Внешнеэкономические связи Дальнего Востока и стран АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение положения Дальнего Востока России в АТР, выявление особенностей и проблем развития внешнеэкономических связей.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 82.60 Кб (Скачать)

Важнейшими поставщиками данной продукции для АТР являются страны Северной Америки (41%), Южной  Азии (21%) и России (20%). Такое положение  объясняется тем, что крупнейший импортер – Япония предъявляет наиболее строгие требования к качеству материалов. К тому же наиболее эффективным является экспорт фанеры, плитной продукции и т.п., в то время, как Дальний Восток России тяготеет к экспорту круглого леса. Если до 90-х годов ХХ века Япония активно импортировала круглый лес для переработки внутри страны, то позднее, в связи с повышением курса иены и ростом заработной платы работников, японские лесопромышленники переориентировались на преимущественную закупку пиломатериалов. Однако, современное состояние деревообрабатывающего комплекса Дальнего Востока России не позволяет в большинстве случаев производить пиломатериалы, соответствующие высоким требованиям японского рынка. Данную ситуацию обратил в свою сторону Китай, увеличивая объемы импорта российского круглого леса с целью переработки и реэкспорта уже готовой продукции. Кроме того, появление на внешнем рынке значительного числа мелких российских экспортеров привело к продажам леса по демпинговым ценам, а также к поставкам продукции, не соответствующей стандартам и условиям контрактов, что привело к ухудшению репутации российского леса.

Позитивная тенденция  для российского лесного экспорта заключается в снижении доли США  и Канады на лесном рынке АТР, связанное с ухудшением конкурентоспособности этих стран ввиду роста экологических ограничений на заготовку древесины. Вместе с тем, с середины 90-х годов прошлого века на японских рынках возросла роль поставщиков из Европы – преимущественно из скандинавских стран, а также из Чили, Новой Зеландии, Малайзии. Кроме того, российский экспорт охватывает преимущественно северные и западные регионы Японии, и перерабатывается он в основном на второстепенные строительные материалы, поэтому может быть относительно легко замещен древесиной из других стран.

Помимо изменений в  товарной структуре спроса стран  АТР, отмечается и изменение породной структуры. Растет спрос на древесину  ясеня и дуба, в то время, как основу лесозаготовок на Дальнем Востоке составляет хвойная древесина. Кроме того, растет в экспорте доля сосны, заготавливаемой преимущественно в Сибири, что обусловлено более высокой ее конкурентоспособностью (сибирские предприятия используют более дешевую электроэнергию). Эффективность же дальневосточного экспорта падает из-за роста транспортных тарифов, увеличения внутренних затрат на производство, неупорядоченной конкуренции поставщиков. Ситуация осложняется рядом негативных факторов. К этим факторам относятся: снижение спроса Японии ввиду затянувшейся рецессии конца 90-х годов ХХ века, растущая конкуренция из других стран и из Восточной Сибири, ухудшение качества российской древесины. Основная сложность российских поставщиков, не позволяющая получать максимально возможные цены, заключается в недостатках качества подготовки и упаковки продукции. Древесина поставляется без разделения по сортам, которые на международных рынках более дробные, чем российские. Отмечается, что многие из недостатков подготовки можно устранить без привлечения значительны инвестиций.

Рынки КНР и Кореи менее  требовательны к качеству и сортности  лесной продукции. Более того, отмечается, что в последние годы Корея, и  особенно - Китай резко увеличили  импорт круглого леса. Кроме того, Китай  с начала 2002 года снизил средний  уровень импортных пошлин с 15.3% до 12%. После снижения таможенных ставок средняя пошлина на импорт лесоматериалов, бумаги и изделий из бумаги - 8.9% ("AK&M", 26.03.02). Снижение импортных пошлин на лесотовары должно повлечь дальнейшую активизацию ввоза лесной продукции. Рост импорта древесины Республикой Корея обоснован активизацией жилищного строительства в этой стране.

Таким образом, несмотря на высокую конкуренцию, российская древесина  может занимать стабильную позицию  на рынках АТР, прежде всего за счет своих качеств, обеспечивающих высокую  пригодность для жилищного строительства. Негативным фактором в данной сфере  является низкие степень обработки  и качество лесной продукции, не позволяющие  полностью использовать потенциал ее экспорта.

Рыба и морепродукты всегда являлись одной из важнейших товарных позиций Дальнего Востока. Связано  это со значительной протяженностью береговой линии региона, имеющей  выход к морской акватории  с высокой рыбопродуктивностью. Рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока располагает наилучшей сырьевой базой среди всех регионов России. В северной части Тихого океана сосредоточено около 1/3 мировых уловов.

