Влияние Азиатской модели на развитие экономики Казахстана

Автор: Света Ставрова, 10 Июня 2010 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Товарный обмен возник очень давно. С тех пор постепенно укреплялись рыночные принципы функционирования экономики, стимулируя развитие производительных сил и рост производительности человеческого труда. И сегодня, в первом тысячелетии XXI столетия, рыночные связи соединяют все народы и государства Земли в общее мировое хозяйство.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1 Методологические аспекты общественного воспроизводства…………………5
1.1 Сущность и фазы общественного воспроизводства...…………….………..5
1.2 Экономические системы и их типы.………………………………….……10
1.3 Особенности основных моделей общественного воспроизводства……..13
2 Азиатская модель общественного воспроизводства……………………….….18
2.1 Основные черты азиатской модели общественного воспроизводства…..18
2.2 Особенности экономики Южной Кореи…………………………….……..23
2.3 Особенности экономик Сингапура и Таиланда..……..…………………...28
3 Влияние Азиатской модели на развитие экономики Казахстана……………..31
3.1 Признаки развития экономики по азиатской модели……………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………….……………………….….39

Работа содержит 1 файл

копия курсовой.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     В 40-60-е годы экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импорта товаров, которые могли производиться в стране. Для овладения денежным спросом населения государством предпринимались протекционистские меры. При импортозамещающей политике предусматривалось опережающее развитие ключевых отраслей, которые через сеть прямых и обратных связей вызывали рост в сопряженных отраслях.

     После установления режима военного правления  были поставлены задачи достижения независимости экономики, которые решались путем поощрения частной инициативы, внедрения принципов рыночной экономики при содействии государственного аппарата. Данные установки осуществлялись в рамках идеологической доктрины «победы над коммунизмом в экономическом соревновании» [8].

     При отсутствии значительных источников сырья  Южная Корея вынуждена была ориентироваться на приоритетное развитие обрабатывающей промышленности. Процесс индустриализации сопровождался переходом к экспортной модели развития. Первоначально вышли на внешние рынки текстильная и обувная промышленности.

     Переход к экспортоориентированной модели развития был связан с низкой покупательной способностью населения, недостатком валютных средств. Причина данного явления состояла в том, что при осуществлении импортзамещения для развития внутреннего производства потребительских товаров каждый год приходилось импортировать значительный объем товаров производственного назначения. Это сужало основу индустриализации в форме импортзамещения.

     Создание  экспорториентированного производства осуществлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке, тем самым государство стремилось достичь положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса и высоких темпов роста, которые   тормозились   небольшими   размерами   внутреннего рынка [8].

     В развитии южнокорейской экономики  и приобщении страны к достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии    способствовало    созданию    новых    производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции. В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики.

     По  мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР.

     Важным  условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рода учебные заведения.

     Характерной чертой развития хозяйственного механизма  Южной Кореи является всеохватывающая  роль государства. Правительственный контроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным законом страны. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решений, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными.

     Обеспечение роста экономики и экспорта требовало  создания условий для компаний конкурировать на международных рынках и быть двигателем догоняющего развития и направления этих процессов государством.

     Процессы  централизации капитала привели  к возникновению крупных финансово-промышленных групп — чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Высокая степень концентрации капитала способствовала повышению эффективности производства, но в меньшей мере — занятости населения. Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостыо, а мелкие и средние предприятия — потребительские товары и изделия, производство которых не требует больших капиталовложений.

     Другой отличительной чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность. Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспортоориентированной экономики. Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве.

     Механизм  хозяйствования Южном Кореи с 1962 г. неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963 г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994 г. были переданы министерству промышленности. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний [8].

     В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компаний дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы. При сокращении рабочей силы фирма должна обеспечивать сокращенного в течение нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет его детей в школе. За 70—80-е годы разрыв в уровнях доходов самых бедных и богатых групп населения сократился с 19,8 до 8,5 раз, наиболее сильное выравнивание доходов произошло в 80-е годы. Характерной чертой положения трудящихся является продолжительная рабочая неделя. Законодательно она ограничена 44 часами (в середине 80-х годов — 60 часов). На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы.

     Считается, что модель экономического развитая привела к результатам за счет жертв и ограничений. Для идеологического воздействия на население были использованы тезис об «угрозе с Севера» и концепция «чучхесон» (национальной самобытности). Последняя послужила важным элементом теорий «национальной и кореизированной демократии», которые представляли собой синтез традиций прошлого с формами буржуазной эволюции общества.

     В целом модель общественного воспроизводства Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль правительства в регулировании экономики здесь значительно выше.

     2.3 Особенности экономик Сингапура и Тайланда 
 

     Модели  общественного воспроизводства  Сингапура и Тайланда в общих чертах похожи на японскую. Однако и здесь существуют национальные особенности.

