Влияние инвестиций на развитие экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты определения сущности инвестиций.
1. Определение сущности инвестиций. Основные виды инвестиций в России.
2. Источники финансирования инвестиций.
Глава 2. Оценка текущего состояния инвестиций на данном этапе развития.
2.1. Анализ современного состояния инвестиций.
2.2. Влияние инвестиций на развитие экономики России.
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию инвестирования, для развития экономики РФ.
3.1. Пути совершенствования инвестиций и их перспективы развития.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

фатьянов.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Кроме того, Закон  устанавливает только один режим  осуществления инвестиций - национальный режим. В то же время международные  договоры Российской Федерации о  поощрении и взаимной защите капиталовложений и Договор к Энергетической хартии предусматривают установление двух режимов осуществления инвестиций - национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Право выбора предоставлено инвестору.

В целом новый  Закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Состояние инвестиционного  климата в значительной мере предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП).

Однако работу по развитию правовой базы, регулирующей реализацию соглашений о разделе продукции, нельзя считать завершенной.

Состояние инвестиционного  климата предопределяется наличием мер стимулирования инвестиционной деятельности. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально - экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение Закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.

Кроме того, Закон  не устанавливает конкретные льготы, а только предусматривает обеспечение  стабильных условий осуществления инвестиций. Однако, если рассматривать стабильность инвестиционного процесса исходя из положений Закона, то значительного продвижения в этом вопросе не наблюдается.

Состояние инвестиционного  климата предопределяется также  наличием весьма сложной процедуры согласования технико - экономических обоснований и проектов строительства и получения разрешительной документации на их реализацию.

Состояние инвестиционного  климата предопределяется также  действующей процедурой регистрации  предприятий с иностранными инвестициями. В России действует разрешительный режим регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Для этого требуется предоставить большое число документов, завизированных различными организациями. Кроме того, это дорогостоящий процесс. Поэтому иностранные инвесторы заинтересованы в упрощении процесса регистрации предприятий. В решении этого вопроса может быть использован международный опыт их регистрации по принципу «one stop shop», или комплексной регистрации и в одном месте Лебедев В.М. Иностранные инвестиции в экономике России - тенденции развития // Финансы, № 8, 2001.. 
 

Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию инвестирования, для развития экономики РФ.

3.1. Пути совершенствования инвестиций и их перспективы развития.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

- экономической  и социальной политикой, проводимой  в регионе;

- величиной имеющегося  производственного потенциала;

- географическим местонахождением;

- природно-климатическими условиями;

- привлекательностью  региона для иностранных инвестиций  и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

- создание инфраструктуры  инвестиционного рынка;

- определение  приоритетных направлений вложения инвестиций;

- создание условий  для привлечения внебюджетных  источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств  населения, иностранных и инвестиций  из других регионов страны;

- обеспечение  интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная  инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение  эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и  хорошего задела развития региона в  будущем.

Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев  происходит на региональном и муниципальном  уровнях, а потому потенциальному инвестору  важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное  требование к властям со стороны  инвестора - это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.

В этой связи  очень важна нацеленность властей  субъекта на преодоление имеющихся  институциональных препятствий, что  выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

- принципиально  наличие органов и должностных  лиц, ответственных за привлечение  инвестиций, а также возможность  курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти;

- приоритетные  направления инвестирования, что  определяет заинтересованность  властей в связанных с этим  проектах;

- существование  рынка производственных площадок;

- наличие рабочей  силой требуемой квалификации  и возможность её подготовки  на месте;

- налоговые льготы  и условия их получения;

- порядок предоставления  земли, величина арендной платы  за землю.

Российская практика показывает, что практически в каждом регионе есть структуры и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.

В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции  и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.

Около трети  регионов, по результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность  проработки приоритетных направлений  варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона; производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.

В ряде случаев  в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что намерены развивать.

Встречаются также  случаи, когда государственная поддержка  инвестиционной деятельности хоть и  осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточнены.

Во многих субъектах  РФ традиционно практически не уделяется  внимание формированию и поддержанию  положительного имиджа региона в  целом, а также широкому распространению  в мировом инвестиционном сообществе информации об уже имеющихся и перспективных инвестиционных возможностях и их преимуществах.

Регионам необходимо разработать стратегии привлечения  инвестиций. Стратегия привлечения  инвестиций представляет собой подробное  и обоснованное представление инвестиционных возможностей и общих подходов по улучшению инвестиционного климата в регионе. Стратегия ориентирована на обеспечение продуктивного диалога между инвесторами и ключевыми лицами региона, а также на согласование существующих приоритетов.

Разработка и  реализация стратегии привлечения  инвестиций предполагает:

- создание условий,  способствующих привлечению инвестиций  в регион, определение перспективных  направлений и приоритетных объектов  для инвестирования;

- экспертную  оценку ключевых инвестиционных проектов, определение источников и механизмов привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций (привлечение стратегических и финансовых инвесторов).

Наиболее распространенными  видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций в регионах оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).

В различных  субъектах используются различные  механизмы предоставления налоговых льгот:

- на все инвестиционные  проекты (Тверская, Калужская, Белгородская, Томская и др. области);

- одобренные  инвестиционные проекты (Новгородская  область, Псковская область «в  разрешительном порядке по утверждённым  Администрацией области проектам без ограничения видов деятельности», Краснодарский край «для организаций, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти», Красноярский край);

- инвестиционные  проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская область, Республика Ингушетия, Ростовская область и др.);

- проекты, включённые  в Программу (Вологодская область,  Республика Алтай);

- все инвестиционные  проекты, в заявительном порядке  (Псковская область);

- организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).

Срок действия законов о предоставлении налоговых  льгот - от неопределённого до одного года. Сроки предоставления налоговых  льгот также варьируют от 2 налоговых  периодов (Орловская область, по налогу на имущество) до более длительных.

Наилучшие решения:

1) Предоставление  налоговых льгот проектам, соответствующим  приоритетным направлениям развития  региона;

2) Увязка срока  предоставления налоговых льгот  с расчётным сроком окупаемости  проекта.

Проведённый анализ показал, что только небольшая часть субъектов федерации (15% изученных сайтов) стремятся сделать земельные отношения максимально прозрачными (Кировская и Нижегородская области); возможность длительной аренды земельных участков инвестором предусмотрена в Брянской и Пензенской областях.

Важным элементом  также является заинтересованность муниципального образования в регулировании  земельных отношений. Наилучшим  примером на уровне муниципалитета является Егорьевский район Московской области, где действует «Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Егорьевский район Московской области» №63/8 от 20.10.2004 года.

В отношении  величины арендной платы за землю  наилучшими решениями являются:

- Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчёта величины арендной платы в зависимости от категории земель. (Постановление от 12 апреля 2006 г.№222 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в аренду»);

- Республика  Татарстан, где величина арендной  платы зафиксирована на уровне 1,5%;

- Нижегородская  и Ульяновская области, где  практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

В целом, можно  сформулировать следующие рекомендации в части регулирования земельных  отношений:

1) Законодательное  регулирование земельных отношений,  упрощение процедуры оформления прав на земельные участки для инвесторов;

2) Возможность  длительной аренды земельного  участка для инвестора (на срок  реализации инвестиционного проекта  и далее до 50 лет);

Информация о работе Влияние инвестиций на развитие экономики России