеспечение устойчивого развития страны, требует наряду с получением достоверной информации о состоянии важнейших природных компонентов принятия эффективных мер по недопущению загрязнения воздуха, водных объектов, земельных ресурсов, сохранению биологического разнообразия. [14]
Сознавая важность защиты озонового слоя для сохранения жизни на нашей планете, Беларусь одной из первых подписала и ратифицировала Венскую конвенцию об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. К 2020 г. в Беларуси будут выведены из обращения гидрохлорфторуглероды — одни из самых вредных озоноразрушающих веществ. Для нашей страны был установлен базовый уровень потребления этих веществ — 51 условная тонна. Беларусь должна была полностью отказаться от гидрохлорфторуглеродов к 2030 г. Однако на совещании сторон Монреальского протокола в сентябре этого года было принято решение для стран с развитой и переходной экономикой, в том числе Беларуси, ускорить этот процесс. Полное прекращение использования ГХФУ ожидается уже в 2020 г.
Данные мониторинга 2007 г. показали, что в большинстве городов республики сохранилась тенденция к снижению содержания в воздухе загрязняющих веществ. Даже в Минске их среднегодовые концентрации были ниже, чем в крупных городах СНГ и Западной Европы.
Несмотря на то, что за последние пять лет транспортный парк республики вырос почти на 32 %, количество автомобилей, эксплуатируемых с нарушением норм, на предприятиях снизилось с 7 % до 5 %, на трассе — с 14 % до 11 %. Такие показатели обусловлены не только ежегодным обновлением автомобильного парка на 7—9 %, но и ужесточением государственного контроля.
Статистические данные по Республике Беларусь за последние годы показывают увеличение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды (приложение Б), корректируются ставки налогов за использование природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ (приложение В), что позволяет увеличить суммы поступлений в фонды охраны окружающей среды [10].
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о содержании права граждан на благоприятную окружающую среду. По мнению Манкевич И.П., конкретная юридическая конструкция содержания данного права включает следующие правомочия:
Экологическая
ситуация в Беларуси осложнена последствиями
катастрофы на Чернобыльской АЭС
и функционированием
Ограниченность
природных ресурсов вызывает необходимость
повышения экологических
Поэтому необходимо
комплексное решение
Заключение
Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражения в ценах. Эти эффекты являются «внешними» по отношению к рыночным ценам и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.
Различают: совокупные внешние издержки – совокупный ущерб, наносимый третьим лицам; предельные внешние издержки – дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, не оплачиваемые производителем и перекладываемые на третьих лиц; предельные общественные издержки, равные сумме предельных издержек производства фирмы и предельных внешних издержек.
Формы внешних эффектов разнообразны. Различают: отрицательные и положительные внешние эффекты; технологические и денежные; экстерналии производства, потребления, смешанные (производство – потребление, потребление - производство); предельные и интрамаржинальные; Парето-непротиворечивые и Парето-противоречивые; позиционные, сетевые, интернализируемые государством или рынком.
Причиной существования внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы, что приводит к искажению стоимости ресурса для альтернативных способов его использования.
Условием устранения
потерь эффективности, вызванных внешними
эффектами, является обеспечение равенства
между общественными
Для полноты оценки издержек по производству благ и использованию прав собственности Р. Коуз ввел понятие трансакционных издержек, или издержек по спецификации (установлению) правомочий собственности различных видов (распоряжение, владение и т.д.). Величина трансакционных издержек определяет, какие контракты по передаче прав собственности будут заключены, с тем чтобы внешний эффект был оплачен. Если величина трансакционных издержек ничтожно мала, то при сделке достигается эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности.
Отрицательные
внешние эффекты обострили
Список использованных источников
1. Бондарь А.В., Воробьев В.А., Сухарева Н.Н. Микроэкономика: учеб. пособие/ под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика – С-П.: «Экономическое знание», 1998. – 510 с.
3. Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник – С-П.:1998. – 350 с.
4. Кабушко А.М., Шимова А.С. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью – Мн.: «БелНацЭкология», 2005. – 220 с.
5.Кац М., Роузен Х. Микроэкономика – М.:ООО«Новое знание», 2004. – 828 с.
6. Липсиц И.В. Экономика: учебник для ВУЗов – М.: «Омега-Л», 2004. – 360 с.
8. Новикова И.В., Ясинский Ю.М., Тихонов О.А. и др. Микроэкономика: учеб. Пособие/ под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 391с.
9. Нуреев Р.И. Курс микроэкономики – М.: «Высшая школа», 2006. – 560 с.
10. Республика Беларусь в цифрах: краткий статистический сборник. / В.И. Зиновский и др.; Под общ. ред. Л.Л. Рыбчик. – Мн.: Министерство статистики и анализа, 2008. – 392 с
11. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика – М, С-П, К., 2007. – 1360 с.
12. Сломан Дж. Основы экономики - М.: «Проспект», 2004. – 568 с.
13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика – М., 2001. – 830 с.
14. Хоружик Л.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды в Беларуси // Экалогія. 2008. №6 (6) – 24с.
15. Шимова О.С. Эколого-экономическое регулирование – Мн.: ЗАО «Белбизнеспресс»,1998. – 288 с.
16. Экономическая газета №76 от 30.09.08 Приложение 1 к Указу Президента РБ 07.05.2007 №215 – 36с.
17. Экономическая газета №86 от 04.11.08 Ставки налога за использование опасных загрязняющих веществ – 24с.
Приложения
Примечание. Источник: [15].
Приложение Б
Таблица Б1: Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (в миллиардах рублей)
Статьи расхода |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
всего, в том числе на охрану |
30,2 |
169,8 |
188,5 |
179,4 |
241,7 |
атмосферного воздуха |
8,8 |
55,2 |
16,9 |
26,2 |
87,5 |
водных ресурсов |
10,5 |
72,0 |
86,3 |
62,7 |
77,6 |
земель |
10,1 |
34,9 |
62,7 |
82,2 |
72,0 |
Таблица Б2: Ввод в действие мощностей по охране от загрязнения водных ресурсов и атмосферного воздуха
Наименование |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Станции и сооружения для очистки сточных вод, тыс.м воды в сутки |
3,3 |
37,4 |
14,0 |
59,1 |
8,1 |
Системы оборотного водоснабжения, тыс.м воды в сутки |
0,1 |
8,4 |
0,5 |
3,0 |
- |
Примечание. Источник: [10].
Приложение В
Таблица В1: Трансформация ставок налога за сбросы загрязняющих веществ в водоемы в пределах установленных лимитов и рост потребительских цен
на начало года |
ставки налога, руб./м |
рост ставок налога за год, раз |
рост потребительских цен, раз | ||
неочищенные |
плохо очищенные |
нормативно чистые | |||
1999 |
32200 |
4720-24276 |
1650 |
2,5 |
3,5 |
2000 |
80,5 |
8,2-82 |
4,1 |
2,3 |
2,1 |
2001 |
187 |
19-187 |
9 |
5,0 |
1,46 |
2002 |
936 |
96-936 |
44 |
2,4 |
1,34 |
2003 |
2246 |
230-2246 |
105,6 |
1,18 |
1,25 |
2004 |
2650 |
271-2650 |
124,6 |
1,32 |
1,18 |
2005 |
3500 |
3500 |
165 |
- |
- |
Примечание. Источник: [4].
Информация о работе Внешние эффекты и проблема охраны окружающей среды