Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:15, курсовая работа
Объектом данного исследования является теневая экономика как феномен социально-экономического развития России.
Предметом исследования является влияние теневой экономики на развитие России.
Цель: исследовать влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
• Проанализировать понятие теневой экономики.
• Исследовать структуру теневой экономики в современной России.
• Исследовать роль теневой экономики в развитии России.
Имеет
место проникновение теневых
структур и моделей поведения
в сферу образования и науки.
С одной стороны, дипломы и
ученые степени стали востребованными
на теневом рынке в силу того,
что их можно использовать в качестве
социального прикрытия для
Аналогичные
по сути формы слияния теневой
экономики и официальных
Все
это дает основания утверждать, что
современное российское общество являет
собой в значительной степени
теневую социально-
Теневизация экономики и общества в пореформенной России привела к образованию специфической обширной социально-экономической зоны, имеющей тенденцию к неограниченному расширению на все социальное пространство. Эта зона, закономерностью которой является деформированная иерархия интересов, доминирование эгоистических интересов теневых элит и связанных с ними групп, представляет собой угрозу национальным интересам и экономической безопасности России, поскольку является паразитическим, чисто деструктивным образованием. Однако не следует считать, что если бы трансформация общества пошла по другому пути или осуществлялась бы иными темпами, теневизации не было бы. Это явление порождено глубинными причинами, коренившимися в специфике дореформенных социально-экономических реалий. Тем не менее ошибки и просчеты, допущенные в ходе реформ, стимулировали гипертрофированный рост теневых отношений. По мнению Р. Рывкиной16, к "теневизации" социальных сфер российского общества привели три группы причин, связанных с либерализацией экономики.
Во-первых, в переходный период все социальные сферы российского общества оказались в кризисной ситуации. Острая недостаточность бюджетного финансирования выступила катализатором распространения среди работников непроизводственных отраслей теневого поведения, дававшего возможность выживания. Например, задержки в выплате заработной платы учителям в начале 90-х годов способствовали распространению теневых форм репетиторства. Низкие заработки врачей привели к распространению неофициальной платности в государственных медучреждениях и т.п. В целом можно сказать, что социальные сферы подверглись теневизации в результате перерождения экономики в теневую и криминальную: криминализировавшаяся экономика вызвала к жизни теневую политику, "теневизировала" правовую сферу, а вслед за ними и все другие социальные сферы — школу, систему высшего образования, науку и др.
Далее, стремительный рост теневой экономики не только способствовал распространению теневых процессов за ее пределы, в социальную сферу, но и сформировал единые модели или алгоритмы теневого поведения. В итоге теневизация социальных сфер оказалась исторически вторичной по отношению к теневой экономике, то есть экономика, будучи источником теневых процессов, как бы «инфицировала» ими все общество. Теневые процессы вышли за рамки экономики и проникли во все остальные сферы общественной жизни.17 Естественно, происходило это через вовлечение в теневые взаимодействия уже не только экономических субъектов, но и разнообразных социальных акторов всех уровней и масштабов. Вследствие этого теневое пространство стало непрерывно расширяться, захватывая при этом все новых акторов, новые социальные институты и организации.
Наконец,
процессы либерализации в экономике
на первом этапе реформ осуществлялись
посредством механического
Государство как институциональная макроструктура, которая в принципе является главным хранителем и защитником общенациональных приоритетов и интересов, ныне находится в глубоком кризисе, грозящем ему полным перерождением. Необходимы осознанные усилия со стороны государства по ограничению сферы влияния теневой экономики и возвращению себе части потерянных функций.
Заключение
Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. И естественно, что «ни отдельным специальным «постановлением», ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов».19
Это возможно осуществить с помощью реализации концепции социального государства, расширения вмешательства государства в экономику с целью исправить ошибки предыдущего этапа реформ. Это потребует создания новых специализированных структур, государственных гарантий и, возможно, субсидий на реализацию различных крупных проектов в сфере промышленности, введения дополнительных ограничений во внешнеэкономической деятельности и т.п.
Необходимо также усиление борьбы с преступностью, прежде всего, экономической. Поскольку уход "в тень" осуществляется для того, чтобы уйти от законов, то чем больше "тень", тем больше внеправового поведения в обществе. Рост теневого сектора сопряжен с расширением области криминального поведения. Об этом свидетельствуют данные Главного информационного управления МВД РФ о состоянии преступности в России за 1999 г.: общее число зарегистрированных преступлений по состоянию на конец года превысило 3 млн. (рост по отношению к соответствующему периоду 1998 г. 16.3%). В том числе прирост по отдельным видам преступлений составил (%): тяжкие и особо тяжкие преступления — 18.4; причинившие особо крупный ущерб или совершенные в особо крупных размерах — 27.7; убийства и покушения на убийства — 5.4; грабежи — 13.6; кражи — 23.7; мошенничество — 9. Связи между "теневизацией" общества и преступностью — двусторонние: "тень" создает благоприятную среду для преступлений, а преступления нуждаются в "тени" и, соответственно, усиливают ее. К сожалению, сложившаяся практика и законодательство дают правительству и правоохранительным органам весьма большие возможности для произвола, так как экономические преступления той или иной тяжести совершают практически все субъекты экономики России. В силу этого можно ожидать некоторых избирательных репрессий прежде всего, представляется, в сферах приватизации госсобственности, финансовых мошенничеств, "обналичивания". По-видимому, эта борьба с экономической преступностью будет сильно зависеть от политической конъюнктуры (которая и будет определять конкретных фигурантов в делах об экономических преступлениях) и мало повлияет на реальные масштабы теневой экономики.20
Сохранение неизменной ситуации в отношении теневого сектора не может не вести к новому витку дестабилизации, нарастанию хаоса, постепенному еще большему ухудшению экономической ситуации и началу нового экономического кризиса. Здесь наиболее возможными являются две угрозы для национальной экономической безопасности. Первая состоит в том, что финансовый кризис распространится на средние по величине банки, а также муниципальные банки из-за плохого и ухудшающегося состояния бюджетов многих регионов. Вторая заключается в возможном отказе систем жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры во многих точках России из-за финансового кризиса.
Как уже говорилось выше, в непосредственной связи с развитием теневых процессов находится процесс криминализации российской экономики. Теневые, «серые», и криминальные, «черные», сферы бизнеса существуют во многом благодаря друг другу, питая друг друга.
Безусловно,
теневую экономику
Список литературы
Информация о работе Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие