Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа
Цель работы:
Рассмотреть влияние изменения в ценах на выбор потребителя.
Задачи:
Рассмотреть модель поведения потребителя
Изучить особенности потребительского спроса
Показать условия равновесия потребителя
Выявить взаимосвязь цены и выбора потребителя
Показать влияние изменения цен на выбор потребителя и товарооборот фирмы.
Введение 3
Глава 1. Проблема потребительского выбора 6
1.1 Модель поведения потребителя 6
1.2 Особенности потребительского спроса 9
1.3 Условия равновесия потребителя. 13
Глава 2. Взаимосвязь цены и выбора потребителя 19
2.1 Цена и ценообразование 19
2.2 Определение экономической ценности товара для потребителя 22
2.3 Психологические Факторы цены 23
Глава 3. Влияние изменения в ценах на выбор потребителя и на товарооборот фирмы 28
3.1.Сеть торговых универсамов «Перекресток» 28
3.2 Установление цен для стимулирования сбыта 31
Заключение 34
Пример из российской практики: стиральные порошки, выпускаемые по западной технологии на российских заводах, различаются в зависимости от торговой марки, но идентичны по качеству. В этом случае цена безразличия будет формироваться на уровне наиболее дешевой марки, а поскольку положительные отличия более дорогих порошков сомнительны, потребитель предпочтет недорогой порошок. Таким образом, чем меньше покупатель осведомлен, тем проще варьировать ценой на товар, тем менее покупатель чувствителен к цене.
Уникальные свойства товара
Чем более уникален товар, тем менее покупатели чувствительны к цене (например, картины, раритетный товар, ноу-хау и т.д.)
Оценка вариантов
Здесь покупатель подвергается давлению психологическому фактора, - «чем больше, тем лучше». Чем больше количество единиц товара в упаковке, чем больше по весу упаковка, чем больше дополнительных «подарков» содержит упаковка, тем меньше чувствительность покупателя к цене товара.
Удельный вес цены в доходах
Чем больше удельный вес цены в доходах потребителя, тем он будет чувствительнее к цене (здесь играет большое значение правильный выбор категории потребителей, сегментирование рынка).
Рациональные мотивы
Рациональные мотивы соотносятся с личной выгодой покупателя. Чем больше личная выгода при рациональном соотнесении товаров, тем менее чувствительны покупатели к цене. Могут действовать в двух направлениях.
Примером действия рациональных мотивов обоих направлений может быть следующий: приход на российский рынок западных автомобилей был хорошо воспринят российским потребителем, но в ходе эксплуатации выяснилось, что необходимы станции техобслуживания (цена автомобиля становилась не такой приемлемой из-за отсутствия и дороговизны запчастей). Отсутствие таких станций привело к снижению спроса на иномарки, но по мере их появления спрос выровнялся.
Эмоциональные мотивы
Чем острее нужда покупателя в данном товаре, тем менее он будет чувствителен к цене (солнечные очки летом, Сплит-системы, шубы и дубленки зимой). То есть при других обстоятельствах эта цена показалась бы нам высокой, но нужда заставляет мирится с данным уровнем цены.
Нравственные мотивы
Когда
товар не соответствует назначенной
цене, а у потребителя возникает
необходимость его приобрести, то
чем больше будет это несоответствие,
тем более чувствительным к цене окажется
покупатель (например - пластиковые окна).
Пластик сам по себе недорогой материал
и потребитель считает, что такое окно
может стоить дешевле, и для того, чтобы
продавцу его продать он вынужден рассказывать
об «уникальных» свойствах данного окна.
Говоря о факторах, влияющих на выбор потребителя при данном уровне цены, можно сказать, что действие многих факторов происходит одновременно нравственные мотивы и удельный вес цены в доходах, или уникальные свойства,
эмоциональные
мотивы итд.
«Перекресток» — ведущая национальная сеть супермаркетов, одна изпервых в истории отечественного ритейла. Первый «Перекресток» был открыт в сентябре 1995 года в Москве. В основе сети — магазины трех форматов: «у дома», «супермаркет» и «городской гипермаркет».