     Особенностью  Таиланда является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных переворотов, не отражалась сколько-нибудь существенно на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП с конца 50-х до начала 90-х гг. составляли около 7% — наивысшие среди стран Юго-Восточной Азии. Экономический курс находившихся у власти режимов оставался достаточно предсказуемым и стабильным. Преемственность хозяйственной стратегии сменяющих друг друга администраций способствовала формированию инвестиционной среды, одинаково благоприятной для отечественного и иностранного бизнеса [10].

     Отличительными  чертами экономического курса на протяжении 60—90-х гг. были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономические процессы, гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

     Влияние государства на экономические процессы в наиболее отчетливой форме просматривалось в промышленной политике. В частности, маневрируя бюджетными и кредитными ресурсами, предоставляя льготы инвесторам, а также внешнеторговые привилегии — экспортерам промышленной продукции, правительство добивалось опережающего роста национальной индустрии в 70-90-е гг. на основе приоритетного развития ряда экспортных отраслей обрабатывающей промышленности (первоначально текстильной, швейной, обувной, пищевой, а затем и более сложных — электротехнической, электронной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной).

     В последние годы после экономического кризиса Таиланд осуществил антикризисную программу в тесной кооперации с международными финансовыми организациями, прежде всего с МВФ. Нормализация положения в финансовой сфере рассматривается в Таиланде как обязательное, но не единственное условие преодоления последствий кризиса. Ключевое значение приобретает проведение в экономике структурной перестройки. С одной стороны, правительство контролирует кредитное обеспечение банками финансовых потребностей сельского хозяйства, что жизненно важно для устойчивого социально-экономического развития Таиланда, с другой — инициируется проведение образовательной реформы как одного из ключевых условий структурных преобразований, предусматривающих развитие в стране наиболее перспективных отраслей машиностроения — автомобилестроения, электроники, электротехники.

     Таиланд как страна, входящая в группу НИС  «второй волны», стремится к использованию преимуществ, связанных с расширением участия страны в международном разделении труда. Успешно реализуется курс на активное привлечение в экономику Таиланда иностранного капитала, в первую очередь путем создания благоприятного инвестиционного климата. Особое внимание обращается на преодоление дисбаланса экономического потенциала между отдельными районами страны и особенно между столичной агломерацией и отсталым Югом Таиланда, где особо злободневны проблемы бедности и экономической отсталости — во многом из-за их обострения в южных районах Таиланда   начались   вооруженные   выступления   сепаратистов-мусульман.

     Сингапур  — единственная развитая страна в  Юго-Восточной Азии. Само географическое положение Сингапура предопределило его особую роль в экономической истории региона. Еще в колониальный период (до 1965 г.) эта небольшая островная страна была центром переработки продукции добывающей промышленности и сельского хозяйства, поступавшей из других стран ЮВА, а также региональной торговли (преимущественно реэкспортных операций). Ныне Сингапур также и крупный транспортный узел (здесь расположен второй в мире после Гонконга контейнерный порт и самый современный в мире аэропорт — Чанги). В период независимости Сингапур сохранил и свою роль регионального центра во многих сферах, и постепенно превратился в финансовый, промышленный и коммуникационный центр мирового значения.

     Цель  экономической политики правительства не меняется десятилетиями — это постоянное повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг.

     В стране уделяется всемерное внимание развитию промышленности и строительства, на долю которых в 2004 г. приходилось 31% ВВП. В Сингапуре хорошо развита обрабатывающая промышленность, представленная в основном современными предприятиями (4 тыс.) электронной, электротехнической, нефтеперерабатывающей (страна входит в первую тройку крупнейших в мире центров нефтепереработки), нефтехимической, химической, полиграфической, судоремонтной и судостроительной отраслей (Сингапур — крупнейший в мире центр по строительству плавучих платформ для нефтегазовой промышленности).

     Постепенно  сокращается доля производств, связанных  с переработкой минерального и сельскохозяйственного  сырья (поступающего в основном из стран ЮВА), выпуском продовольственных и промышленных товаров, металлургией, металло- и деревообработкой. Напротив, возникают производства, основанные на новейших достижениях в области биологии, медицины, фармакологии, компьютерного дизайна.

     Но  доминирующей в национальной экономике  остается сфера услуг (65% ВВП). Основа экономики Сингапура — оказание разнообразных услуг (транспортных, погрузочно-разгрузочных, складских, торговых, услуг по переработке товаров и их реэкспорту, финансовых, туристических, рекреационных и других), предоставляемых на уровне мировых стандартов [10],[9].

     При рассмотрении экономик вышеуказанных  стран можно сделать вывод  о том, что азиатские «тигры»  и «драконы» во многом следуют  японскому опыту развития экономики. Но у каждой из этих стран есть свои национальные особенности, и можно выделить несколько элементов, присущие всем «тиграм» и «драконам», которые позволили им сделать большой «экономический прыжок» в довольно малые сроки. К ним относятся:

Информация о работе Влияние Азиатской модели на развитие экономики Казахстана