Автор: Света Ставрова, 10 Июня 2010 в 09:38, курсовая работа
Товарный обмен возник очень давно. С тех пор постепенно укреплялись рыночные принципы функционирования экономики, стимулируя развитие производительных сил и рост производительности человеческого труда. И сегодня, в первом тысячелетии XXI столетия, рыночные связи соединяют все народы и государства Земли в общее мировое хозяйство.
Введение………………………………………………………………………….......3
1 Методологические аспекты общественного воспроизводства…………………5
1.1 Сущность и фазы общественного воспроизводства...…………….………..5
1.2 Экономические системы и их типы.………………………………….……10
1.3 Особенности основных моделей общественного воспроизводства……..13
2 Азиатская модель общественного воспроизводства……………………….….18
2.1 Основные черты азиатской модели общественного воспроизводства…..18
2.2 Особенности экономики Южной Кореи…………………………….……..23
2.3 Особенности экономик Сингапура и Таиланда..……..…………………...28
3 Влияние Азиатской модели на развитие экономики Казахстана……………..31
3.1 Признаки развития экономики по азиатской модели……………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………….……………………….….39
1.2 Экономические системы
и их типы
Смешанная экономика — это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Все современные реально функционирующие экономические системы— смешанные системы. В смешанной экономике используются элементы и рынка и плана. Характерным является господство коллективной частной собственности в форме акционерных и других обществ.
Социальная рыночная экономика считается наиболее развитой формой рыночной экономики, в которой принцип свободы и рыночного хозяйствования сочетается с социальным порядком и социальным прогрессом. Ей присущи различные модели, обусловленные национальной спецификой. Различают немецкую, шведскую, голландскую, японскую и другие модели социальной рыночной экономики.
1.3 Особенности основных моделей общественного воспроизводства
В Европе развитие рынка происходило в условиях борьбы с феодализмом, долго и мучительно. Р.С. Каренов считает, что до 50-х годов ХХ века единой европейской рыночной модели просто не существовало. Каждая европейская страна адаптировала рыночные принципы к своим условиям. И только после второй мировой войны, особенно в связи с образованием «Общего рынка» и в соответствии с принципами Европейского экономического сообщества, начала формироваться общая европейская модель. И теперь, когда в ЕС входят все ведущие страны Западной Европы, уже можно утверждать, что с завершением создания единой валютной системы оформится, наконец, и рыночная модель, характерная для большинства европейских стран [6].
Большинство стран Западной Европы отличаются гораздо большей степенью государственного вмешательства в экономику, чем США, которое здесь однако никогда не принимало характер административного командования. Государственное регулирующее начало было подчинено и приспособлено к потребностям функционирования конкурентного рыночного и частнокапиталистического начала.
Основной принцип современного централизованного регулирования в странах Западной Европы: стимулируй, а если надо, — сдерживай всех, не мешая никому в отдельности, — придает экономической системе в целом дополнительную устойчивость и динамичность.
Новые
подходы в регулировании
В рамках европейской модели можно выделить отдельные национальные модели общественного воспроизводства (сохранились отдельные страновые особенности).
Британская модель сформировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании был создан обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось в обеспечении частного сектора правительственными заказами; в развитии ВПК (военно-промышленного комплекса); в финансировании НИОКР; в финансировании социальной сферы и т. д. В 80-90-е годы в связи со снижением эффективности хозяйства были осуществлены меры по ограничению государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980-1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий — телефонной связи, газо- и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.
Германская модель отличается социальной ориентацией, отделением социальной политики от экономической. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.
Французская модель характеризуется наличием одной из наиболее развитых в Западной Европе систем государственного регулирования экономики. Франция — единственная страна в Европе, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе государственных планов-программ, во многом определивших успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Страна позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.
Итальянская модель смешанной экономики характеризуется: обширным государственным сектором; высокоразвитым крупным частным бизнесом; укладами, оставшимися от раннего капитализма; большим удельным весом малого бизнеса; развивающимся кооперативным сектором. Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений положения государственного сектора. Итальянская модель характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.
Информация о работе Влияние Азиатской модели на развитие экономики Казахстана