Внедрение внешне торговой политики Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие, сущность и основные направления, и основные инструменты внешнеторговой политики;
- проанализировать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. .3
I Теоретические аспекты внешнеторговой политики…………………………..5
1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики………………………5
1.2 Основные направления внешнеторговой политики…………………...8
1.3 Основные инструменты внешнеторговой политики…………………..9
II Анализ влияния внешнеторговой политики на потоки товаров,
сырья и капитала РК……………………………………………..........................13
2.1 Анализ внешнеторговой политики РК…………………………...…...13
2.2 Влияние внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья
и капитала………………………………………………………………….15
2.3 Взаимосвязь внешнеторговых потоков и состояние национальной экономики………………………………………………………………………..18
III Направление развития внешнеторговой политики РК……………….........21
3.1 Преимущества и недостатки внешнеторговой политики РК………..21
3.2 Перспективы развития внешнеторговой политики РК..………….….22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Тастанбекова Жазира УиА 203.docx

— 109.60 Кб (Скачать)

В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы. Просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий.

Введение монополии внешней  торговли обусловливалось плановым характером экономики советского государства  и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства.

Итогом этого был полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса.

Первые шаги по реформе внешнеэкономических  связей, предпринятые в 1986 г., формально  были направлены на восстановление разорванной  цепочки: «производитель — мировой рынок — производитель». Однако они были непоследовательны, ибо в соответствии с Постановлением Совета Министров предпринимались на основе сохранения монополии на внешнеэкономические связи. Примерно в том же направлении действовали и последующие постановления в этой области, хотя они (под контролем государства) допускали все большее число предприятий на внешний рынок. Контроль государства в данном случае заключался в выдаче разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности Министерством внешнеэкономических связей. Лишь начиная с 1991годпосле обретения нашей страной суверенитета и государственной независимости рядом законов и постановлений парламента были разрешены все формы внешнеэкономической деятельности для всех юридических лиц.

 

1.3 Основные инструменты внешнеторговой политики

 

Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и  той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что  иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими  рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества. Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами  государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении  определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие  инструменты, с помощью которых  государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней  торговли, заставляет хозяйствующие  субъекты принимать решения в  этой области в соответствии с  целями государственной политики. К  этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования  внешней торговли, это систематизированный  перечень товаров, облагаемых пошлинами  при перемещении их через государственную  границу страны; свод пошлин. Под  пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы  государства.

Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила  определения страны происхождения  товара и пределы полномочий органов  исполнительной власти.

Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных  границ, включая акваторию — территориальные  воды — морей и океанов. Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.

Основные функции таможенного  тарифа страны:

1. Реализация фискальных целей  государства, так в РК в 2005 году таможенные сборы обеспечили 38,6 трлн. Тг, что составило 25% доходной части годового бюджета.

2. Обеспечение достижения протекционистский целей, т.е. в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Например, в Австрии импортные пошлины на хлопчатобумажные ткани составляют 22 %, на одежду — 30%, около 11 % всего импорта в страны ЕС (с учетом пересчета из специфических выражений стоимости в адвалерный эквивалент облагаются пошлинами, ставка которых 50 % и более.

3. До определенного момента таможенный тариф—может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей, однако проведение политики, направленной на поддержание данных отраслей путем ограничения конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.

4. Использование в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Например, снижение пошлин единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран ЕС осуществлялось преимущественно в обмен на встречные уступки других государств, в первую очередь США и Японии, в рамках многосторонних переговоров политики ГАТТ. В результате в начале 90-х годов средний уровень таможенного обложения составил в ЕС – 4,6 %, в США — 4,3 %. Японии — 2,7%.

5. Осуществление жесткого государственного контроля за прохождением грузов через границу.

6. Применение в интересах развития экспорта одностороннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта.

Среди множества классификаций  таможенного тарифа можно отметить следующие наиболее распространённые и часто применяемые на практике виды:

1. Импортный таможенный тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют — ввиду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.

