Внешнеторговая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные направления внешнеторговой политики Республики Казахстан, торгово-экономического сотрудничества, методы нетарифного регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные направления внешнеторговой политики ………………………..…..5
2 Торгово-экономическое сотрудничество ………………..…………………......15
3 Нетарифное регулирование ……………………………....……………………..23
Заключение ……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Внешнеторговая политика Республики Казахстан.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

      В связи с необходимостью защиты отечественных производителей и в целях сокращения импорта товаров из развивающихся государств Республикой Казахстан был инициирован пересмотр схемы предоставления преференций развивающимся странам в сторону их уменьшения.

      В 1999 г. было подписано Соглашение со странами ЕС об увеличении экспортной квоты на казахстанскую сталь с 30 тыс.тонн до 76,4 тыс.тонн при ее экспорте в страны Европейского Союза.

      Республика  Казахстан продолжает углублять  развитие взаимоотношений со странами СНГ, Таможенного союза, ЦАЭС. Особое внимание в 2001 г., как, впрочем, и в предшествующие годы, уделялось отношениям с государствами-участниками СНГ. Главными задачами, решаемыми республикой в данном направлении являлась координация действий и осуществление единой внешнеэкономической политики, включая точное соблюдение всех норм и правил, содержащихся в многочисленных документах, подписанных в рамках СНГ.

      С момента обретения независимости  Республика Казахстан стала полноправным субъектом международных правовых отношений, являясь членом ряда крупнейших международных организаций и присоединившись к некоторым важнейшим международным конвенциям торгового, экономического, а также социального и правого характера.

      Являясь участником более чем 100 многосторонних международных договоров и конвенций, за текущий год Казахстан присоединился к конвенциям в области международных трудовых норм, а также по инициации Национальной комиссии по делам семьи и женщин в настоящее время завершается процедура по присоединению к конвенциям по правам женщин. По результатам истекшего года можно сделать вполне определенный вывод о росте доверия к Казахстану со стороны мировой общественности.

      Важным  событием экономической жизни Казахстана является окончательная ратификация  Соглашения по партнерству и Сотрудничеству между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом (СПС). СПС вступило в силу с 1 июля 1999, в первый день второго месяца после даты уведомления, после окончательной ратификации Европарламентом с июля 1999г. Вступление в силу СПС подняло двусторонние отношения на качественно новый уровень, потому как в данном Соглашении были затронуты все аспекты взаимных, двусторонних интересов.

      Нормализации  внешнеэкономической деятельности Казахстана способствовало принятие законов, регулирующих валютные проблемы, либерализацию внешнеэкономической деятельности, проблемы лицензирования, формирование Экономического и Таможенного союзов.

      В современной политике регулирования  внешнеторгового обмена проявляется  объективная потребность в облегчении международного общения. В области международных экономических отношений это выражается в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, под которой понимается весь комплекс государственных мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту и снижению таможенных и иных барьеров.

      Однако  современная либерализация обладает рядом существенных отличий:

      - расширена сфера регулирующих  мероприятий, которые вышли за  пределы тарифной политики и  охватывают все отрасли хозяйственной  жизни;

      - возросла роль согласованных  международных действий, координированный  усилий различных стран по  многосторонней либерализации внешнеторгового обмена;

      - удалось добиться долговременного  снижения общего «уровня помех» развитию внешней торговли.

      К инструментам внешнеторговой политики относится система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются тарифы и нетарифные барьеры.

      Значительно увеличилась степень интегрированности  Казахстана в мировую экономику, о чем свидетельствуют рост показателя «финансовой открытости» по итогам 2006 года до 77,6%, или с ростом к 1997 году более чем в 25 раз, и показателя «открытости» торговли до 92,5%.

      Торговый  оборот Казахстана со странами СНГ  увеличился в 2 раза, а со странами «дальнего  зарубежья» почти в 4 раза – при  значительном превышении экспорта над  импортом. За период независимости Казахстан привлек прямых иностранных инвестиций около 50 млрд. долларов, намного больше, чем Россия.

