Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
Понятие внешнеэкономической политики....................................................5
Государственная внешнеэкономическая политика............................6
Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства..10
Стратегические направления внешнеэкономической политики.......12
Государственное регулирование внешнеэкономических связей......14
Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики РФ............................................................................................................15
2.Внешнеэкономическая деятельность..................................................................18
2.1. Всемирная торговая организация.........................................................20
2.2. Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО...........................................22
2.3.Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО.........................................25
Заключение................................................................................................................27
Список литературы................................

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономическая политика России.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Целесообразно активизировать механизм ограничения  доступа для иностранной рабочей силы только теми категориями рабочих и специалистов, которые имеют уникальный опыт и знания. Как общее правило, разрешение на работу иностранному гражданину должно выдаваться только тогда, когда соответствующая вакансия не может быть занята российским гражданином, или когда такое разрешение приведет к созданию нескольких новых рабочих мест для россиян.

     Точечная  поддержка структурных изменений  российского экспорта должна быть сконцентрирована на тех секторах экономики, которые  обладают реальной или потенциальной конкурентоспособностью. В настоящее время к ним можно отнести авиастроение, услуги по коммерческим космическим запускам, а также некоторые другие науко- и капиталоемкие производства. Такая поддержка должна осуществляться в формах, которые исключают возможность легального применения протекционистских инструментов со стороны торговых партнеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства

     Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую деятельность, а именно – куплю-продажу товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

     Сущность  внешнеэкономической политики государства  заключается в направленной деятельности на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.

     Международная торговля, как свидетельствует история, нигде и никогда не развивалась  без вмешательства государства. К регулированию внешней торговли своих стран задолго до XX в. прибегали феодальные правительства Англии и Франции. По словам российского историка Н. Карамзина, элементы государственного регулирования внешней торговли имели место в политике царя Ивана Грозного. Регулированием внешней торговли занимались и другие страны. Причина этого повсеместного вмешательства состоит в том, что любое государство без внешнеторгового регулирования не может достичь полной занятости, стабильности цен, устойчивости роста национальной экономики.

     В ХХ в. вмешательство государств во внешнюю  торговлю не только уменьшилось, а, наоборот, еще более усилилось. К этому их подталкивали суровые обстоятельства. В годы Первой мировой войны правительства воюющих стран стали регулировать потребление сырья промышленностью и продовольствия населением и в связи с этим стали жестко регулировать экспортно-импортные операции своих субъектов хозяйственной деятельности. В годы Великой депрессии 1929-1933 г.г. правительства многих стран, в том числе и промышленно развитых, в целях обеспечения развития своих национальных экономик применяли целый ряд мер, чтобы поощрить экспорт отечественных предприятий и ограничить импорт иностранных товаров.

     После окончания Второй мировой войны  страны прибегли к системе коллективного  регулирования мировой  торговли. В 1947 г. ими была создана всемирная организация – Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которая начала функционировать с 1 января 1948 г. Она должна была регулировать таможенно-тарифные вопросы внешнеэкономических связей во всемирном масштабе. Однако, несмотря на функционирование коллективной организации, индивидуальное регулирование внешней торговли отдельными странами не прекратилось, а лишь обрело иные формы.

     Государственное регулирование международной торговли имеет разные масштабы. Во-первых, оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран – партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной – инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли.

     Во-вторых, государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.

     В-третьих, государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним. Именно таким оно является в том случае, когда в роли субъекта регулирования выступает упомянутое выше Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Кроме того, оно является многосторонним в рамках многочисленных интеграционных группировок – Европейского союза, Североамериканской ассоциации свободной торговли и прочих международных экономических объединений. 
 
 
 
 
 
 

1.3. Стратегические направления внешнеэкономической политики России

     Стратегическим  направлением внешнеэкономической  политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое  сообщество в целях максимального  использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

     В этой связи для решения задач  по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций  развития мировой экономики и  торговли, а также обеспечения  равноправной интеграции России в мировую  экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

    • повышение конкурентоспособности российской экономики;
    • сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
    • обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
    • проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
    • сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля над осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

     Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволило более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создать условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволило облагородить структуру российского экспорта, обеспечить улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличить степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках.

     Установленный в России внешнеторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

     В настоящее время ограничительные  меры (главным образом антидемпинговые  пошлины и угрозы применения таковых) по отношению к российским товарам  используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция, Индия и др.).

     В этой связи ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе  по экспорту титановой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама. 
 
 

1.4. Государственное регулирование внешнеэкономических связей

      С целью повышения эффективности  функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет:

    • во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.;
    • во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;
    • в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов.

     При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных  товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективныхотечественных производств.

     Реализация  указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности.

1.5. Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации

      Современный мир переживает фундаментальные  и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

      Россия  ставит перед собой сложную задачу добиться формирования многополярной  системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.

      Гарантия  эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века основываеться  на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.

      Интересы  России непосредственно связаны  и с другими тенденциями:

      • глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;
      • усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России  полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях;
      • развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;
      • военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность