Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования.
Регулирование внешних эффектов в Республике Беларусь
3.1. Законодательство РБ об охране окружающей среды
Основой государственного регулирования природоохранной деятельности является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно-правовых актов, к которым относятся: Конституция и законы РБ; указы; декреты и директивы Президента РБ; постановления и распоряжения Правительства; нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Экологическое законодательство определяет права и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии соблюдения прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; устанавливает компетенции специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды, а также лимиты на пользование природными ресурсами и платежи за природопользование; определяет экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.
Белорусское экологическое законодательство – одно из старейших в мире. Началом государственного регулирования правовых норм природопользования следует считать принятие в 1588г. Статута ВКЛ. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы.
Формирование
современной системы правового
регулирования
Однако экологическое
законодательство в бывшем СССР являлось
по существу сводом политических деклараций,
редко подкрепленных
В 90-е годы в Беларуси были сделаны важные шаги по заполнению «законодательного вакуума» в сфере экологии. Только за последние годы парламентом были приняты в новой редакции 16 важнейших законов, отвечающих требованиям происходящих в экономике преобразований. Основу современного законодательства составляют :
- Конституция РБ от 15.03.1994г. с дополнениями и изменениями от 24.11.1996 и 17.10.2004г.;
- законы РБ: «Об охране окружающей среды » (в ред.2005г.), «Об государственной экологической экспертизе» (в ред.2000г.), «Об отходах» (в ред. 2004г.), «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред.2000г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в ред.2000г.), «Об охране и использовании животного мира» (1996), «Об охране атмосферного воздуха» (1997), «О растительном мире» (в ред.2004г.), «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» (в ред.1999г.) и ряд других;
- Кодексы РБ: «О недрах», «Лесной кодекс», «Водный кодекс», «О земле».
Следует отметить, что 1990-е годы ознаменовались принятием в республике ряда правовых актов, не имевших аналогов, что было связано с формированием рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования и позволяло создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсосбережении и охране окружающей среды. Речь идет о законах, регламентирующих введение платности природопользования. Это – законы «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», а также «Об отходах производства и потребления».
Несомненно, законотворчество
последних лет является шагом
вперед в деле правого регулирования
природоохранной и
Вместе с
тем действующее
3.2. Бюджетные и внебюджетные природоохранные фонды
Введение режима платного природопользования вызвало формирование внебюджетных, а затем бюджетных природоохранных фондов на различных уровнях управления, а это обуславливает необходимость финансового программирования природопользования, которое означает применение программно-целевого метода при составлении смет расходов и доходов природоохранного фонда и других звеньев финансово-кредитной системы.
Финансовое программирование с разной степенью интенсивности применяется во всех промышленно развитых странах. Значительную роль в финансировании природопользования играют экологические фонды, основой целью создания которых является стремление организовать самостоятельную структуру, обеспечивающую финансирование природоохранной деятельности в дополнение к средствам государственного бюджета и ресурсам предприятий. На степень влияния деятельности экологических фондов оказывает воздействие ряд факторов, таких, как структура и организация деятельности самих фондов, а также эффективность использования других инструментов реализации экологической политики (приложение А).
Система внебюджетных экологических фондов Республики Беларусь была создана в 1993г. Основанием для ее создания послужили Постановление Совета Министров РБ «О внебюджетных фондах охраны природы в РБ», «Положение о внебюджетных фондах охраны природы в РБ».
В 1998г. Совет
Министров Республики Беларусь принял
Постановление «О бюджетных фондах
охраны природы в РБ», в соответствии
с которым созданы
Бюджетный фонд охраны природы образуется за счет:
Средства, поступающие в бюджетные фонды охраны природы, распределяются по следующему нормативу: 10% - в республиканский фонд охраны природы, 30% - в областные, 90% - в Минский городской, а в районные и городские бюджетные фонды – 60%.
Средства фондов расходуются на:
Расходование средств бюджетных фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, не допускается.
3.3. Методы регулирования внешних эффектов в РБ и оценка результатов государственного регулирования
Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.
В 1992 г. Республика Беларусь совместно со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.
В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более чем на 2 градуса.
Для выполнения данного соглашения были сформулированы три основные задачи:
Выполнение первой задачи Киотского протокола выражается в следующем:
Вторая задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.
Третья задача Киотского протокола связана с привлечением к участию развивающихся стран. Необходимо учитывать тот факт, что примерно к 2015 г. Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 г. развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитый мир. Концепция осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.
Государственное
регулирование
В настоящее
время принята Национальная стратегия
устойчивого социально-
Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. ее реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический механизм природопользования. Стратегическими целями экологической политики РБ являются:
- создание благоприятной окружающей среды;
- улучшение
условий и проживания и
- обеспечение экологической безопасности.
Согласно программе социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. необходимо обеспечить:
Информация о работе Внешние эффекты и проблема охраны окружающей среды