Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные направления внешнеторговой политики Республики Казахстан, торгово-экономического сотрудничества, методы нетарифного регулирования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные направления внешнеторговой политики ………………………..…..5
2 Торгово-экономическое сотрудничество ………………..…………………......15
3 Нетарифное регулирование ……………………………....……………………..23
Заключение ……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………….32
Казахстан в списке стран занимает 56-е место, по индексу «эффективность рынка» занимает 44-е место, первое место занимает Гонконг, второе – США, третье – Объединенное королевство и четвертое – Сингапур. Фактические размеры внутреннего рынка выросли относительно внешнего рынка, однако процентная доля внешнего рынка увеличилась с 31% в 2001 году до 38% в 2005 году, что явилось следствием увеличения экспорта по отношению к импорту.
Таким образом, международный рейтинг конкурентоспособности занимает приблизительно средние позиции, и в Казахстане предпринимаются значительные меры инновационного характера для вхождения страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Стабильность экономики и географическое расположение Казахстана привлекает многие страны осуществлять с нами взаимовыгодную внешнюю торговлю.
Традиционными торговыми партнерами Республики Казахстан являются страны Содружества Независимых государств (СНГ). Но сложность заключалась в том, что в 90-х годах они переживали затяжной экономический кризис и стремились компенсировать товарный дефицит не столько активизацией внешнеторговых связей друг с другом, сколько со стабильными странами дальнего зарубежья. Одними из основных причин, препятствующих интеграционным процессам в рамках СНГ, стали серьезные расхождения в подходе к вопросам взаимного сотрудничества, боязнь большинства стран Содружества того, что интеграция будет сопровождаться ограничением их суверенитета.
Вместе с тем участники СНГ едины в том, что Содружество должно укрепляться на цивилизованных договорных основах с учетом национальных интересов каждого государства. Перспектива образования нового экономического пространства со свободным движением товаров, капиталов, рабочей силы и услуг дает огромный стимул и импульс более быстрому вхождению РК в мировое экономическое пространство. При этом стратегической целью государственной политики является создание системы конкурентоспособных отечественных производств, обеспечивающих устойчивый рост экономики страны и активное ее участие в интеграционных процессах.
Вступили в силу Соглашения о свободной торговле с Россией, Грузией, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной. С Узбекистаном вступило в силу Соглашение «О производственной кооперации». Министерством подготовлены Соглашение о свободной торговле с Арменией, Программа торгово-экономического сотрудничества с Украиной, Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о приграничном сотрудничестве.
Казахстан является третьим (после Украины и Белоруссии) торговым партнером России в Содружестве. В 2007 году товарооборот между Россией и Казахстаном достиг 16576,6 млн. долл.США (рост на 29,4% к 2006 году), при этом российский экспорт в Казахстан вырос на 33,4% – до 11963,1 млн. долл.США, а импорт - на 20,1% до 4612,5 млн. долл.США. Удельный вес Казахстана в общем товарообороте России со странами СНГ достиг 20,1%, в том числе в российском экспорте в СНГ – 22,75% и импорте – 15,46%.
В январе – августе 2008 года товарооборот между Россией и Казахстаном по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 28,2% и составил 13605,5 млн. долл. США. Российский экспорт вырос на 128,2% (до 9013,4 млн. долл. США), а импорт из Казахстана – на 52,7% (до 4592,1 млн. долл. США).
Основу российского импорта из Казахстана составляли минеральные продукты – 35%, продукция химической промышленности, каучук – 13% и машины, оборудование и транспортные средства – 10%.
По данным Федеральной службы государственной статистики России, по состоянию на 1 января 2008 года общий объем российских инвестиций, накопленных в Казахстане, оценивался в 99,7 млн. долл. США, из которых 30,0 млн. долл. – прямые инвестиции. Объем казахстанских инвестиций в экономику России оценивается в 894,8 млн. долл. США, из которых 227,4 млн. долл. – прямые капиталовложения.
В
Казахстане в настоящее время
работают 2355 компаний с российским
участием. По-прежнему большая часть
российских инвестиций направляется в
нефтегазодобывающий сектор. Основными
инвесторами в
2007
г. ознаменовался созданием
Важной сферой российско-казахстанского сотрудничества является электроэнергетика. В 2003 году начались поставки в Россию электроэнергии с Экибастузкой ГРЭС-2 (Павлодарская область), в июле 2005 года на базе Экибастузской ГРЭС-2 было создано казахстанско-российское совместное предприятие, владельцами которого стали казахстанское АО «Экибастузский энергоцентр» и ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС». Принята программа улучшения технического состояния Экибастузской ГРЭС-2, на реализацию которой предусматривается выделение 100 млн. долл., в том числе в 2006 году – 51 млн. долл., в 2007-м – 38 млн. долл.
Одним
из важнейших направлений
Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, прежде всего в космической отрасли. Продолжается совместное строительство на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек» (объем финансирования казахстанской стороной составил 223 млн. долл.), осуществляемое АО «Совместное российско-казахстанское предприятие «Байтерек» (в котором равные доли в уставном капитале принадлежат ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева» и Комитету государственного имущества и приватизации Минфина Республики Казахстан). Согласно эскизному проекту на создание указанного комплекса потребуется свыше четырех лет.
