Внешнеэкономические связи Дальнего Востока и стран АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение положения Дальнего Востока России в АТР, выявление особенностей и проблем развития внешнеэкономических связей.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 82.60 Кб (Скачать)

Перспектива увеличения грузопотока между Дальним Востоком и странами АТР создает необходимость  развития транспортной инфраструктуры. Среди наиболее перспективных проектов в этой сфере можно выделить проект о соединении Транссибирской магистрали с Корейской железной дорогой. Проект “Транссиб – Транскорея” дает около 30 % экономии во времени при трансконтинентальной транспортировке грузов по сравнению с морскими перевозками. Реализация этого проекта вопрос уже практически решенный, уточняются последние детали.

Основным принципом  внешнеторговой политики Дальнего Востока  должно стать всемерное содействие экспорту с целью его наращивания. Это в свою очередь может послужить  дополнительным источником финансирования экономического развития региона. Реализация принципов экспортоориентированной политики должна осуществляться с помощью следующих методов:

-финансовая поддержка  проектов, направленных на развитие  и модернизацию экспорта;

-предоставление  субъектам Дальнего Востока права  распоряжаться частью фискальных  доходов, получаемых от внешней  торговли на их территории;

-субсидирование  производителей экспортной продукции  путем частичного возврата импортных  пошлин на приобретаемую ими  продукцию в целях увеличения  объемов производства и экспорта;

-стимулирование  получения максимальной прибыли  путем предоставления налоговых  льгот, освобождения или отсрочки  для создания высокотехнологичных  экспортоориентированных производств.

Данные методы предусмотрены Президентской программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г.

К методам стимулирования развития экспортных отраслей можно  также добавить дифференциацию экспортной политики по территориям Дальнего Востока, выделение приоритетных районов  и отраслей для осуществления  проектов ускоренного развития экспорта.

Первоначальная  ориентация на развитие сырьевой направленности экспорта является оправданной, так  как наращивание экспорта в этой области является практически единственным источником финансовых ресурсов, необходимых  для развития Дальнего Востока и  в дальнейшем для структурной  перестройки промышленного производства в регионе. Поэтому одним из приоритетных направлений региональной политики должно быть содействие наращиванию  экспортного потенциала в экспортоориентированных отраслях – топливной, лесной, рыбной, горнодобывающей. В связи с этим целесообразным является создание на Дальнем Востоке целевых фондов для поддержки экспорта, в основе финансирования которых предполагается использовать как средства из региональных бюджетов, так и около 15-20 % фискальных доходов, получаемых от внешней торговли на их территориях.

По мере наращивания  экспортного потенциала сырьевых отраслей, основным направлением экономической  политики должно становиться создание экспортных производств с высокой степенью переработки. Это позволит расширить номенклатуру товаров, поставляемых на экспорт и, соответственно, увеличить стоимостной объем экспорта. Необходимо создавать условия для привлечения иностранных инвестиций. В рамках Президентской программы это предполагается достигнуть через:

-восстановление  для предприятий с участием  иностранного капитала части  льгот, существовавших на территории  Дальнего Востока в конце 80-х  – начале 90-х гг.;

-создание Дальневосточного  банка международного сотрудничества;

-создание сети  локальных зон экономического  и технологического развития  с введением дифференцированных  льготных режимов функционирования  капиталов.

Помимо развития экспортоориентированных отраслей должно уделяться внимание и импортной политике на Дальнем Востоке. Ее основной задачей является рационализация структуры импорта за счет увеличения в нем доли инвестиционных товаров, новых для региона технологий, необходимых для усовершенствования экспортных производств. Для этого предполагается предоставление налоговых льгот и других поощрений импортерам инвестиционных товаров и технологий, которые имеют важное значение для экономики региона. Причем подобные льготы должны распространяться как на национальные предприятия, так и на предприятия с участием иностранного капитала.

В то же время, движение импортных потоков не должно происходить  стихийно, а быть регулируемым процессом. В этом смысле линия на последовательную либерализацию внешней торговли не должна сопровождаться полным отказом от нетарифного регулирования импорта на региональном уровне. Вместе с тем, по мере решения задач рационализации структуры импорта, акцент в регулировании последнего должен смещаться в сторону тарифных и налоговых регуляторов.

К методам совершенствования  мер экономической безопасности и устойчивого развития можно  отнести также ужесточение борьбы с контрабандной торговлей, браконьерством, ослабление влияния криминальных структур в бизнесе, наращивание научно-технического потенциала с целью внедрения  научных достижений в производство, обучение квалифицированных специалистов за рубежом с целью приобретения опыта и применения его на наших  промышленных предприятиях и другие.

Отдельно следует  отметить по результатам сравнительного анализа данных катастрофически  низкий уровень финансирования науки (0,25 % от ВРП при пороговом значении 5 %). По данному критерию экономической  безопасности и устойчивости предлагается проект форума молодых ученых Дальневосточного региона России и стран АТР. Данный форум может иметь название “Концепция экономической безопасности и устойчивости ДВФО”.

Идея подготовки и проведения форума заключается  в привлечении внимания Правительства  Российской Федерации и стран  АТР к проблеме финансирования научных  исследований с одной стороны, и  в привлечении ученых к разработке концепции экономической безопасности и устойчивости Дальневосточного федерального округа с другой стороны.

Главной целью  форума должно стать создание проекта  концепции экономической безопасности и устойчивости ДВФО.

Информацию о  проекте можно разместить на сайте  в сети Интернет, разослать информационные письма в высшие учебные заведения  Дальневосточного федерального округа.

Таким образом, новая  стратегия России в отношении  развития Дальнего Востока является не только одним из факторов динамичного  развития внешней торговли в регионе, но и одной из причин возникновения проблем, связанных с ней. Это привело к уточнению приоритетов во внешнеторговой политике на Дальнем Востоке, отвечающим как интересам России, так и интересам дальневосточной промышленности. В Президентской программе развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. обозначены основные пути совершенствования внешнеторговой политики на Дальнем Востоке. По мере реализации этой программы будет усиливаться экспортный потенциал Дальнего Востока, что будет способствовать увеличению доходной части бюджетов в регионе, созданию новых рабочих мест и в итоге приведет к повышению уровня жизни населения.

Расширение торговых связей со странами АТР будет способствовать укреплению преимуществ Дальнего Востока  в рыбной, лесной, горнодобывающей  промышленности, в ТЭК, а также  привлечению необходимых региону  финансовых ресурсов и новейших технологий.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР имеют широкие перспективы  развития. Это обусловлено заключением  множества совместных проектов, реализация которых приведет к усилению торгового  сотрудничества между странами АТР  и российским Дальним Востоком, а  также проведением целенаправленной внешнеторговой политики России, предусматривающей  развитие экспортных производств с  целью наращивания экспорта продукции высокой степени переработки. Рационализация импорта, увеличение в нем наукоемкой, высокотехнологичной продукции позволит в более короткие сроки достичь указанной цели.

По мере развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР при одновременном  проведении политики, направленной на повышение уровня жизни в регионе, будут преодолеваться экономические  и социальные проблемы, препятствующие динамичному развитию экономики  Дальнего Востока, а следовательно, экономической безопасности и устойчивому развитию региона.

Сейчас Российская Федерация  придерживается стратегии создания эшелонированной системы безопасности в АТР на основе сотрудничества на многосторонней и двусторонней основе. Необходимо общими усилиями предпринимать  решительные шаги по укреплению международной  безопасности в АТР. Должна быть разработана  новая концепция региональной безопасности на основе сотрудничества и формирования новой модели безопасности в АТР  – “сообщества безопасности”.

 

    1. ЕАО в структуре внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР.

Сотрудничество ЕАО и  КНР:

Китайская Народная Республика является давним стратегическим партнером  Еврейской автономной области. Между  Еврейской автономной областью и  приграничными районами Китая существуют давние и достаточно успешные внешнеторговые связи, в частности, с районами провинции  Хэйлунцзян: городами Цзямусы, Тунцзян, Хэган, Ичунь и другими.