В 2003 году объем продаж «Перекрёстка» составил $453 млн., в 2004 году — $766 млн. В 2005 году оборот составил $1,185 млрд. Сегодня магазины «Перекресток» расположены более чем в 15 регионах РФ, включая Москву, города Московской области, Санкт-Петербург, Самару, Казань, Тольятти, Волгоград, Нижний Новгород, Воронеж, Липецк, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ярославль, Йошкар-Олу, Чебоксары и др.
Основная цель — обеспечить потребителям возможность покупать качественные товары самого широкого ассортимента по доступным ценам в комфортных условиях. «Перекрёсток» видит свою задачу в развитии современных форм розничной торговли в России, в защите интересов покупателей при работе с поставщиками и производителями продовольственных и непродовольственных товаров, включая собственную систему контроля качества продукции.
Ценовая политика «Перекрёстка» нацелена на обеспечение покупателей качественными товарами по справедливым ценам. Проводить ее в жизнь позволяет приоритетная работа с поставщиками отечественной продукции и преимущества, которые дает собственный распределительный центр. Прямые поставки и закупки товаров в больших объемах значительно снижают себестоимость продукции. Это позволяет поддерживать приемлемый уровень цен во всех супермаркетах сети. Один из элементов этой миссии — развитие производства товаров PRIVATE LABEL (под собственной торговой маркой). «Перекрёсток» стал первым российским розничным оператором, который ввел в свой ассортимент продукцию PRIVATE LABEL. Работа магазинов «Перекресток» построена по стандартам лучших супермаркетов мира. Развитие сети в регионах России способствует повышению уровня культуры потребления, создает новые рабочие места, содействует продвижению на рынке товаров местных поставщиков и производителей.
Таблица 3
Данные о доходах от основной деятельности Закрытого акционерного
общества «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» за 2002-2007 гг. и 3 мес. 2008 г. Таблица 3
Наименование показателя | 2002 | 2003 | 2004г. | 2005г. | 2006 | 2007г. | 3 мес 2008 |
Доходы, всего, тыс. руб. | 5806812 |
7342728 |
11378762 |
19779542 |
33387550 |
53063261 |
16311826 |
Доходы от розничной торговли, тыс.руб. | 4900360 |
5959803 |
9277504 |
16909596 |
29094674 |
45441027 |
14134094 |
Доходы от оптовой торговли, тыс. руб. | 791893 |
1165976 |
1751969 |
1653194 |
1897813 |
2775929 |
605356 |
Прочие доходы, тыс. руб. | 114559 | 216949 | 349289 | 1216752 | 2395063 |
4846305 |
1569376 |
Доля доходов от розничной торговли в общих доходах эмитента, %. | 84,4% | 81,2% | 81,5% | 85,49 | 87,14 | 85,64 | 86,65 |
Доля доходов от оптовой торговли в общих доходах эмитента, %. | 13,6% | 15,9% | 15,4% | 8,36 | 5,68 | 5,23 | 3,73 |
Торговая сеть "Перекресток" подготовила нехитрый, но в то же время нестандартный маркетинговый ход: округлять чеки до целых рублей в пользу клиентов. Так работают уже 10 универсамов сети, а в дальнейшем новую технологию расчетов предполагается внедрить во всех ее магазинах. В "Перекрестке" надеются, что это ускорит работу кассиров и придется по душе покупателям.
Сеть "Перекресток" основана "Альфа-групп" в 1995 г., включает около 70 магазинов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и еще четырех городах. Оборот в 2003 г. превысил $450 млн.
С конца прошлого года в универсамах "Перекрестка" в качестве эксперимента сумма чека округляется до целых рублей в пользу клиента, рассказал сотрудник одного из магазинов сети. Например, если сумма чека составит 887 руб. 95 коп., покупатель заплатит только 887 руб. По словам собеседника "Ведомостей", сейчас в эксперименте участвуют 10 магазинов, а в дальнейшем чеки будут округлять во всех универсамах сети.
Менеджер одного из таких магазинов объяснил, что это делается прежде всего для экономии времени, "чтобы в часы пик кассир не высчитывал копейки и быстрее обслуживал покупателей". Он рассказал, что перед внедрением услуги была замерена продолжительность разных операций кассиров: в зависимости от магазина среднее время, расходуемое на сканирование покупок одного клиента, составляло 30-40 с, а на расчеты при условии отказа от копеек - 25-30 с, что на 5-7 с меньше, чем "с копейками". Правда, оценить, насколько возрос покупательский поток вследствие быстрой проходимости на кассах, он затруднился. Ускорился и пересчет монет в конце дня, хотя особых проблем с инкассацией мелочи, по словам собеседника "Ведомостей", не существовало. От официальных комментариев представители "Перекрестка" воздержались.
Эта "копеечная" услуга обойдется торговой сети в миллионы долларов. По оценке представителя сети, ежедневно в каждом московском супермаркете "Перекрестка" делают покупки в среднем 5000-6000 человек. Если предположить, что средняя скидка каждому покупателю составит 50 коп., за год суммарная скидка во всех магазинах сети превысит 60 млн руб., или $2 млн.
Впрочем, коммерческий директор сети "Патэрсон" Алексей Закревский не рассматривает идею "Перекрестка" как явный подарок покупателю, поскольку скидки такого размера легко компенсировать микроскопическим повышением цен. "При высокой наценке в универсамах "Перекрестка" можно предоставлять подобные скидки. Такая уловка будет стоить для сети достаточно дешево", - соглашается Евгений Сухарников, PR-директор холдинга "Марта", открывающего супермаркеты Spar по субфраншизе.
Так или иначе, но затраты не останавливают "Перекресток": в сети рассчитывают, что округление станет эффективным рекламным ходом. "Клиенту приятно, когда о нем заботятся, - рассуждает менеджер супермаркета. - А здесь помимо небольшой скидки он получает возможность не обременять себя ненужной мелочью". В "Перекрестке" надеются, что возросший в результате увеличения скорости обслуживания и роста лояльности покупателей оборот позволит частично или полностью компенсировать затраты.
Конкуренты "Перекрестка" не разделяют оптимизма его представителей относительно округления чека. Пресс-секретарь "Седьмого континента" Анна Зайцева отмечает, что скидка, которую получат покупатели, окажется очень маленькой, в пределах 1%, "хотя доказано, что для покупателей значимой является скидка от 5-7%". По ее мнению, современный покупатель "хорошо разбирается в ценах и сможет реально оценить скидку". А директор по организации торговли "Седьмого континента" Елена Пестрякова добавляет, что "если время расчетов и сократится, то совсем незначительно, потому что сдача все равно будет сдаваться".
Однако независимые эксперты считают, что "Перекресток" сделал неплохой, а главное - нестандартный рекламный ход. Руководитель отдела маркетинга консалтинговой компании G2Technology Александр Пыпин не смог вспомнить "случаев применения подобной технологии ни у нас, ни на Западе". "Проблем с мелочью у них будет, конечно, гораздо меньше, но главное - это хороший психологический эффект. Люди видят, что компания не мелочится", - говорит он. "Возможно, это не самый гениальный маркетинговый ход, но идея симпатичная, - соглашается Андрей Амлинский, гендиректор рекламного агентства "Амлинский", работающего с торговыми сетями. - Мелочь - вещь неудобная, это, как ни парадоксально, уже не деньги, расплатиться ею все равно не удастся".
При определенных
обстоятельствах фирмы временно
назначают на свои товары цены ниже
прейскурантных, а иногда даже ниже
себестоимости. Установление цен для
стимулирования сбыта происходит в
разных формах:
1. Универсамы и универмаги устанавливают на некоторые товары цены как на «убыточных лидеров» ради привлечения покупателей в магазин в надежде, что они заодно приобретут и другие товары с обычными наценками.
2. Для привлечения большого числа клиентов в определенные периоды времени продавцы пользуются также ценами для особых случаев. Так, для привлечения в магазины утомленных от предновогодних покупок людей каждый год в январе устраиваются зимние распродажи.
Информация о работе Влияние изменения цен на выбор потребителя