Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 10:15, реферат
Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие мировой экономической мысли
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что данный вклад был очень значителен. Мы остановимся лишь на двух экономических школах 20 века: организационно-производственной и экономико-математической. Рассмотрим по одному представителю от каждой школы.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать учение организационно-производственной школы и рассмотреть её основных представителей.
2. Анализ вклада представителя организационно-производственной школы А.Н. Челинцева в развитие мировой экономической мысли.
3. Проанализировать учение экономико-математической школы и рассмотреть её основных представителей.
4. Анализ вклада представителя экономико-математической школы Л.В. Канторовича в развитие мировой экономической мысли.
Введение
1.Организационно-производственная школа
1.1 Учения организационно-производственной школы в России и СССР
1.2 А.Н. Челинцев и его вклад в развитие мировой экономической мысли
2. Экономико-математическая школа.
2.1 Учения экономико-производственной школы в России и СССР
2.2 Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли
Заключение
Список использованных источников
Такой
стала чаяновская модель безнаемного
семейно-трудового
Пределы продукции трудового хозяйства определяются не стремлением к максимизации денежного дохода на единицу затрат труда, а трудопотребительным балансом-соразмерностью напряжения годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи. Поэтому, с одной стороны, крестьянские хозяйства часто функционируют с номинально негативной прибылью и, тем не менее, выживают за счёт «самоэксплуатации», что невозможно для капиталистических предприятий; в этом источник «исключительной устойчивости крестьянского хозяйства». С другой стороны, если в зависимости от улучшения рыночной конъюнктуру или более рентного положения хозяйства каждая единица труда начинает давать большую выработку, то общая выработка хозяйства растёт с меньшей скоростью и число реализуемых единиц труда падает. В данном случае крестьянин как рабочий, воспользовавшись благоприятным положением хозяйства и своими рентными доходами, заставляет крестьянина как предпринимателя предоставить ему лучшие условия труда в смысле сокращения годового рабочего времени вопреки естественному стремлению предпринимательства расширить объём хозяйственной работы для использования удачной конъюнктуры.
Один из парадоксальных, объяснённых Чаяновым, - готовность малоземельных крестьянских хозяйств платить за дополнительную землю для того чтобы полнее задействовать трудовые ресурсы земли- арендную плату, гораздо превосходящую размер капитализированной земельной ренты.
Ещё
один исторический феномен, проанализированный
Чаяновым с позиции семейно-трудовой
теории,- способность крестьянских
хозяйств при фиксированной
Выяснив
категориальное своеобразие семейно-трудового
хозяйства в его статистике, Чаянов
исследовал и динамику этого хозяйства,
в которой решающую роль придавал
изменению численности и
В отличие от промышленности, где концентрация производства началась по горизонтали (укрупнение предприятия и вытеснение других, более мелких), в сельском хозяйстве развертывается вертикальная концентрация, при которой, однако, большая часть дохода, создаваемого фермерским хозяйством, присваивается финансовым, торговым и инфраструктурным капиталом, а риск предприятия в значительной степени перекладывается с владельца капитала на фермера.
Свой план «кооперативной коллективизации» Чаянов изложил в «Записке о современном состоянии сельского хозяйства СССР по сравнению его с довоенным положением и положением сельского хозяйства капиталистических стран», составленной по запросу В.Молотова.
В декабре 1929г., в дни 50-летнего юбилея Сталина, ставшего первой крупномасштабной компанией культа «великого вождя и теоретика», прошла Первая Всесоюзная конференция аграрников-марксистов. За неделю до неё Чаянов вынужден был опубликовать «покаянное письмо» с признанием ошибочности своих взглядов. Но это не помогло. Участники конференции обрушили шквал обвинений на «основные школы, которые выражали в своих положениях капиталистическую тенденцию развития нашего сельского хозяйства» - «буржуазную школу Кондратьева, Литошенко, Вайнштейна и др.», «мелкобуржуазную, неонародническую школу Чаянова, Челинцева и др.». Раздавались приказа раскрывать «чаяновские гнёзда» а Белоруссии, на Украине, в Средней Азии и в остальных странах.
Возникшая
по призыву Чаянова в год
На
конвейере Большого террора 1937-1938гг.
оборвались жизни многих соратников Чаянова
по организационно-
Лишь
в 1987 г. было официально пересмотрено «дело
ТПК» и реабилитированы экономисты организационно-
С распадом в 1959-60-е годы колониальной системы и ростом внимания к «третьему миру» экономический оптимизм местных националистических лидеров и западных теоретиков «модернизации» относительно того, что «освободившиеся страны» станут приближаться по уровню развития к передовым, вскоре уступило место острым дискуссиям о том, почему ожидавшегося «приближения» не происходит. Переключение внимания на архаичные социально-экономические структуры привело к «открытию» крестьянства как одной главных детерминант «разваливающегося» мира, открытию семейного разделения труда и трудопотребительного баланса как «специфической стратегии выживания и использования ресурсов»4.
Научный путь оганизационно-производственной школы привел к созданию фундаментального направления в экономической теории — учения о некапиталистических системах хозяйствования, которое во многом объясняет экономическое поведение любых организаций, не ставящих целью своей деятельности получение прибыли.
Направления
научного поиска данной школы в аграрной
экономике были широки и разнообразны.
Они включали в себя всё, что касалось
организации крестьянского хозяйства
и крестьянской жизни. Организационно-
Суть
позиции представителей организационно-
В
связи с изучением вопросов организации
крестьянского хозяйства и
1.2
А.Н. Челинцев и его вклад
в развитие мировой
экономической мысли
Крупнейший
русский ученый в области организации
и экономии сельского хозяйства России
и СССР - Александр Николаевич Челинцев
– занимает особое место в плеяде ученых
и практиков, сыгравших выдающуюся роль
в развитии экономической, сельскохозяйственной
и статистической науки конца XIX – 30-х
гг. XX вв. Огромен диапазон его научных
работ, в которых разработаны вопросы
организации и экономики крестьянского
хозяйства, его производства и потребления,
кредитов и рыночных отношений, сельскохозяйственной
кооперации. С этими проблемами тесно
связаны работы по сельскохозяйственной
географии, урожайности сельскохозяйственных
культур, животноводству, сельскохозяйственному
районированию и планированию, статистике.
Им были заложены основы «организационно-
А.Н. Челинцев родился 3 августа 1874 г. в г. Волынске Саратовской губернии в семье торгового служащего. Среднее образование будущий ученый получил в широко известном в России Мариинском земледельческом училище (Саратовская губерния), которое окончил в 1895 г.
По окончании воинской службы в 1896 г. он поступил на работу статистиком в Саратовскую губернскую земскую управу и вольнослушателем в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (бывшая Люблинская губерния). Совмещение работы и учебы было вызвано тяжелым материальным положением в семье после смерти отца.
Окончив экстерном институт и получив звание агронома 1-го разряда, Александр Челинцев в ноябре 1900 г. был назначен на должность учителя экономии, технологии, огородничества и садоводства в родном ему Мариинском училище. Здесь он увлекся исследовательской работой. В 1901 - 1904 гг. вышли в свет его первые научные труды: «Садоводство г. Хвалынска», «Очередные задачи с.х. экономии», «Поденная плата рабочим в сельском хозяйстве России» и другие, которые вызвали интерес у научной общественности.
В 1904 - 1906 гг. А.Н. Челинцев был откомандирован в Германию и Францию для изучения курса декоративного садоводства в высших школах Далема и Версаля.
В это же время Саратовским губернским жандармским управлением было возбуждено «Дело о преступной пропаганде среди учеников Мариинского земледельческого училища», по которому в распространении нелегальной литературы и антиправительственной пропаганды наряду с учениками обвинялась и группа преподавателей, в том числе и А.Н. Челинцев. В феврале 1905 г. дело было закрыто по настоянию администрации училища
По возвращении из-за границы он получил место учителя в Уманском среднем училище садоводства и земледелия (Киевская губерния), продолжил научные поиски в области садоводства и организации сельского хозяйства.
Совет
профессоров Ново-
В 1908 - 1913 гг. Челинцев, ставший уже ученым широкого профиля, опубликовал работы: «Улучшенная зерновая система земледелия в крестьянском хозяйстве нечерноземной России», «К вопросу о русско-германском торгово-промышленном договоре», «Погубернские избытки и недостатки ржи, пшеницы, овса, ячменя и муки ржаной и пшеничной в 1909 г. для Европейской России», «Обзоры русской литературы по с.х. за 1908 - 1913 гг.», «Очерки сельскохозяйственной экономии» и другие. Все они напрямую связаны с коренными преобразованиями в аграрном секторе экономики России. Обращает на себя внимание тот факт, что они написаны в разгар проводившейся в стране столыпинской аграрной реформы, когда вопросы районирования, повышения производительных сил сельского хозяйства и его новой ячейки – индивидуального крестьянского хозяйства - прибрели общероссийское звучание. Его оригинальная научная работа «Сельскохозяйственные районы России как стадии эволюции сельского хозяйства и культурный уровень сельского хозяйства в них», которая имела большое значение и влияние на последующие исследования вопросов рационального размещения и углубленной специализации сельскохозяйственного производства страны, оказалась актуальной на многие десятилетия вперед.
С 1914 г., по признанию самого ученого, главным направлением его научных поисков стала выработка курса организации сельскохозяйственного производства для «крестьянского хозяйства мелкого размера, кооперативно объединенного», в противоположность курсу профессора А.И. Скворцова, отвечающего на запросы крупного капиталистического (помещичьего) хозяйства, а также в противовес заграничным курсам.
Информация о работе Вклад Российских учёных в развитие экономическую мысль