По предварительным данным таможенной статистики, за первое полугодие 2010 года внешнеторговый оборот области  с Китайской Народной Республикой  составил более 19,0 млн. долларов США, что  в 1,5 раза больше аналогичного периода  прошлого года.

При этом объем экспортных операций уменьшился на 38,0 % и составил около 4,0 млн. долларов США. Основную номенклатуру экспорта области составляют лесоматериалы, изделия из древесины, а также  продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Импорт ЕАО в первом полугодии текущего года составил более 15,0 млн. долларов США и вырос по отношению к аналогичному периоду  прошлого года в 2,3 раза. В номенклатуре импорта по-прежнему высокую долю составляют поставки машин, технологического оборудования и транспортных средств, ввозимых для организации новых  производств и технического перевооружения действующих предприятий, строительных, отделочных материалов, а также продовольственных  товаров.

Осуществлению приграничной торговли ЕАО и Китая способствует работа трех пограничных пунктов  пропуска через государственную  границу Российской Федерации: Нижнеленинское – Тунцзян, Амурзет – Лобэй и Пашково – Цзяинь.

Объемы грузовых перевозок  через данные пункты пропуска за первое полугодие 2010 года в целом выросли  на 14,8 % и составили свыше 38 тыс. тонн. Наилучших результатов в своей  деятельности добился пункт пропуска "Нижнеленинское". Здесь наблюдается наибольший рост обработки внешнеторговых грузов, которые сложились в объеме 22,6 тыс. тонн, что составляет 155,0 % к аналогичному периоду прошлого года.

На 58,8 % увеличилось количество российских и китайских граждан, пересекших границу – по состоянию  на 01.07.2010 их количество составило 116 046 человек, при этом 67 % перевезённых пассажиров также приходится на пункт пропуска "Нижнеленинское".

Созданию благоприятных  условий внешнеторговых отношений  способствует развитие транспортной и  таможенной инфраструктуры, строительство  и реконструкция автомобильных  дорог и подъездов к пунктам  пропуска. Продолжается реконструкция  дорог Биробиджан-Нижнеленинское, Биробиджан-Амурзет, подъезд к пункту пропуска "Пашково", в порту "Нижнеленинское" завершается строительство комплекса причальных сооружений.

Высокую эффективность в  перевозке грузов и пассажиров показала действующая уже третий зимний период льдоукрепляющая понтонная переправа через р. Амур в пункте пропуска "Нижнеленинское", которая позволила обеспечить высокую безопасность грузовых и пассажирских перевозок, а также увеличить время работы пункта пропуска в межсезонный период.

Важнейшее место в развитии внешнеторговых связей ЕАО и КНР  занимает строительство железнодорожного мостового перехода через р.Амур на участке с. Нижнеленинское (РФ) – г. Тунцзян (КНР), определённое подписанным в октябре 2008 года Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики. С целью осуществления постоянного взаимодействия и координации работ проектных организаций обеих сторон созданы российская и китайская рабочие группы.

В настоящее время завершается  проектирование мостового перехода, начало его строительства предусмотрено  во втором полугодии 2010 года.

Мостовой переход будет  являться ключевым объектом единого  промышленно-транспортного комплекса, включающего помимо него строящийся в настоящее время Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат и модернизированную железнодорожную ветку Биробиджан - Нижнеленинское протяженностью 124 км.

По прогнозам, к 2015 году предполагаемый объем перевозок грузов по новому мосту достигнет 20-25 млн. тонн за счет поставок в КНР части производимой на Кимкано-Сутарском горно-обогатительном комбинате железорудной продукции.

В связи с предстоящим  строительством железнодорожного моста  предполагается строительство железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего  пункта пропуска для обслуживания железнодорожных  перевозок.

Все перечисленные направления  развития внешнеэкономических связей вместе с рядом конкретных инвестиционных проектов нашли отражение в мероприятиях Программы сотрудничества между  регионами Дальнего Востока и  Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009-2018 годы).

Информация о работе Внешнеэкономические связи Дальнего Востока и стран АТР