      Внешнеторговый  оборот Казахстана неуклонно растет. По итогам 2006 года внешнеторговый оборот страны превысил 60 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 1997 годом в 4,5 раза. В 2007 году внешнеторговый оборот составил 80,51 млрд.долл. США (рост на 30,0% к 2006 году), при этом казахстанский экспорт составил 47,75 млрд. долл.США (+28,4%), а импорт – 32,76 млрд.долл.США (+38,4%).

      Основными торговыми партнерами Казахстана стали Россия – 20,2% от общего товарооборота, Китай – 11,4%, Италия – 11,1%, Швейцария – 9,6%, Франция – 6,8%, Германия – 3,7%, Нидерланды – 3,5%, Украина – 3,3%. Иран – 3,1%, США – 2,5%, Турция – 2,4%, Великобритания – 2,3%, Япония – 2,2%.

      В товарной структуре казахстанского экспорта в 2007 году удельный вес минеральных  продуктов составил 69,7% (в том  числе нефти – 58,7%), металлов и  изделий из них – 17,1%, химической продукции – 4,0%, продовольственных товаров и сырья для их производства – 4,3%, машин и оборудования – 2,0%. Наибольший доля в объеме экспорта республики (после нефти) приходится на медь рафинированную (2516 млн.долл. США), прокат черных металлов (1648 млн. долл. США), ферросплавы (1418 млн.долл. США), нефтепродукты (1373 млн.долл. США), пшеница (1170 млн.долл. США), цинк (1009 млн.долл.США), руды железные (796 млн.долл. США), драгоценные металлы (730 млн.долл. США), газ природный (648 млн.долл. США), оксид алюминия, уголь (522 млн.долл. США),  машины и оборудование (350 млн.долл. США), волокно хлопковое - 180 млн.долл. США.

      Основными покупателями казахстанской продукции  были Италия (16,3%), Швейцария (15,6%), Китай (12,0%), Россия (10,0%), Франция (8,4%), Украина (2,4%), Великобритания (2,1%), Турция (2,0%), Узбекистан (1,8%), США (1,0%), Финляндия (0,9%), Германия и Португалия (по 0,8%), Япония (0,7%).

      Правительство активизирует пропаганду казахстанской  продукции, которая по своим параметрам не уступает или превосходит зарубежные аналоги. Эта работа будет осуществляться путем организации тематических выставок, конкурсов.

      Глава государства Нурсултан Назарбаев  подписал Закон Республики Казахстан «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур». Закон разработан в целях внедрения международных стандартов в области таможенного дела в условиях предстоящего вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию и максимального содействия мировой торговле. Конвенция является универсальным международным договором межгосударственного характера, принятым в рамках Всемирной Таможенной Организации.

      На  сегодняшний день участниками организации  является 174 государства, из них участники  конвенции – 59 государств, в том числе Европейский Союз, поскольку стороной соглашения могут быть не только отдельные государства, но и экономические сообщества, таможенные союзы, также Соединенные Штаты, Китай и другие основные торговые партнеры Казахстана.

      Основной  целью конвенции является содействие развитию мировой торговли путем  принятия стандартных упрощенных таможенных правил и процедур, широкое внедрение информационных технологий, совершенствование методов таможенного контроля, а также установление партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности.

      К основным направлениям и приоритетам внешней политики нашей страны в ближайшей и отдаленной перспективе относится, прежде всего, реализация Стратегии индустриально-инновационного развития, рассчитанной до 2015 года. Казахстану нужны крупные известные компании с их технологиями, их менеджмент, чтобы выйти на мировой рынок, для этого наша страна готова создать любые преференции инвесторам. Необходимо также реализовать транзитно-транспортный потенциал страны и необходимо вступить во Всемирную торговую организацию. Интеграция Казахстана в международную торговую систему является важным компонентом ее глобальной стратегии развития, где торговля должна способствовать достижению определенных экономических и социальных целей. В этом плане, присоединение Республики Казахстан к Всемирной торговой организации (ВТО) может рассматриваться как важный начальный шаг в данном направлении. Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях - это цель, которую мы обязаны достичь. Нам необходимо скорейшее и широкое внедрение международных технических стандартов.