2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза. Например, с 1 июля 1968 годa страны-члены ЕС применяют единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, далее приравниваются к товарам, произведенным в отравах ЕС, и не облагаются больше пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС. Сами же страны-участницы таможенного союза отменили таможенные пошлины во взаимной торговле.

Как отмечалось выше, таможенный тариф  представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами, взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Классификацию таможенных пошлин наглядно можно представить в виде таблицы 1.

Виды таможенных пошлин

Таблица 1

По способу взимания

Специфические - начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара.

Адвалорные - начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров

Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин.

По объекту обложения

Импортные

Экспортные 

Транзитные 

По характеру

Сезонные - Могут вводиться в действие правительством страны для более  оперативного регулирования движения товарных потоков через границу  на срок, не превышающий 6 месяцев.

Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:

а) если такой ввоз наносит  материальный ущерб отечественным  производителям подобных товаров или  препятствует организации, расширению производства этих товаров;

б) если действительно был  факт демпинга.

Компенсационные - применяется к товарам, которые продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством.

 

 

По происхождению

 

        Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма.

 

        Конвенционные - являются результатом международных переговоров, предметом двух- или многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или ЕС, и не могут быть изменены в одностороннем порядке в течение срока действия договора или соглашения.

 

       Переференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов.

По способу вычисления

Номинальные

Эффективные

--

По типам ставок

Постоянные 

Переменные 

--


           

 

 II АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОТОКИ ТОВАРОВ, СЫРЬЯ И КАПИТАЛА РК

 

2.1 Анализ внешнеторговой  политики РК

 

За прошедшие восемь лет темпы  переговоров Казахстана были неравномерными, что было связано с изменениями  приоритетов во внутренней и внешнеэкономической  политике. Так, после 1998 года (переговорный процесс активно начался в  январе 1996 года) наметился определенный спад. Однако с июля 2001 года переговоры опять активизировались. Именно за последние два года было проведено 7 из 9 раундов двусторонних переговоров  со всеми заинтересованными странами, а также состоялись наиболее плодотворные заседания рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО.

Поворотным моментом стало решение  о подготовке обобщающего документа  о внешнеторговом режиме республики, так называемое Фактологическое резюме. Оно ляжет в основу будущего доклада рабочей группы, в котором будут зафиксированы условия и обязательства Казахстана в качестве будущего члена ВТО. Принимаемые Казахстаном обязательства должны учитывать специфические особенности экономики республики, а также цели и ожидаемые результаты от членства республики в этой глобальной международной организации.

Начиная с середины 90-х годов  в республике последовательно проводилась  либерализация внешнеторговой политики. В частности, это позволило увеличить  внешнеторговый оборот страны. В 2003 году он достиг 21,2 млрд долларов, что более  чем в 2,3 раза выше, чем в 1995 году. Этот показатель составляет 71,4% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Как видим, степень открытости казахстанской  экономики чрезвычайна высока.

К настоящему времени внешнеторговый режим Казахстана является достаточно либеральным. В республике отсутствуют  количественные ограничения на импорт, установлены относительно невысокие  таможенные тарифы. Система лицензирования экспорта и импорта распространяется только на узкий перечень товаров, в  основном двойного назначения. Поэтому  основной акцент по дальнейшему реформированию внешнеторговой политики должен быть сделан не столько на меры, применяемые  на границе, сколько на мероприятия  внутри страны.

Сюда можно отнести вопросы  внедрения международных стандартов качества продукции, обеспечение доступа  к информации и новым технологиям, соответствующие институциональные  реформы, позволяющие получить выгоды от широкого вовлечения в региональные и международные торговые объединения. В связи с этим ключевыми элементами при вступлении в ВТО являются создание эффективной регуляторной среды, разработка мер по поддержке и стимулированию производства высокотехнологичных конкурентоспособных товаров, формирование институтов по поддержке и продвижению казахстанских товаров на мировые рынки.

Информация о работе Внедрение внешне торговой политики Республики Казахстан