Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является теневая экономика как феномен социально-экономического развития России.
Предметом исследования является влияние теневой экономики на развитие России.
Цель: исследовать влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
• Проанализировать понятие теневой экономики.
• Исследовать структуру теневой экономики в современной России.
• Исследовать роль теневой экономики в развитии России.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     Имеет место проникновение теневых  структур и моделей поведения  в сферу образования и науки. С одной стороны, дипломы и  ученые степени стали востребованными  на теневом рынке в силу того, что их можно использовать в качестве социального прикрытия для деятелей теневых структур. Распространение теневых форм взаимодействия в научно-образовательных учреждениях во многом обусловлено ростом коррумпированности чиновников от науки на фоне бедственного положения государственных учебных и научных организаций. С другой стороны, нелегальные практики в образовательной и научной сферах нашли проявление в теневом обороте значительной доли принадлежащей научным организациям собственности — недвижимости, земли и оборудования. Сформировались устойчивые тандемы чиновников от образования и теневых деятелей, успешно эксплуатирующие прибыльные "части" формально государственной собственности. Какая-то доля извлекаемого таким образом дохода идет на поддержание научных и учебных учреждений (выплату зарплаты сотрудникам, плату за коммунальные услуги и т.п.), какая-то — остается в распоряжении их руководителей, а какая-то — попадает в руки теневых дельцов. Наконец, работники научных институтов и учебных заведений сами достаточно активно занимаются теневой деятельностью — начиная продажей фальшивых дипломов об окончании учебных заведений и заканчивая производством синтетических наркотиков в химических лабораториях.

     Аналогичные по сути формы слияния теневой  экономики и официальных структур сейчас спонтанно складываются практически  во всех сферах российского общества.

     Все это дает основания утверждать, что  современное российское общество являет собой в значительной степени  теневую социально-экономическую систему. В социальной сфере теневое поведение мотивируется не столько получением денег как таковых, то есть не надеждой на экономический эффект, а различными социальными (политическими, идеологическими, религиозными, научными и т.д.) целями — приобретением социального капитала. Теневые социальные рынки, в отличие от обычных теневых рынков, предназначены для продажи и покупки нематериальных ценностей: депутатских голосов, медицинских услуг, высокого социального и политического статуса, поступления в институт, дипломов и ученых степеней. Наиболее значимая социальная ценность, оборачивающаяся на теневом политическом рынке, — это давление на принятие государственных решений. 15

     Теневизация экономики и общества в пореформенной России привела к образованию специфической обширной социально-экономической зоны, имеющей тенденцию к неограниченному расширению на все социальное пространство. Эта зона, закономерностью которой является деформированная иерархия интересов, доминирование эгоистических интересов теневых элит и связанных с ними групп, представляет собой угрозу национальным интересам и экономической безопасности России, поскольку является паразитическим, чисто деструктивным образованием. Однако не следует считать, что если бы трансформация общества пошла по другому пути или осуществлялась бы иными темпами, теневизации не было бы. Это явление порождено глубинными причинами, коренившимися в специфике дореформенных социально-экономических реалий. Тем не менее ошибки и просчеты, допущенные в ходе реформ, стимулировали гипертрофированный рост теневых отношений. По мнению Р. Рывкиной16, к "теневизации" социальных сфер российского общества привели три группы причин, связанных с либерализацией экономики.

     Во-первых, в переходный период все социальные сферы российского общества оказались  в кризисной ситуации. Острая недостаточность  бюджетного финансирования выступила катализатором распространения среди работников непроизводственных отраслей теневого поведения, дававшего возможность выживания. Например, задержки в выплате заработной платы учителям в начале 90-х годов способствовали распространению теневых форм репетиторства. Низкие заработки врачей привели к распространению неофициальной платности в государственных медучреждениях и т.п. В целом можно сказать, что социальные сферы подверглись теневизации в результате перерождения экономики в теневую и криминальную: криминализировавшаяся экономика вызвала к жизни теневую политику, "теневизировала" правовую сферу, а вслед за ними и все другие социальные сферы — школу, систему высшего образования, науку и др.

