Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является теневая экономика как феномен социально-экономического развития России.
Предметом исследования является влияние теневой экономики на развитие России.
Цель: исследовать влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
• Проанализировать понятие теневой экономики.
• Исследовать структуру теневой экономики в современной России.
• Исследовать роль теневой экономики в развитии России.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     Черный  рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании — «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «черный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5% до 25% от численности всей пирамиды.

     Вторая  группа формирует среднюю часть  пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры). Представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как черного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.

     Третья  группа представлена наемными работниками  физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность — вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего данная пирамида, по нашим подсчетам, включает порядка 30 млн. чел. Экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП.9

 

      2. Дестабилизирующий потенциал теневой экономики

     Процесс разрастания теневого сектора во всех сферах жизни общества зашли в современной России настолько далеко, что вся система взаимоотношений человека с окружающим миром, в сущности, начинает приобретать теневой характер. Как подчеркивают Л. Косалс и Р. Рывкина, с середины 80-х годов и особенно в течение последнего десятилетия, внутри теневой экономики, как и в её положении в обществе, произошло качественное изменение, которое они называют институционализацией. Под институционализацией теневой экономики следует понимать габитусное закрепление тех или иных форм теневого экономического поведения в виде организационно устойчивых фигур повторяющихся социальных практик, признаваемых и воспроизводимых множеством акторов и передаваемых следующим поколениям посредством неформальной нормативной трансляции.

     Ядром и отправным пунктом теневизации  общества, без сомнения, является теневая экономика. Поскольку экономическая сфера представляет собой лишь одну из социетальных подсистем, она целостна и компактна. Локусом зарождения и воспроизводства теневых отношений является экономическое поле, сфера хозяйственных взаимодействий. Главное видовое отличие теневых экономических отношений заключается в их закрытости, непроницаемости для государства и общества, в их неподвластности формальной регламентации. По мнению В. Исправникова и В. Куликова "теневая экономика" — это "всякая экономическая активность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами... Это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам и формальным правилам хозяйственной жизни"10.

     Уже тот факт, что существует стандартный показатель масштабов теневой экономики (доля теневого производства в ВВП), свидетельствует о возможности свести все многообразие разнокачественных видов теневой экономической деятельности к общему для них всех единому количественному показателю. В показателе доли теневой продукции в ВВП теневое экономическое поведение всех разновидностей как бы приобретает общий знаменатель. Таким образом, теневая экономика даже на количественном уровне обладает целостностью и может рассматриваться как единое явление, причем некоторые авторы выделяют ее как особый экономический уклад в рамках социетального хозяйственного организма.

     Это верно, особенно если принять во внимание развитие процесса институционализации  теневых отношений. Институционализированный теневой сектор экономики представляет собой, в сущности, вклинивание качественно иного институционального пространства в пространство легальных экономических практик. Для российской экономики вообще типична хозяйственная многоукладность, и феномен институциональной дифференциации не является чем-то новым. Современное социально-экономическое пространство России, сосуществует и определяет характер взаимодействий как минимум три принципиально разных институциональных сектора: сектор легального рынка, сектор общественной регуляции нерыночной деятельности и сектор теневых рыночных отношений. Каждый сектор несет в себе определенную целостную совокупность правил игры, которая может быть смоделирована посредством построения институциональных матриц.

     Однако  в настоящее время речь идет уже, в сущности, не о наличии институтов теневой экономики как параллельной структуры, а о беспрецедентном росте масштабов теневых отношений во всех сферах жизни общества и фактически об институциональной подмене легальных отношений теневыми. И это явление качественно отличается от всего когда-либо наблюдавшегося в практике российской хозяйственной жизни. Естественно, что оно вызывает разнообразные трактовки исследователей, которые не могут прийти к единому мнению о сущности и природе процессов теневизации. Некоторые из них склонны считать, что распространение процессов теневизации в пореформенной России обусловлено в первую очередь потребностью в спонтанной самоорганизации общества перед лицом кризиса государственной власти, то есть что теневизация — это реакция социетальной системы на возникшую угрозу ее целостности. С помощью развития теневых процессов система адаптируется к происходящим изменениям аномийного характера. Как подчеркивают исследователи, (Косалс), влияние теневой экономики на процессы социально-экономической стабилизации и дестабилизации и состояние экономической безопасности в прошлом следует оценивать не как однозначно негативное, а как амбивалентное. Так, Косалс выделяет несколько направлений стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономику.11

     Прежде  всего это позитивное влияние  проявилось в том, что теневая  экономика в целом способствовала росту эффективности экономической  деятельности: к примеру, полная или  частичная неуплата налогов означала увеличение чистой прибыли, в силу чего у производителей-теневиков возникали значительные конкурентные преимущества.

     Помимо  этого стабилизирующая роль теневой  экономики заключалась и в  том, что благодаря ей сформировались новые рыночные ниши, и это способствовало выживанию населения в период спада официальной экономики и снижения уровня жизни, поскольку возникли новые рабочие места и источники дохода, несколько компенсируя неравенство доходов и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение.

     Наконец, благодаря теневой экономике создалась финансовая база для негосударственной социальной деятельности. Таким образом она в самом деле послужила средством формирования гражданского общества в его специфическом российском виде, включающем полукриминальные и даже всецело криминальные формы.

     Однако  даже исследователи, настаивающие на позитивной роли теневой экономики в кризисный  пореформенный период, считают, что  в настоящее время теневая  экономика стала мощным фактором дестабилизации российского общества. А в современном российском обществе теневые формы экономических отношений приняли монструозные масштабы и опираются в своем существовании на безответственную и аморальную политику: ведь они разрастались и укреплялись при сознательной активной помощи властных структур всех уровней. Теневая экономика подобного характера и масштаба — это системное паразитическое социальное явление мафиозного плана. Устойчивость и темпы развития теневых процессов в значительной степени были обусловлены их прочной связью с коррумпированными чиновниками аппаратов власти и управления. Соответственно, позитивные аспекты функционирования в обществе теневой экономики отошли на задний план, и естественным образом проступили негативные, чреватые социально-экономической деструкцией черты последней.

     По  мере расширения масштабов теневых  составляющих экономики и политики нарастала их взаимозависимость, окрепли  их возможности и ресурсы, что  вызвало потребность в их легитимации. Отсюда проистекают усилия деятелей теневой экономики по лоббированию провала в Государственной Думе законопроектов, направленных против криминальной и криминогенной теневизации. Фактически институциональное закрепление теневых форм взаимодействий, их распространение за пределы экономики — на все сферы жизни общества — привело к прогрессирующему вытеснению легальных фигур социальной практики, к деградации государства.

     Институционализация теневых отношений проявляется, по мнению Л. Косалса и Р. Рывкиной12, в ряде стабильных признаков, характеризующих сложившуюся в обществе систему неформальных взаимодействий.  К таким признакам они относят наличие привычных для акторов устойчивых теневых экономических ролей; наличие сложившихся норм теневого поведения, отличающихся от легальных норм (например, такой нормы, как «обналичивание» финансов под фиктивные контракты); формирование устойчивых (габитуализированных) видов теневых экономических взаимоотношений (например, «прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств); появление новых типов организаций, внутри которых и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов (например, специальные фонды, которые опосредуют отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании»). Такие скрытые, но значимо проявляющие себя подструктуры конституируют особое теневое социально-экономическое пространство. Объясняя причины «взрывного роста и институционализации теневой экономики в постсоветской России», Косалс и Рывкина находят их как на микросоциальном, так и на макросоциальном уровне. В качестве основной микросоциальной причины указывается традиционная «государствофобия» россиян, стремление достигнуть максимальной автономии от государственного контроля, возникшее как реакция на тотальный контроль советской эпохи. Вторая причина институционализации теневой экономики — возникновение «делового тандема» чиновника и предпринимателя. Этот специфический для современной России феномен обусловлен характером проведения реформ «сверху», с оставлением специального пространства для сохранения и воспроизводства старых административных структур. Тем самым предприниматели оказались в зависимости от чиновников, многие из которых создали на этом себе «теневой бизнес», злоупотребляя за мзду своими должностными обязанностями.

     Институционализация теневых форм экономического взаимодействия, естественно, предполагает пронизанность  теневыми отношениями всех сфер хозяйствования. В России постоянно возникают  и ликвидируются десятки тысяч  предприятий, зарегистрированных на подставных лиц, с ложной информацией об учредителях, владельцах, уставных фондах, юридических адресах, что позволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращать кредиты и т.п.13

     Значительное  сокращение легальной сферы производства и рост его теневого сектора рано или поздно должны привести к банкротству  государственного бюджета: в определенный момент объем собираемых налогов  окажется недостаточным для выполнения государством своих социальных и иных функций. Банкротство может произойти даже в относительно благоприятной ситуации, когда ВВП не падает, а теневое производство растет пропорционально сокращению легального. Если взять за основу те темпы роста теневой экономики, которые были в России в 90-х годах, то предварительным расчетам банкротство государства может наступить через 7-8 лет после начала бурного роста теневой экономики.

     Помимо  этого негативное влияние теневой  экономики проявляется в дезорганизации легального производственного процесса, препятствующей функционированию нормально работающих экономических организаций. Теневая экономика представляет собой фактор дестабилизации управления трудом: она способствует снижению трудовой мотивации работников и их деквалификации, препятствует освоению инноваций, зачастую требующих сверхнормативных трудовых усилий, и в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия.14

     В силу своей связанности с криминальным и полукриминальным миром теневая  экономика стимулирует развитие конфликтогенных процессов и нагнетание атмосферы насилия в обществе и экономической подсистеме. Мы уже отмечали выше, говоря о рискогенности современного российского общества, что масштабы насилия в его  экономике довольно велики, начиная хотя бы с силового характера «шоковой терапии». Согласно результатам социологических опросов от 30 до 40% руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль криминальных групп.

     В настоящее время кризис продолжается, хотя и принял вялотекущий характер. Для его преодоления нужны  дальнейшие институциональные реформы, которые бы ввели теневую экономику  в социально приемлемые формы  и масштабы. Если это произойдет, в России, по-видимому, может быть достигнут "новый социальный порядок", отличный от того, какой был в СССР и от того, каким он сформировался в первые пореформенные десятилетия. Трудно предвидеть, какие формы примет в рамках этого порядка государство, что будет с рыночными институтами и демократией, не окажется ли этот порядок еще хуже нынешней нестабильности. Не претендуя на полные и исчерпывающие ответы на эти вопросы, сформулируем пока некоторые соображения о влиянии теневой экономики на состояние экономической безопасности.

Информация о работе Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие