Внешнеторговая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные направления внешнеторговой политики Республики Казахстан, торгово-экономического сотрудничества, методы нетарифного регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные направления внешнеторговой политики ………………………..…..5
2 Торгово-экономическое сотрудничество ………………..…………………......15
3 Нетарифное регулирование ……………………………....……………………..23
Заключение ……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Внешнеторговая политика Республики Казахстан.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

       3 Нетарифное регулирование 

       Под нетарифными ограничениями в  международной практике понимаются различного рода меры, создающие препятствия для осуществления внешней торговли, за исключением таможенных пошлин. Общепринятой классификации мер нетарифного регулирования в мировой торгово-политической практике до сих пор не выработано. Свои варианты предлагают ГАТТ/ВТО, МВФ, а также отдельные экономисты. С учетом рациональных моментов, содержащихся в подобных классификациях, к этой категории обычно относятся различные меры финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, как сознательно направленные на регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование), так и предназначенные для других целей, однако имеющие своим конечным результатом воздействие на внешнюю торговлю (например, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные ограничения).

       Методы  нетарифного регулирования отличаются наибольшим разнообразием элементов  и классифицируются в мировой  практике по определенным позициям, закладываемым  в базу данных, что позволяет сохранить  терминологию, используемую торговыми правилами большинства государств.

       Нетарифные  ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных позиций импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии, и национальной безопасности.

       В современных условиях воздействие  нетарифных инструментов в плане  оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов.

       Нетарифные  методы включают широкий круг инструментов современной экономической и  торговой политики государств, некоторые  из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на внешнеэкономическую деятельность и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.

       К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с  целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д.

       Второй  вид включает методы, непосредственно  не направленные на ограничение внешней  торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

       К третьему виду относятся методы, непосредственно  не направленные на ограничение импорта  или стимулирование экспорта, но, действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

       К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.

       Лицензионная  система предполагает, что государство  через специально уполномоченное ведомство выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур.

       Основные  виды лицензий можно свести к следующим  двум типам: генеральной лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара.

       Использование лицензионных систем регулирования  внешней торговли опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ.

       Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями – квотами   на     импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты – это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят квоты глобальные, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.

       Количественное  регулирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии. Количественные ограничения импорта и экспорта – прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале средств торгового регулирования подавляющего большинства стран мира.

       В настоящее время международная  практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

       Подобную тенденцию можно наблюдать и Республике Казахстан. Так, в Законе РК от 12 апреля 2004 г. «О регулировании торговой деятельности» установлено, что количественные ограничения могут вводиться исходя из необходимости Правительством Республики Казахстан (ст. 18). К ним относятся: обеспечение национальной безопасности, выполнение международных обязательств, защита внутреннего рынка, введения ответных мер на применение дискриминационных ограничений другими государствами в отношении отечественных товаров.

       Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить  на следующие группы:

       - товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном, товары, экспортируемые в связи с выполнением Казахстаном международных обязательств);

       - товары, имеющий специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойного применения, лекарственное сырье и др.).

       В последнее десятилетие широкое  распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом или политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Аналогичным образом установление минимальной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести к уходу с рынка.

       К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т. д.

       Проблемы  возникают, когда квоты распределяются между странами, потому что необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установленной в ней квоты во вторую страну.

       Экспортные  квоты могут устанавливаться  для обеспечения отечественных  потребителей достаточными запасами товаров  по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили квотировать странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

       Специфический тип квотирования, который полностью  запрещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может  вводиться в отношении импорта  или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по существу, экономическими.

       Особое  место в ряду нетарифных методов  регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты  по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

       Среди методов нетарифного регулирования  следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

       Специфическим методом регулирования внешней  торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, – беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

       Согласно  ст. 5 Закон РК «О торговой деятельности» формами государственного регулирования торговой деятельности являются:

       1) определение порядка осуществления торговой деятельности;

       2) определение условий перемещения  товаров через таможенную границу  Республики Казахстан;

       3) стимулирование развития торговой деятельности;

       4) государственный контроль и надзор  в области торговой деятельности;

       5) сертификация.

       Методами  государственного регулирования торговой деятельности являются:

       1) таможенно-тарифное регулирование  внешнеторговой деятельности;

       2) нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности;

       3) применение тарифных квот;

       4) приостановление продажи и (или)  запрет на продажу товаров  в порядке, установленном законодательством  Республики Казахстан;

       5) применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

       6) участие в международных экономических  санкциях.

       Нетарифное  регулирование в сфере внешней  торговли Казахстана в значительной степени представлено такими мерами как лицензирование, разрешительная система ввоза, контроль соответствия качества и безопасности продукции, таможенными формальностями, валютным контролем, импортными депозитами, защитными пошлинами, а также соблюдением условий экспортного контроля.

       Анализ  объемов экспорта и импорта товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан показал, что под те или иные меры нетарифного регулирования, кроме таможенных формальностей и валютного контроля, попадает 88 % всех декларируемых грузов. Из всех применяемых мер нетарифного регулирования «львиную долю» (90 %) составляет контроль соответствия продукции или сертификация. Под санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фитосанитарный контроль попадает приблизительно 7% от всех товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования. Под лицензирование и разрешительный порядок ввоза в настоящее время попадает около 2% товаров. Все оставшиеся меры нетарифного регулирования составляют не более одного процента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Казахстан