     Далее, стремительный рост теневой экономики  не только способствовал распространению теневых процессов за ее пределы, в социальную сферу, но и сформировал единые модели или алгоритмы теневого поведения. В итоге теневизация социальных сфер оказалась исторически вторичной по отношению к теневой экономике, то есть экономика, будучи источником теневых процессов, как бы «инфицировала» ими все общество. Теневые процессы вышли за рамки экономики и проникли во все остальные сферы общественной жизни.17 Естественно, происходило это через вовлечение в теневые взаимодействия уже не только экономических субъектов, но и разнообразных социальных акторов всех уровней и масштабов. Вследствие этого теневое пространство стало непрерывно расширяться, захватывая при этом все новых акторов, новые социальные институты и организации.

     Наконец, процессы либерализации в экономике  на первом этапе реформ осуществлялись посредством механического копирования  институциональных образцов западного  происхождения. Однако весь исторический опыт развития рыночной экономики, накопленный  странами Европы и Америки, свидетельствует о том, что нормальные рыночные отношения не могут сформироваться вне соответствующей институциональной среды. Хотя имеют значение самые разные факторы, начиная с размеров территории и качества природных ресурсов тех или иных стран и кончая хозяйственным менталитетом и трудовым этосом населения, все же наиболее важно присутствие в социетальной структуре и специфика функционирования системообразующих институтов. Как бесспорно установлено экономической наукой и подтверждено практикой успешного развития рыночной экономики в различных странах, необходимое условие формирования эффективной экономики и цивилизованного общества составляет нормальное функционирование социальных и экономических институтов, определяющих устойчивые траектории поведения акторов. Совокупность социальных институтов с их ролевой структурой и моделями поведения предусматривает развитое гражданское общество, необходимое для развития нормальной экономики. В России же необходимые для развития рыночной экономики и цивилизованного общества институты (как экономические, так и социальные) возникнуть не успели.18 Естественно, российские реформы с самого начала пошли вне общепринятых норм и правил экономического поведения, что привело к неограниченному росту теневых процессов.

     Государство как институциональная макроструктура, которая в принципе является главным хранителем и защитником общенациональных приоритетов и интересов, ныне находится в глубоком кризисе, грозящем ему полным перерождением. Необходимы осознанные усилия со стороны государства по ограничению сферы влияния теневой экономики и возвращению себе части потерянных функций.

 

      Заключение

     Сегодня теневые процессы в экономике  захлестнули Россию. И естественно, что «ни отдельным специальным «постановлением», ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов».19

     Это возможно осуществить с помощью  реализации концепции социального  государства, расширения вмешательства  государства в экономику с  целью исправить ошибки предыдущего  этапа реформ.  Это потребует  создания новых специализированных структур, государственных гарантий и, возможно, субсидий на реализацию различных крупных проектов в сфере промышленности, введения дополнительных ограничений во внешнеэкономической деятельности и т.п.

     Необходимо  также усиление борьбы с преступностью, прежде всего, экономической. Поскольку уход "в тень" осуществляется для того, чтобы уйти от законов, то чем больше "тень", тем больше внеправового поведения в обществе. Рост теневого сектора сопряжен с расширением области криминального поведения. Об этом свидетельствуют данные Главного информационного управления МВД РФ о состоянии преступности в России за 1999 г.: общее число зарегистрированных преступлений по состоянию на конец года превысило 3 млн. (рост по отношению к соответствующему периоду 1998 г. 16.3%). В том числе прирост по отдельным видам преступлений составил (%): тяжкие и особо тяжкие преступления — 18.4; причинившие особо крупный ущерб или совершенные в особо крупных размерах — 27.7; убийства и покушения на убийства — 5.4; грабежи — 13.6; кражи — 23.7; мошенничество — 9. Связи между "теневизацией" общества и преступностью — двусторонние: "тень" создает благоприятную среду для преступлений, а преступления нуждаются в "тени" и, соответственно, усиливают ее. К сожалению, сложившаяся практика и законодательство дают правительству и правоохранительным органам весьма большие возможности для произвола, так как экономические преступления той или иной тяжести совершают практически все субъекты экономики России. В силу этого можно ожидать некоторых избирательных репрессий прежде всего, представляется, в сферах приватизации госсобственности, финансовых мошенничеств, "обналичивания". По-видимому, эта борьба с экономической преступностью будет сильно зависеть от политической конъюнктуры (которая и будет определять конкретных фигурантов в делах об экономических преступлениях) и мало повлияет на реальные масштабы теневой экономики.20

