Внешние эффекты и проблема охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования.

Работа содержит 1 файл

курсовая по внешним эффектам.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

Регулирование внешних эффектов в  Республике Беларусь

3.1. Законодательство РБ об охране окружающей среды

Основой государственного регулирования природоохранной деятельности является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно-правовых актов, к которым относятся: Конституция и законы РБ; указы; декреты и директивы Президента РБ; постановления и распоряжения Правительства; нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие  внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Экологическое законодательство определяет права  и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан  по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии соблюдения прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; устанавливает компетенции специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды, а также лимиты на пользование природными ресурсами и платежи за природопользование; определяет экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.

Белорусское экологическое  законодательство – одно из старейших  в мире.  Началом государственного регулирования правовых норм природопользования следует считать принятие в 1588г. Статута ВКЛ. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы.

Формирование  современной системы правового  регулирования природопользования связано с установлением советской  власти. Основные виды природных ресурсов становятся  общенародной собственностью. Было принято немало административно-правовых актов, сыгравших впоследствии значительную роль в природоохранной деятельности. Среди них декреты о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках и др. В Беларуси Закон об охране природы впервые был принят в 1961г.

Однако экологическое  законодательство в бывшем СССР являлось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соответствующими механизмами реализации.

В 90-е годы в  Беларуси были сделаны важные шаги по заполнению «законодательного вакуума» в сфере экологии. Только за последние годы парламентом были приняты в новой редакции 16 важнейших законов, отвечающих требованиям происходящих в экономике преобразований. Основу современного законодательства составляют :

- Конституция  РБ от 15.03.1994г. с дополнениями  и изменениями от 24.11.1996 и 17.10.2004г.;

- законы РБ: «Об охране окружающей среды  » (в ред.2005г.), «Об государственной экологической экспертизе» (в ред.2000г.), «Об отходах» (в ред. 2004г.), «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред.2000г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в ред.2000г.), «Об охране и использовании животного мира» (1996), «Об охране атмосферного воздуха» (1997), «О растительном мире» (в ред.2004г.), «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» (в ред.1999г.) и ряд других;

- Кодексы РБ: «О недрах», «Лесной кодекс»,  «Водный кодекс», «О земле».

Следует отметить, что 1990-е годы ознаменовались принятием в республике ряда правовых актов, не имевших аналогов, что было связано с формированием рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования и позволяло создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсосбережении и охране окружающей среды. Речь идет о законах, регламентирующих введение платности природопользования. Это – законы «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», а также «Об отходах производства и потребления».

Несомненно, законотворчество последних лет является шагом  вперед в деле правого регулирования  природоохранной и экологобезопасной  деятельности.

Вместе с  тем действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоприятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью [4].

 

3.2. Бюджетные и внебюджетные природоохранные фонды

Введение режима платного природопользования вызвало формирование внебюджетных, а затем бюджетных природоохранных фондов на различных уровнях управления, а это обуславливает необходимость финансового программирования природопользования, которое означает применение программно-целевого метода при составлении смет расходов и доходов природоохранного фонда и других звеньев финансово-кредитной системы.

Финансовое  программирование с разной степенью интенсивности применяется во всех промышленно развитых странах. Значительную роль в финансировании  природопользования играют экологические фонды, основой целью  создания которых является стремление организовать самостоятельную структуру, обеспечивающую финансирование природоохранной деятельности в дополнение к средствам государственного бюджета и ресурсам предприятий. На степень влияния деятельности экологических фондов оказывает воздействие ряд факторов, таких, как структура и организация деятельности самих фондов, а также эффективность использования других инструментов реализации экологической политики (приложение А).

Система внебюджетных экологических фондов Республики Беларусь была создана в 1993г. Основанием для  ее создания послужили Постановление  Совета Министров РБ «О внебюджетных фондах охраны природы в РБ», «Положение о внебюджетных фондах охраны природы в РБ».

В 1998г. Совет  Министров Республики Беларусь принял Постановление «О бюджетных фондах охраны природы в РБ», в соответствии с которым созданы республиканский, областные, Минский городской, районные и городские фонды охраны природы.

Бюджетный фонд охраны природы образуется за счет:

  • налогов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
  • платежей за размещение отходов производства и потребления;
  • средств, полученных за возмещение ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства;
  • штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • платы за пользование банками денежными средствами бюджетных фондов охраны природы и др.

Средства, поступающие  в бюджетные фонды охраны природы, распределяются по следующему нормативу: 10% - в республиканский фонд охраны природы, 30% - в областные, 90% - в Минский  городской, а в районные и городские бюджетные фонды – 60%.

Средства фондов расходуются на:

  • оздоровление окружающей среды;
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • внедрение экологически чистых технологий;
  • строительство, техническое переоснащение, реконструкцию и капитальный ремонт природоохранных объектов;
  • изучение природно-ресурсного потенциала страны, восстановление нарушенных хозяйственной деятельность природных объектов;
  • сохранение и восстановление водных экосистем;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и др. [15].

Расходование средств бюджетных фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, не допускается.

 

3.3. Методы регулирования внешних эффектов в РБ и оценка результатов государственного регулирования

Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.

В 1992 г. Республика Беларусь совместно со 178 государствами  подписала на конференции ООН  по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению  устойчивого развития.

В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более чем на 2 градуса.

Для выполнения данного соглашения были сформулированы три основные задачи:

  1. установить реальные сроки и показатели выбросов парниковых газов для стран-участниц;
  2. использовать гибкие рыночные механизмы, а не «обязательные схемы и меры», такие, как налог на выброс двуокиси углерода;
  3. Добиться серьезного участия развивающихся стран.

Выполнение  первой задачи Киотского протокола  выражается в следующем:

  • установлении дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 % ниже базовых уровней (1990 и 1995гг.) выбросов парниковых газов;
  • страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что дает им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.

Вторая задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.

Третья задача Киотского протокола связана с привлечением к участию развивающихся стран. Необходимо учитывать тот факт, что примерно к 2015 г. Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 г. развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитый мир. Концепция осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.

Государственное регулирование природопользования в РБ не ограничивается участием в  международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 г. Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.

В настоящее  время принята Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Важнейшими принципами экологической политики определены:

  • поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
  • снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
  • защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
  • социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
  • расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

Сохранение  благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. ее реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический механизм природопользования.       Стратегическими целями экологической политики РБ являются:

- создание благоприятной окружающей среды;

- улучшение  условий и проживания и здоровья  населения;

- обеспечение  экологической безопасности.

Согласно программе  социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. необходимо обеспечить:

  • приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
  • совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей;
  • создание системы экологического страхования;
  • дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
  • экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
  • безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнении, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.

Информация о работе Внешние эффекты и проблема охраны окружающей среды