      Первоочередными задачами текущего государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Казахстане выступают:

      - стабилизация экспорта сырьевых товаров как основы прироста валютных поступлений для модернизации народного хозяйства;  

      - накопление ресурсов для перехода к активной инвестиционной политике и структурной перестройке экспертного потенциала;

      - привлечение в страну дополнительных валютных и инвестиционных ресурсов для развертывания структурной перестройки экономики, развития экспортных возможностей;

      - осуществление активной торгово-политической поддержки экономических интересов на потенциальных рынках и экспорта продукции перерабатывающих производств.

      Главными  задачами нынешней программы развития экспорта должны стать формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для развития экспорта и повышение его эффективности, а также механизмов предоставления государственной, финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи отечественным экспортерам.

      По  мере перехода к рыночным отношениям традиционное значение импорта как  средства сведения народнохозяйственных дефицитов будет неизбежно уменьшаться, а его роль как мощного конкурентообразующего и антимонопольного фактора – увеличиваться. Подход к импорту должен быть дифференцированным в зависимости от народнохозяйственной и социальной значимости того или иного товара. В соответствии с общепринятой международной практикой государству следует регулировать импорт, в основном, косвенными методами, ограничивая ввоз только той продукции, которая может нанести ущерб рентабельному или перспективному национальному производству. Но, при этом, протекционизм должен быть селективным и умеренным, соотносящимся с ценами на внутреннем рынке и с реальным положением дел в производстве, чтобы не превратиться в систему поощрения монополистов и отсталых отечественных производителей.

      Следует проводить курс на развитие рентабельных импортозамещающих и жизненно важных производств по товарам, которые Казахстан может и должен производить в достаточных количествах, и на закупку которых расходуется значительная часть валютных поступлений. Так, Национальная программа развития импортозамещающих производств предусматривает выпуск широкого диапазона продукции перерабатывающих отраслей.

      Расширение  внешнеэкономических связей Казахстана требует использования все новых  инструментов, оптимизации его участия  в международной специализации, ограждения национальной экономики  от негативного влияния внешних факторов (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействуя укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Торгово-экономическое сотрудничество 

      С приобретением независимости Казахстан  в короткие сроки установил внешнеторговые связи с более чем 100 странами ближнего и дальнего зарубежья, представляющими все континенты мира. Сегодня все признают экономические успехи Казахстана, достигнутые в первую очередь с использованием рычагов рыночной экономики и при сотрудничестве со многими странами мира, включая страны Центральной Азии и Западной Европы. Казахстан является единственной страной в регионе, который называют своим главным партнером и союзником, даже «единственным сильным союзником» не только США и Россия, но также Китай и Индия.

      Устойчивый  экономический рост, выразившийся в  высоких темпах роста ВВП, позволил повысить рейтинг республики в международной  экономике. Об этом свидетельствует сопоставительная динамика роста ВВП и внешнеторгового оборота. С 1995-го по 2007 годы объемы экспорта и импорта возросли почти в два раза, что свидетельствует об активной внешнеторговой политике республики. Динамика экспорта и импорта за данный период показывает процесс постепенного преобладания объемов экспорта над импортом и положительным сальдо торгового баланса (рис. 1).

Рисунок 1 – Сопоставительная динамика роста  ВВП и внешнеторгового оборота  Республики Казахстан за 2001 – 2007 годы

       Список  стран Глобального индекса конкурентоспособности  охватывает 125 стран, находящихся на различных стадиях экономического развития, с валовым внутренним продуктом  на душу населения в самой богатой  стране, превосходящим самую бедную страну фактором в 117, основанном на паритете покупательской способности.

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Казахстан