Внедрение внешне торговой политики Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие, сущность и основные направления, и основные инструменты внешнеторговой политики;
- проанализировать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. .3
I Теоретические аспекты внешнеторговой политики…………………………..5
1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики………………………5
1.2 Основные направления внешнеторговой политики…………………...8
1.3 Основные инструменты внешнеторговой политики…………………..9
II Анализ влияния внешнеторговой политики на потоки товаров,
сырья и капитала РК……………………………………………..........................13
2.1 Анализ внешнеторговой политики РК…………………………...…...13
2.2 Влияние внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья
и капитала………………………………………………………………….15
2.3 Взаимосвязь внешнеторговых потоков и состояние национальной экономики………………………………………………………………………..18
III Направление развития внешнеторговой политики РК……………….........21
3.1 Преимущества и недостатки внешнеторговой политики РК………..21
3.2 Перспективы развития внешнеторговой политики РК..………….….22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Тастанбекова Жазира УиА 203.docx

— 109.60 Кб (Скачать)

В настоящее время, Казахстан осуществляет экспортно-импортные операции со 177 странами мира.

Торгово-экономические соглашения заключены более, чем с 50 странами, с большинством, из которых торговля осуществляется на основе режима наибольшего  благоприятствования. Со странами СНГ  установлен режим свободной торговли, продолжается работа по углублению интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, ШОС, ЦАРЭС и др.

К примеру, по данным таможенной статистики внешнеторговый оборот Республики Казахстан за 2010 год составил 59,9 млрд. долларов, по сравнению с 2009 годом (45,2 млрд. долларов США) показатель увеличился на 34,9%.

При этом объем экспорта за 2010 год  составил 35,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом (27,8 млрд. долларов США) увеличился на 34,8%.

Объем импорта за 2010 год составил 23,7 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом (17,4 млрд. долларов США) увеличился на 36,2%. Доля экспорта в общем объеме товарооборота Республики Казахстан составляет 61,8%. В свою очередь доля импорта в общем объеме товарооборота Республики Казахстан составляет 38,2%.

В целом, на основании представленных данных можно констатировать, что  внешнеторговая деятельность республики направлена в основном на экспорт.

Следует отметить, что основными  потребителями казахстанского экспорта минеральных продуктов являются Швейцария (23,5%), Италия (18,1%), Франция (11,4%), Россия (6,9%), Иран и Китай (6%), а неблагородных  металлов и изделий из них - страны СНГ (81%) и Иран (8%).

По экспорту несырьевой продукции наблюдается увеличение объемов поставок казахстанской продукции на внешние рынки. Так, к примеру, продуктов растительного происхождения в 2010 году было экспортировано на 83,4% больше по сравнению с 2009 годом, а экспорт драгоценных или полудрагоценных камней, драгоценных металлов; бижутерий и монет в сравнении 2010 года к 2009 году увеличился на 74,6%.

Экспорт продуктов растительного  происхождения осуществляется в  основном в страны СНГ (63,5%), а также  в Турцию (7,7%), Индию (5,4%) и Афганистан (5,2%). Что касается экспорта драгоценных  или полудрагоценных камней, драгоценных  металлов, то основными импортерами  казахстанской продукции являются Великобритания (17,2%), Германия (20,2%), Республика Корея (12,6%) и ОАЭ (9,6%).

В структуре импорта преобладает  ввоз сырья, это означает, что в  некоторых отраслях отсутствует сырьевая база, то есть казахстанские производители вынуждены импортировать сырье для производства своей продукции.

 

 

         2.2 Влияние внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала

 

В условиях вхождения в мировое  пространство Казахстан вынужден был  адаптироваться в тактических приемах  и стратегии осуществления торговой политики, подключения арсенала экономических  инструментов. Однако при переходе на стадию сбалансированной экономики: не произошло изменений в структуре  экспорта республики, которая по-прежнему относится к разряду сырьевых, о чем свидетельствует интенсивный  рост доли сырья, полуфабрикатов и продовольствия, превысившей 80% от общего объема; кризис неплатежей, в котором уже несколько  лет пребывает Республика Казахстан, сделал выгодной ориентацию экспортных производств на внешний рынок  в целях получения стабильных доходов. В итоге внутренний спрос  экономики, отнесенной к разряду  второго порядка, обусловил остаточный принцип его удовлетворения. Об этом свидетельствует срыв ритмичности  работы многих производств из-за отсутствия сырья.