Однако в структуре  рыбных ресурсов происходят изменения: уменьшается численность активно  отлавливаемых видов (минтая, иваси), и возрастает – по другим видам (сельдь, анчоусы). Минтай составляет основную долю в общем объеме дальневосточной  добычи (58%), и при этом объемы его  ежегодного перелова оцениваются в 600-800 тыс. тонн. Уменьшение ресурсов минтая может быть частично скомпенсировано прогнозами роста численности сельди, камбалы, мойвы, сайры и терпуга. Кроме того, чрезмерный промысел отмечается в последние годы по крабам (в первую очередь – камчатский краб).

Важной негативной тенденцией также стало снижение средних  экспортных цен на рыбопродукцию, которое составило 23,8% за 1996 и 7,3% за 1997 год. Объясняется это снижение затовариванием рынка и ростом нелегального экспорта по сниженным ценам. Другая проблема заключается в узости ассортимента отлавливаемых морепродуктов. В экономической зоне России на Дальнем Востоке насчитывается более 2000 видов различных гидробионтов, причем российские рыбаки отлавливают всего несколько десятков, а иностранные – значительно больше . Прогнозы показывают, что в ближайшие 5-10 лет сырьевые ресурсы не будут ограничивать развитие морского рыболовства. Однако для этого необходимо соблюдение следующих основных условий: 1) будет развернуто комплексное освоение около 300 видов рыб и других гидробионтов, обладающих высокой численностью и хорошими пищевыми качествами; 2) будут резко сокращены масштабы браконьерства, ведущего к сокращению численности наиболее ценных ресурсов.

Значительной проблемой  рыбохозяйственного комплекса является устаревание и выбытие рыболовного флота, что ведет к вытеснению его иностранным флотом. Кроме того, российские рыбаки поставлены в худшие условия по сравнению с зарубежными конкурентами: налоги и таможенные пошлины способствуют уводу «в тень» значительно части рыбного экспорта, расходы на услуги портов и приобретение топлива, оборудования, орудий лова значительно выше, чем в зарубежных. Плата за рыбные ресурсы также ведет к снижению конкурентоспособности российских производителей и росту браконьерского лова. В настоящее время Россия – единственная в мире страна, в которой право добычи в собственных водах приобретается отечественными рыбаками на аукционах (причем почти на тех же условиях, что и иностранными пользователями). При этом сама система аукционных торгов не является до конца проработанной и носит скорее фискальный, чем природопользовательский характер.

Для улучшения состояния  рыбохозяйственного комплекса необходима целенаправленная государственная политика по созданию благоприятных институциональных условий его функционирования. Повышение конкурентоспособности российского рыбного экспорта возможно также и за счет повышения степени обработки продукции, т.е. перехода к экспорту полуфабрикатов и готовой продукции. Важным условием повышения конкурентоспособности морепродуктов, а следовательно – и экспортных цен, является усиление контроля за технологией производства и качеством продукции (в т.ч. сертификация). Это является одной из важнейших задач рыбохозяйственного комплекса, поскольку в АТР существует устойчивый спрос на рыбу.

В настоящее время мировой  рынок металлов переживает беспрецедентное  снижение цен практически на все  основные металлы: золото, свинец, цинк и др. Снижение цен и рост затрат привели к ухудшению конкурентоспособности  дальневосточных предприятий цветной  металлургии. Наиболее рентабельна  добыча алмазов в Якутии, что же касается цветной металлургии других административных единиц Дальнего Востока, то практически везде она стала  нерентабельной. Ситуация в добыче металлов также осложняется тем, что на освоенных месторождениях запасы в значительной мере истощены, а вовлечение в оборот ресурсов с низким содержанием руды является нерентабельным. Конкурентоспособными в данных условиях могут быть либо комплексные месторождения полиметаллических руд (олово, свинец, цинк, медь), либо месторождения с высоким содержанием металлов. Для добычи олова важной проблемой является переход на новые технологии обогащения руд, позволяющие повысить выход металла и снизить себестоимость переработки руд.

Таким образом, в сложившихся  условиях большинство месторождений  Дальнего Востока являются неконкурентоспособными при условии отсутствия специальных  мер государственной поддержки. Важной проблемой, кроме того, является несовершенство используемых технологий.

Обобщая вышеизложенное, следует  отметить, что внешняя торговля Дальнего Востока носит экспортно ориентированный характер, а в структуре экспорта преобладающее значение имеют сырьевые товары. А это, в свою очередь, не отвечает стратегическим и геополитическим интересам России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Перспективы развития внешнеэкономических связей в других областях сотрудничества.

 

Для придания динамичности дальнейшему развитию внешней торговли региона необходимо наращивать в  экспорте долю готовой продукции  с высокой степенью переработки, для чего необходима реконструкция  уже имеющихся предприятий и  создание новых. В настоящее время  государство не в состоянии обеспечить Дальний Восток достаточными финансовыми  средствами, поэтому для осуществления  поставленных целей необходимо привлечение  иностранного капитала. На наш взгляд, сотрудничество дальневосточных предприятий  с иностранными инвесторами в  перспективе приведет к росту  внешней торговли Дальнего Востока  со странами АТР.

Наибольшее значение для  дальневосточного региона имеют  инвестиционные ресурсы стран АТЭС. Дальнему Востоку необходимы дополнительные источники финансирования для подъема  экономики, для строительства новых  предприятий и расширения старых в экспортоориентированных отраслях. Поднятие промышленности региона до должного уровня, наращивание экспорта готовой продукции с высокой степенью переработки позволит увеличить внешнеторговый оборот Дальнего Востока и таким образом обеспечить стабильные поступления финансовых ресурсов, так необходимых региону.

Наиболее перспективным  представляется торгово-экономическое  сотрудничество в развитии транспортной инфраструктуры. Если говорить о развертывании  транспортной сети на Дальнем Востоке, то это такие проекты как строительство  железной дороги из Приморья в южнокорейский  порт Пусан, мост между островом Сахалин и Японией, а также строительство тоннеля к Сахалину. Использование железнодорожного пути при перевозке грузов из АТР в Европу снизит транспортные расходы на 15-20 % по сравнению с транспортировкой морским путем. Для Дальнего Востока реализация данного проекта означает увеличение грузопотока через его территорию, что принесет существенные прибыли.

В развитии торговых отношений  между странами АТР (особенно Китаем) и Дальним Востоком немаловажную роль сыграет реализация проекта  о создании приграничного торгово-экономического комплекса “Пограничный - Суйфэньхе”. Российская сторона выделяет под него 300 га на границе, китайская – 153 га. В рамках государственной политики, направленной на изменение структуры российского, и, в частности, дальневосточного экспорта в сторону увеличения поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости, на территории комплекса планируется создать экологически чистые производства. Так как для России реализация данного проекта имеет федеральное значение в силу своей принадлежности к внешнеполитическому курсу, направленному на стратегическое партнерство с КНР, то можно сказать, что степень реализации этого проекта довольно высокая .

Экспортное производство обеспечивает значительную часть денежных поступлений Дальнего Востока. В  то же время оно представлено в  основном товарами с низкой степенью переработки и небольшой добавленной  стоимостью. Поэтому разработаны  программы по импортозамещению и развитию экспортных отраслей с применением современных технологий. Несколько проектов относятся к развитию энергетической инфраструктуры, освоению месторождений и газа на Дальнем Востоке. Значимыми для дальневосточной экономики являются проекты, связанные с модернизацией комплекса по добыче и переработке морских биологических ресурсов и рыбодобывающего флота, развитием искусственного воспроизводства сырьевой базы ценных пород рыб.

Существует целый перечень проектов, реализация которых принесет региону значительные прибыли в  будущем и усилит экспортную специализацию  региона .

Дальний Восток может превратиться в крупнейшего экспортера нефти, природного газа, угля и электроэнергии. Это должно быть достигнуто за счет увеличения производства основных видов  продукции ТЭК в результате ввода  в эксплуатацию новых производственных объектов. В рыбной промышленности планируется строительство ряда новых рыборазводных заводов, создание предприятий марикультуры и развитие береговых рыбообрабатывающих производств. В лесной промышленности должна увеличиться доля переработки древесины.

Наиболее реальными  и перспективными проектами являются проекты в области энергетики. Создание электроэнергетических линий (например, “Южная Якутия – Сахалин  – Япония”, “Приморский край –  КНДР – Республика Корея”) позволит в перспективе экспортировать до 60 млрд. КВт/час. в год. В создании единой энергетической системы заинтересован и Китай. Совместное использование нефтяных и газовых ресурсов Дальнего Востока, сооружение сети нефте- и газопроводов, строительство мощных сверхдальних линий электропередач приведет к созданию и развитию единой инфраструктуры для Дальнего Востока и АТР.

Информация о работе Внешнеэкономические связи Дальнего Востока и стран АТР