Казахстан, недавно ставший лидером по экономическому росту среди стран СНГ, очень быстро обозначил свои экономические интересы в сопредельных странах.
Среди других важнейших стратегических партнеров Казахстана глава государства назвал Китай, США и страны ЕС.
Наиболее влиятельным в геополитическом плане государством на азиатском континенте является Китай – восточный сосед Казахстана. Китайское направление внешней политики Казахстана относится к числу приоритетных и таковым останется в обозримом будущем. Для этого имеются весомые экономические и политические основания. Казахстан активно сотрудничает с Китаем в рамках ООН, ШОС, СВМДА, поэтому альтернативы устойчивому, стабильному сотрудничеству с КНР не существует.
Позиции Казахстана в Азии значительно усилились, в активе нашей внешней политики успех СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии). Казахстан, являясь азиатским государством и обладая огромным экономическим потенциалом, располагаясь на перекрестке транспортных артерий Евразии, объективно может рассчитывать на достойное место в интеграционных процессах на континенте, использовать взаимный интерес для достижения своих политических и экономических целей.
В этой связи Казахстану, являющемуся крупным евразийским государством, очевидно, следует проявлять больше внимания к региональным политическим и экономическим интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии. Особенно актуальным для РК является развитие сотрудничества с Региональным форумом АСЕАН (РФА), поскольку девиз, провозглашенный участниками РФА, созвучен с идеями казахстанской инициативы о Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В первые же годы своего суверенитета Казахстан установил дипломатические отношения с такими странами региона, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Камбоджа и с момента обретения независимости динамично развивает двустороннее сотрудничество с ними при надлежащей договорно-правовой базе, практически во всех сферах. Поддерживаются активные контакты на высшем уровне. Президент Н.Назарбаев посетил Индонезию, Таиланд, Сингапур, дважды Малайзию. В нашей стране с официальным визитом побывали руководители Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Сингапура. Установлен режим активного диалога между внешнеполитическими ведомствами. В настоящее время, несмотря на общую тенденцию к росту, товарооборот Казахстана со странами ЮВА не отвечает экспортно-импортным возможностям страны. В 1997 г. объем внешней торговли с рядом стран АСЕАН (Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) составил 127 млн. долларов США. Из них 95% приходится на экспорт из Казахстана.
Наиболее масштабным проектом глобальной экономической интеграции является АТЭС – Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (ее участниками являются 21 государство). В силу различных исторических, географических и иных причин Австралия, Республика Корея и Япония оказались вне вышеперечисленных региональных организаций. Несмотря на отсутствие институционального оформления, АТЭС имеет разветвленную структуру.
Подключение
Казахстана к интеграционным процессам
в Юго-Восточной Азии позволит привлечь
в его экономику финансовые и
технологические ресурсы
Активизация
внешнеэкономической
В сотрудничестве со Штатами в ближайшей перспективе следует уделить повышенное внимание совместной борьбе с новыми вызовами нераспространению и экспортному контролю за ядерным оружием, взаимодействию в правоохранительной и оборонной сферах.
Важное значение имеет сотрудничество с Европейским союзом, который является основным торговым партнером Казахстана. Товарооборот с ЕС по итогам 2007 года составил 32% всей внешней торговли Казахстана. За первое полугодие 2008 года объем взаимной торговли составил 12 миллиардов, а за минувший год – более 22,5 миллиарда долларов. Доля стран Евросоюза составила около 37 процентов общего объема внешней торговли Казахстана, а инвестиции из ЕС – 53 процента иностранных вложений в стране.
В Казахстане основными экспортными продуктами являются углеводородное сырье, прежде всего нефть, черная и цветная металлургия. Среди экспортных сельскохозяйственных продуктов преобладает зерно, доля которого повышается. Экспортируется хлопок, продукция мукомольно-крупяной промышленности. Остальные товары имеют незначительный объем.
В
сфере сельского хозяйства
Республика Казахстан, поставляя на внешние рынки в основном сырьевую продукцию с низкой степенью обработки, занимает невыгодное положение в системе международного разделения труда, что определяется сложившейся структурой производства и его техническим уровнем. Поэтому стратегия внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан должна быть направлена на поиск и закрепление новых рынков сбыта конкурентоспособной продукции национального производства, в том числе продукции наукоемких отраслей. Глобализация заставляет иначе взглянуть на внешнеэкономическую ориентацию Казахстана, укрепление экономической независимости и безопасности.
С
целью более свободного доступа
на рынки других стран Казахстан
проводит подготовку для вступления
в члены ВТО. Проведена организационная
работа по гармонизации законодательной
базы в соответствии с международными
правилами и нормами. Переговорный
процесс по вступлению Казахстана в ВТО
идет полным ходом. Значительная часть
законов республики, которые регулируют
внешнеторговый режим, уже приведены в
соответствие с нормами ВТО или находятся
на обсуждении в Парламенте. Вступление
Казахстана в эту международную экономическую
организацию открывает широкие возможности
для укрепления конкурентоспособности
Казахстана на международных рынках.
Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Казахстан