Семилетняя практика осуществления  внешнеторговой политики была направлена на формирование системы торговых отношений как с государствами СНГ, так и зарубежными странами и осуществлялась в соответствии с принципами эффективной интеграции республики в мировое рыночное пространство. Однако анализ проводимых реформ свидетельствует, что казахстанский путь к открытости экономики своеобразен, ив нем сочетаются меры, иногда полярные друг другу. Первая Государственная программа стабилизации экономики 1991-1992 гг. сферой регулирования межреспубликанской внешней торговли сохраняла систему госзаказов и практически за государством сохранялась функция контроля внешнеэкономической деятельности субъектов рынка. Принятые законы того периода частично способствовали решению таможенных реформ и ценообразования, Вступление республики в стадию спада производства и инфляционных процессов обусловило необходимость принятия антикризисной программы развития (1993-1995 гг.). Правомерным было бы считать, что это дало начало становлению государственной стратегии во внешней торговле. Элементы реформы были направлены на исключение монополии государства и передачу хозяйствующим субъектам операций по внешнеэкономической деятельности. Монополия сохранялась лишь на экспорт стратегических товаров.

В этот период были введены тарифы на импорт товаров, повышены пошлины  на импорт предметов роскоши и  ряд других товаров - преследовалась цель защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции. На границах республики были введены таможенные режимы, Нормализации внешнеэкономической деятельности Казахстана способствовало принятие законов, регулирующих валютные проблемы, либерализацию внешнеэкономической деятельности, проблемы лицензирования, формирование Экономического и Таможенного союзов.

Необходимо отметить, что по истечении  пяти лет независимости в республике стала проводиться политика, учитывающая  национальные интересы. Анализируя принятые государственные программы, начиная  с 1991г. можно отметить, что первый этап реформирования торговой политики характеризуется отсутствием целостной концепции преимущественно основан на применении жестких административных регуляторов. Так, в 1992г. экспортному лицензированию подвергалось более ТОО наименований товаров, в следующие два года 61 и 35 соответственно. Экспортные же квоты охватывали перечень более 90 товаров которые за аналогичный период снизились до 34, а затем до 7. Это в основном, нефть, газ, черный и цветной металлы уголь железные сплавы. Из них лишь 30% квот выставлялись на аукцион, а остальная часть строго распределялась между семью монопольными торговыми компаниями в административном порядке. Такая форма развития экономики вела границах всего бывшего Советского Союза и двусторонними торговыми соглашениями между государствами. В целях регулирования необоснованно высокого вывоза ценных товарных позиций в определенной мере правомерным становилось введение контроля в форм экспортных квот и лицензий, а также использование экономических мер, снижающих экспортные потоки из страны. Так, в 1993 году налоги на экспорт применялись к 145 видам продукции, и амплитуда колебаний достигала от 1 до 30%. В следующем году эти проценты были уменьшены до 7-8% в среднем. Данные налоги преимущественно охватывали экспорт в страны дальнего зарубежья в конце же 1994 г. они распространились на экспорт других стран. В масштабе республики в виды налогов удерживалось около 44% выручки в инвалиде. Поскольку данный этап (до введения тенге) отличался валютной нестабильностью, капитал ухолил через экспорт по заниженным ценам. Помимо этих регуляторов в торговой политике Казахстана были использованы и другим элементы, такие, как налог на нахождение нести НЛС акцизы, антимонопольные комиссионные и др.

Учитывая точный дефицит на отечественном  рынке, импортная политика не была столь  жесткой, контроль был относительно строг и преимущественно использовались технические барьеры. Лицензии на импорт применялись в отношении 6 видов  продукции (детское питание, медицинские  препараты, пестициды, гербициды, удобрения, промышленные отводы и взрывчатые вещества). Налоги на импорт были также незначительны, однако к середине 1993 года они варьировали  от 0,5 до 21%, а в 1994 году подскочила до 50%. Импортные пошлины превышали 2-3% общего импорта. Учитывая, что таможенная и налоговая службы находились в стадии становления, надо полагать, что дохода от налога на импорт были незначительны.

Второе этап в становлении внешнеторговой политики Республики Казахстан, как  свидетельствует вышеизложенное, Отличается постепенным переходом от жесткого контроля со стороны государства  внешнеэкономической деятельности к построению торговых отношений  с партнерами на базе адаптации к  международным нормам и использованием экономических регуляторов.

Вхождение Республики Казахстан в  Таможенный Союз обусловило изменение  средневзвешенных импортных тарифов  с 3,0% до 7,5%, что вовсе не способствует развитию внешней торговли. Все это, в конечном счете, осложняет процесс вступления Республики во Всемирную торговую организацию.

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали  первый договор о создании Таможенного  союза, который впоследствии трансформировался  в ЕврАзЭС.

6 октября 2007 года в Душанбе  Беларусью, Казахстаном и Россией  подписан Договор о создании  единой таможенной территории  и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и  правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших  основу Таможенного союза.

28 ноября 2009 года в Минске прошла  встреча Д. А. Медведева, А.  Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева  по созданию на территории  России, Беларуси и Казахстана  с 1 января 2010 года единого таможенного  пространства.

Весной 2010 года между руководствами  стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства  России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без  участия Беларуси. В июне  Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. 1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза. 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

C целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Она стала преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно статье 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, была прекрашена 1 июля 2012 года.

Председателем коллегии ЕЭК назначен министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. В совет ЕЭК  войдут по одному представителю от каждого государства-члена на уровне вице-премьеров. Коллегия комиссии станет постоянно действующим профессионально-исполнительным органом из девяти членов (по три  от каждой страны). Предусмотрена ротация  председателей коллегии раз в  четыре года.

Формирование ЕЭК стало одним  из шагов на пути трансформации Таможенного  союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.

 

2.3 Взаимосвязь внешнеторговых  потоков и состояние национальной  экономики

 

Сегодня, по экспертным оценкам, казахстанской  экономикой получено более восьмидесяти процентов всех прямых инвестиций, поступивших в Центральную Азию. Всемирный Банк включил нашу страну в двадцатку наиболее привлекательных  в инвестиционном отношении стран  мира.

Экономика республики подвержена лихорадкам, обусловленным изменением конъюнктуры  на мировом рынке и падением мировых  цен. И как следствие, несет огромные валютные потери, а в условиях недиверсифицированности экспорта - потери от сокращения физического объема экспорта продукции.

Высокая техническая и технологическая  зависимость национальной экономики  от стран, поставляющих наукоемкую и  капиталоемкую продукцию, способствует завозу не самых передовых видов  оборудования, машин, что в конечном счете, повышая объемы производства продукции, тем не менее не способствует такому наращиванию производительности труда, как в ряде новых индустриальных стран. Более того, значительная часть  валютных средств расходуется на поддержание текущих нужд, приобретение необходимых компонентов, не создавая условий для накопления и дальнейшего  расширения масштабов производства.

Отсутствие глубоких стадий переработки, а в ряде случаев и первичной  большинстве своем не возобновляемых сырьевых ресурсов, не способствует оседанию значительных объемов добавочной стоимости, которые мигрируют за пределы страны.

Отрадно, что экспорт Казахстана в 2008 году в стоимостном выражении увеличился более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом. Однако его структура завязана на нескольких товарных позициях и почти на 70% представлена в виде сырья.

В тех случаях, когда за рубежом  в отношении казахстанской продукции  инициируются антидемпинговые расследования  со стороны органов страны-импортера, МИД внимательно отслеживает  складывающуюся ситуацию и координирует работу соответствующих ведомств и  дипломатических представительств республики по защите отечественных экспортеров. Например, были отменены антидемпинговые пошлины, наложенные американской стороной на титановую губку (июль 1998 года), уран (июль 1999 года), ферросилиций (август 1999 года), сняты санкции Индии на казахстанский феррохром (декабрь 2000 года), прекращены антидемпинговые разбирательства со стороны Колумбии и Аргентины в отношении сталелитейной продукции, произведенной в Казахстане.

Информация о работе Внедрение внешне торговой политики Республики Казахстан