Внедрение внешне торговой политики Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие, сущность и основные направления, и основные инструменты внешнеторговой политики;
- проанализировать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. .3
I Теоретические аспекты внешнеторговой политики…………………………..5
1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики………………………5
1.2 Основные направления внешнеторговой политики…………………...8
1.3 Основные инструменты внешнеторговой политики…………………..9
II Анализ влияния внешнеторговой политики на потоки товаров,
сырья и капитала РК……………………………………………..........................13
2.1 Анализ внешнеторговой политики РК…………………………...…...13
2.2 Влияние внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья
и капитала………………………………………………………………….15
2.3 Взаимосвязь внешнеторговых потоков и состояние национальной экономики………………………………………………………………………..18
III Направление развития внешнеторговой политики РК……………….........21
3.1 Преимущества и недостатки внешнеторговой политики РК………..21
3.2 Перспективы развития внешнеторговой политики РК..………….….22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Тастанбекова Жазира УиА 203.docx

— 109.60 Кб (Скачать)

Подтверждением международного признания  успехов Казахстана в последовательном проведении рыночных преобразований и  либерализации экономики служит решение Совета Европейского Союза  о внесении поправок в антидемпинговое  законодательство, принятое 9 октября 2000 года. В соответствии с данным решением ЕС признает Казахстан как  государство с рыночной экономикой. В настоящее время казахстанские  дипломаты предпринимают активные шаги и по вопросу отмены действия так называемой поправки Джексона-Вэника к Торговому Акту США 1974 года в отношении республики и предоставления Казахстану безусловного статуса страны наибольшего благоприятствования в торговле с Соединенными Штатами и Канадой.

В частности, в целях корректировки  экономической политики в августе 2000 года на расширенном заседании  правительства глава государства  поручил всем министерствам и  ведомствам республики, в том числе  МИДу, активизировать работу по развитию отраслей, связанных с организацией конечной переработки углеводородного  сырья, третьих и четвертых переделов  в металлургическом комплексе. Шел  разговор и о реанимации сельхозмашиностроения, легкой и пищевой промышленности, строительстве дорог, развитии транзитно-транспортного  потенциала. Была подчеркнута необходимость  стимулирования импортозамещения, а также создания предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивающих инфраструктуру крупных промышленных предприятий. Такие конкретные задачи поставлены и перед внешнеполитическим ведомством республики.

В развитии транзитного потенциала предстоит решить проблему удешевления  транспортной составляющей нашего экспорта-импорта, развития транзитных маршрутов. В этом ряду чрезвычайно перспективным  выглядит организация транзита по маршруту Юго-Восточная Азия - Казахстан - Россия - Европа, а также по оси Север - Юг. Активная защита за рубежом интересов казахстанского бизнеса и экономических субъектов - новая приоритетная задача нашей дипломатии. Она четко прописана в адаптированной Концепции внешней политики РК. В экономическом контексте необходимо расценивать и решение о создании в системе МИД РК Комитета по инвестициям на базе бывшего самостоятельного соответствующего агентства.

Общеизвестно, что внешняя политика - дорогое удовольствие. От этого  факта никуда не деться. Но казахстанские  дипломаты также понимают и необходимость обеспечения высокой отдачи от вложенных средств.

Только нормальные и партнерские  отношения в политической сфере  между государствами создают  необходимые условия для всемерного развития и укрепления взаимовыгодного  экономического сотрудничества. Поэтому  было бы не совсем правильно разделять, а тем более противопоставлять  внешнюю политику и внешнеэкономическую  деятельность. Это две стороны  единого процесса обеспечения национальных интересов страны.

Казахстанские дипломаты стремятся  выполнять адресованное к ним  требование президента: "Ваш долг - создать максимально благоприятные  внешние условия для нашего поступательного  внутреннего развития, гармоничной  интеграции Казахстана в глобальные и региональные процессы в качестве крупного регионального государства".

Важное место в политической элите современного Казахстана занимает премьер-министр РК Касымжомарт Кемелевич Токаев. Касымжомарт Токаев - одна из самых известных и знаковых фигур в президентской администрации Республики Казахстан. По сути дела, на сегодняшний момент, г-н Токаев - один из немногочисленных профессионалов в высших эшелонах государственной власти.

Как результат - за последние годы в казахстанскую экономику только прямых иностранных инвестиций было вложено свыше 12,5 млрд. долларов. В  прошлом году достигнут наибольший рост ВВП среди стран СНГ - 9,6 процента.  
             III НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕ ТОРГОВРЙ ПОЛИТИКИ РК

 

3.1 Преимущества и недостатки  внешнеторговой политики РК

 

Отношение общества к вступлению Казахстана в ВТО неоднозначно. Сторонники перечисляют  возможные выгоды от вхождения в  эту международную организацию, противники пугают грядущими бедами.

К позитивным факторам вступления в  ВТО относятся:

-   расширение доступа казахстанским товарам на рынки стран - членов ВТО. Предоставление Казахстану со стороны стран - членов ВТО таких же прав, которые имеют все остальные торговые партнеры. В частности, к товарам, экспортируемым из республики, не должны применяться количественные ограничения, существующие в настоящее время, а также несправедливые антидемпинговые пошлины и иные меры дискриминационного характера;

- создание транспарантной и предсказуемой внутренней законодательной среды, соответствующей международным стандартам;

- содействие в привлечении иностранных инвестиций, новых технологий и ноу-хау в обрабатывающую промышленность;

- расширение количества и качества предлагаемых для потребителя товаров;

- стимулирование экономического роста на основе расширения торговли в долгосрочном плане;

- использование механизма по урегулированию споров ВТО, что особенно актуально для малых стран в их торговых спорах с более крупным партнером;

- справедливый принцип голосования в ВТО: "одна страна - один голос"; участие в новом раунде многосторонних торговых переговоров по широкому кругу вопросов, в том числе посредством голосования в принятии решений, которые будут определять правила международной торговли на долгосрочную перспективу.

Однако можно с уверенностью утверждать, что позитивный эффект от вступления Казахстана в ВТО будет  заметен не сразу, а в перспективе.

К негативным факторам вступления в  ВТО относятся:

- усиление конкуренции и, как следствие, возможное ухудшение положения наиболее чувствительных секторов экономики. Это касается в первую очередь сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, отдельных секторов сферы услуг;

- более ограниченные возможности по введению новых мер регулирования сферы торговли товарами и услугами, в вопросах государственной поддержки и субсидирования отдельных видов производств;

- невозможность использования количественных ограничений в торговле, за исключением специальных случаев;

-  превалирование в ходе многосторонних переговоров мнений и позиций более крупных торговых партнеров.

В целом оценку позитивных и негативных факторов можно произвести только в  результате анализа всех конкретных условий присоединения. Речь в первую очередь идет о тарифах на импортируемые  товары, обязательствах по услугам.

 

3.2 Перспективы развития  внешнеторговой политики РК

 

На сегодняшний день экономика  Казахстана достигла высокой степени  открытости, что определяется, во-первых, степенью участия в международном  разделении труда, во-вторых, широкой  либерализацией внешнеэкономической  деятельности, кроме того, увеличились  объемы внешней торговли.

Вместе с тем, во внешней торговле все еще имеются некоторые  проблемы, связанные с преодолением сырьевой направленности казахстанского экспорта, барьерами со стороны основных торговых партнеров, низкой долей продукции  обрабатывающих отраслей промышленности в структуре экспорта, отсутствием  системы продвижения и поощрения  экспорта товаров и слабый менеджмент на предприятиях, имеющих экспортоориентированный потенциал, прохождением процедуры получения отечественными экспортерами сертификатов соответствия международным стандартам.

Для решения вышеназванных проблем  на постоянной основе проводится активная работа в области развития внешнеторговой деятельности направленная на защиту внутреннего рынка при импорте  товаров, обеспечение роста и  диверсификации экспорта.

Так, для оказания поддержки казахстанским  экспортерам на постоянной основе ведется  работа по урегулированию внешнеторговых споров, ограничивающих доступ казахстанских  товаров на внешние рынки.

В целях развития экспорта казахстанских  товаров разработан проект Программы  содействия продвижению экспорта казахстанских  товаров на внешние рынки, которая  ориентирована на совершенствование  экспортной деятельности, распространение  мероприятий не только на предприятия  – экспортеры, но и на вовлечение в экспорт новых компаний.

Ежегодное участие Республики Казахстан  в крупных международных выставках  за рубежом позволяет отечественным  производителям расширять границы  торгового сотрудничества.

Проводимая внешнеторговая деятельность в среднесрочной перспективе  будет направлена на обеспечение  либерализации внешнеторгового  режима, снятие барьеров во взаимной торговле, создание оптимальных условий для  доступа казахстанских экспортеров на зарубежные рынки.

На сегодняшний день, приоритетными  направлениями внешнеторговой политики являются - продолжение работы по вступлению Казахстана в ВТО и активное использование  механизмов данной организации для  предотвращения дискриминации интересов  Казахстана во внешней торговле на основе защитных, антидемпинговых и  компенсационных мер; продвижение  экономических инициатив в рамках региональных объединений; диверсификация экспорта и увеличение доли продукции  с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта; проведение гибкой таможенно-тарифной политики, реагирующей  на конъюнктурные изменения мирового рынка; совершенствование правового  поля, регулирующего торговую деятельность; совершенствование механизмов и  системы предупреждения и урегулирования торговых споров в результате активного  взаимодействия государственных органов, торговых представительств, ассоциаций и предприятий.

В целом дальнейшее экономическое  развитие Казахстана будет существенно  зависеть от государственной торговой политики. Эта политика будет формироваться, в первую очередь, под воздействием результатов реализации соглашений и договоренностей в рамках Евразийского экономического сообщества, двусторонних и многосторонних переговоров по условиям членства Республики Казахстан  в ВТО.

Достижение результатов, ожидаемых  от членства Казахстана в ВТО, будет  во многом зависеть от условий, на которых  нас примут в эту организацию, а также от уровня принимаемых  республикой обязательств по обеспечению  доступа иностранных товаров  и услуг на отечественные рынки. Поэтому переговорная стратегия  и тактика должны строиться исходя из общей внешнеторговой политики и  баланса потерь и выгод от членства в ВТО.

Вся история создания и функционирования ГАТТ/ВТО характеризовалась последовательным снижением уровня протекционизма, постепенной  либерализацией внешнеторговых режимов  стран. Это касалось поэтапного снижения уровня тарифной защиты, отказ от количественных ограничений, экспортных субсидий и  т.д. Примечательно то, что с каждым годом требования, предъявляемые  ВТО вступающим, становятся все существеннее в силу ужесточения процедуры  присоединения к организации. Так, зачастую от вступающих стран требуется  согласие с обязательствами, уровень  которых превышает обязательства  уже состоявшихся членов ВТО.

 

Заключение

 

В целом наши приоритеты в области  внешней политики и обеспечения  безопасности остаются неизменными.

Первое. Наша внешняя политика построена  на поиске общности основополагающих интересов, на понимании необходимости  компромисса в отношении всех, даже самых острых вопросов.

Второе. Казахстан намерен и  далее всемерно укреплять свои позиции  в качестве активного участника  международной коалиции по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.

Особо хочу отметить, что в предстоящие  годы необходимо провести целый ряд  крупнейших международных мероприятий, имеющих глобальное значение. Речь идет о Третьем съезде мировых и традиционных религий в 2009 году, Совещании по мерам доверия и безопасности в Азии в 2010 году, работе в руководящей тройке ОБСЕ с 2009 года и председательствовании в ОБСЕ в 2010 году.

Уже сейчас необходима серьезная подготовительная работа, как в организационном, так  и в содержательном плане. Это  задача не только Министерства иностранных  дел и Правительства, но и всех органов государственного управления.

За десять лет независимости  внешняя политика Казахстана прочно утвердилась в качестве неотъемлемого  элемента государственной политики.

Усилия казахстанской дипломатии увенчались успехом на канадском, европейском и других направлениях по обеспечению безопасности, добрососедства и дружбы. Казахстанской дипломатией были созданы необходимые внешние условия для укрепления суверенитета страны, продвижения экономических интересов страны.

Подводя итоги внешнеполитической деятельности за десять лет независимого развития, важно отметить непреходящее значение обретения Казахстаном  статуса безъядерного государства, приверженного режиму нераспространения. Казахстан является непосредственным участником глубоких трансформационных  процессов, которые происходят сейчас в мире.

 Судьбоносные решения руководства  страны в военно-политической, экономической,  а также в сфере демократических  преобразований и государственного  строительства позволили Казахстану  осуществить плавное вхождение  в мировое сообществе.

Путь, пройденный казахстанской дипломатией  за первое десятилетие независимости  отражает такие ключевые события, как  принятие «Закона о дипломатической  службе Республики Казахстан»; в основном завершен процесс создания зарубежной инфраструктуры; возрос международный  авторитет страны; далеко за ее пределами  известны внешнеполитические инициативы Казахстана, прежде всего, касающиеся вопросов обеспечения глобальной и  региональной безопасности и стабильности, стимулирования интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.

Информация о работе Внедрение внешне торговой политики Республики Казахстан