     Сохранение  неизменной ситуации в отношении  теневого сектора не может не вести  к новому витку дестабилизации, нарастанию хаоса, постепенному еще большему ухудшению экономической ситуации и началу нового экономического кризиса. Здесь наиболее возможными являются две угрозы для национальной экономической безопасности. Первая состоит в том, что финансовый кризис распространится на средние по величине банки, а также муниципальные банки из-за плохого и ухудшающегося состояния бюджетов многих регионов. Вторая заключается в возможном отказе систем жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры во многих точках России из-за финансового кризиса.

     Как уже говорилось выше, в непосредственной связи с развитием теневых  процессов находится процесс  криминализации российской экономики. Теневые, «серые», и криминальные, «черные», сферы бизнеса существуют во многом благодаря друг другу, питая друг друга.

     Безусловно, теневую экономику ликвидировать  как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая любой рыночной экономической  системы во всех странах мира. Во-вторых, в России теневая экономика укоренилась, институционализировалась и стала привычным для большинства населения явлением. В-третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор сыграл роль некоего стабилизатора. Тогда может быть целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона? А задача правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. «Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм».21

 

      Список литературы

  1. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО. — 2004. — N 8.
  2. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО. — 2004.—№2.
  3. Барсукова С. "Теневая" экономика и "теневая" политика: взаимные интересы / Светлана Барсукова, Василий Звягинцев // Свободная мысль. — 2006. — N 7-8.
  4. Барсукова С.Ю. Сращивание теневой экономики и теневой политики // Мир России. — 2006. — N 3.
  5. Есаян А.К. Криминализация и тенизация хозяйственной деятельности как угроза экономической безопасности государств Евразии // Междунар. публ. и частное право. — 2009. — N 4.
  6. Коррупция в России как болезнь и теневой рынок / Г.Старов, Ю.Благовещенский, И.Винюков и др. // Власть. — 2005. — N 9.
  7. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования. 2002.— №4.
  8. Красавина Л.Н. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению (по материалам круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) / Красавина Л.Н., Валенцева Н.И. // Деньги и кредит. — 2005. — N 6.
  9. Латов Ю.В.Экономика вне закона: очерки по теории и истории теневой экономики // www.ie.boom. Ru
  10. Маликов Р. Институциональная коррупция в России: методология анализа // Общество и экономика. 2005. — №1.
  11. Неустроева Н.Н. Теневая деятельность — особый экономический институт общества // ЭКО. — 2008. — N 9.
  12. Подольный Н. Взаимосвязь организованной преступности и теневой экономики в развитии регионов / Н.Подольный, Н.Подольная // Уголовное право. — 2009. — N 2. — С.105-108.
  13. Седаков П. Укор лежа / П.Седаков, Е.Мухаметшина // Русский Newsweek. — 2008. — N 38.
  14. Титов В.Н. Неформальная экономика в России: исторические традиции // Обществ. науки и современность. — 2008. — N 5.
  15. Фесина Е.Л. Ненаблюдаемая экономика: Проблемы изучения. — Казань: КГУ, 2005.
  16. Черненко Е. Раздевай и властвуй // Русский Newsweek. — 2008. — N 38.
  17. Шадрина О. Обратная сторона экономики // Эксперт-Сибирь. — 2005. — N 35.

Информация о работе Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие