Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:53, курсовая работа
Ядро экономического базиса общества составляют господствующие в нем отношения собственности. Поэтому охрана отношений собственности, на которые опирается государство, составляет одну из важнейших задач государства любого исторического типа.
ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ
ТИПЫ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2) кооперативы ведут свое производство, основываясь на собственных средствах производства. Поэтому и созданный ими продукт является их собственностью, а не всенародным достоянием, как продукция государственных предприятий;
3) существуют различия в распределении по труду. Размер оплаты труда кооперативов обеспечивается доходами кооператива. А величина заработной платы рабочих государственных предприятий обеспечивается государственным достоянием;
4) есть отличия в управлении. В кооперативах высшим органом управления является общее собрание, которое избирает правление и председателя. Государственным предприятием управляет директор.
Разновидностью собственности в России является собственность общественных организаций. К ней относится имущество профсоюзов, творческих, спортивных организаций. Есть и другие субъекты собственности общественных организаций. К объектам собственности общественных организаций относятся административные здания, сооружения, производственные предприятия (типографии, мастерские и др.), средства транспорта, санатории, дома отдыха, туристические базы, культурно-просветительные и другие учреждения.
Разновидностью собственности в России является личная собственность. Различают два вида личной собственности:
1) на нерешающие средства производства;
2) на домашнее имущество и предметы потребления. Производственные отношения по поводу присвоения продуктов отдельным человеком с целью удовлетворения своих потребностей представляют собой личную собственность.
Личная собственность характеризуется следующими чертами:
1) в зависимости от объектов — это собственность на предметы потребления и нерешающие средства производства;
2) субъектами личной собственности являются отдельные индивиды и их семьи;
3) личная собственность выступает особой социально-экономической формой индивидуального производства в домашнем и подсобном хозяйстве, выражает внутрисемейные экономические отношения;
4) личная собственность выражает не основные стороны системы производственных отношений. Она зависит от собственности на средства производства.
Объектами личной собственности являются жилые дома, мебель, одежда, утварь, предметы культурно-бытового назначения, сбережения, сельскохозяйственный и ремесленный инвентарь и другое. В связи с тем, что доходы различных социальных групп населения различны, то неодинаковы размеры и личной собственности у отдельных членов общества.
Личная собственность отличается от крупной и мелкой частной собственности. Частная собственность — это собственность, прежде всего, на решающие средства производства. Она является источником дохода для собственника.
Личная собственность — это, прежде всего, собственность на предметы потребления. Она, как правило, не является источником дохода. Она его овеществленный результат.
Личной собственности соответствует определенная форма производства — это домашнее хозяйство. Экономические отношения в домашнем хозяйстве включают:
1) собственно домашний труд. Сюда относится приготовление пищи, возведение и ремонт жилых построек, уход за мебелью, бытовыми приборами, одеждой, обувью, заготовка топлива, вязание, приготовление предметов домашнего обихода, переработка продуктов сельского хозяйства, охоты, рыболовства, леса, помощь другим семьям;
2) труд в личном подсобном хозяйстве. В нем имеется продуктивный скот, птица, сельскохозяйственный инвентарь. В личном подсобном хозяйстве создается около 28% валовой и около 13% всей товарной продукции сельского хозяйства. В нем сосредоточено 13% всех основных фондов сельского хозяйства, занято несколько миллионов человек;
3) производство на дому по заказам государственных, кооперативных и частных предприятий;
4) индивидуально-трудовую и частнохозяйственную деятельность.
В настоящее время в России развивается частная собственность на средства производства. Разновидностью частной собственности является акционерная собственность.
3. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ.
Приватизация — это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.
Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.
Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится прежде всего в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.
Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
В странах “большой семерки” во второй половине этого века приватизация проводилась в Великобритании (1953 и 1981 гг.), в Западной Германии (1959 г.), в Японии (1985 г.), во Франции (1986 г.) и периодически проводится в США, Италии и Канаде.
В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется прежде всего в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.
Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность. Поэтому в странах с переходной экономикой приватизации уделяется исключительное внимание и придается первостепенное значение.
В результате приватизации формируются новые формы собственности: частная и смешанная. Появляется свобода выбора и предпринимательства; личный интерес к максимизации прибыли, конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы.
Все это способствует формированию новых производственных отношений, известных в экономической теории как капиталистический способ производства, или рыночная система хозяйствования.
Приватизация в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации — ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер — это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности.
В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Но самый главный результат — это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось “поле” действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов, а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика.
То, что можно было приобрести на один ваучер, — величина ничтожная. Но ведь это — отражение балансовой стоимости основных фондов в ценах 1991 г. Значит, реальная цена основных фондов, под которые выпускались акции, была многократно занижена.
Занижение реальной цены основных фондов практически ничего не меняет в доходах и в имущественном статусе рядовых граждан. Однако это занижение обеспечивает солидные выгоды состоятельным приобретателям собственности, концентрирующим в своих руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие реальную власть над собственностью. Итак, к 1 июля 1994 г. почти 50% легкой и пищевой промышленности составляют частный сектор экономики, а также строительство — 35%, автотранспорт — 42%, торговля (оптовая и розничная) — около 50%, общественное питание — 55%, бытовое обслуживание — 21%.
Второй этап приватизации в России — денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа являлось не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.
В результате денежного этапа приватизации в России удалось провести массовое распределение собственности в пользу действительно эффективных собственников — среднего класса. Реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем являются представители и малого бизнеса. Малый бизнес нуждается в активной поддержке со стороны органов государственной власти. Отсюда — система управления малым бизнесом должна быть активной. Необходимо, чтобы предпринимательская инициатива исходила не только от субъектов малого предпринимательства, но и от управленческих органов. Проведение такой политики и представляет собой действенную поддержку образования среднего класса.
Именно собственность является наиболее глубокой основой общественных отношений. От изменений в системе собственности зависят в конечном счете все прогрессивные изменения в области производства, распределения, обмена и потребления. Структура собственности, ее соответствие специфике конкретных отраслей национальной экономики во многом предопределяют эффективность ее функционирования.
4. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Взаимосвязь собственности и хозяйствования как частей "пучка прав собственности" – показывает, что ответственное хозяйствование возможно только тогда, когда тот, кто хозяйствует, может присваивать остаточный доход, становиться его собственником рядом с собственниками тех ресурсов, которые привлекались изначально. Поэтому появление частной собственности рядом с государственной, а отчасти и вместо нее, – неизбежное явление при переходе "от плана к рынку". Экономическая теория не дает каких-либо рекомендаций о темпах и масштабах приватизации реального капитала и природных ресурсов. Мировой опыт на этот счет очень разнообразен. С точки зрения экономической теории, важно даже не столько обеспечение справедливости или эффективности при первичной приватизации – ни того, ни другого все равно обеспечить невозможно – сколько удешевление и упрощение дальнейшего движения хозяйственных прав в сторону тех, кто сможет использовать их с максимальным эффектом в ходе вторичной приватизации, то есть перераспределения на рыночных основах прав, полученных агентами в ходе первичной приватизации.
Конечная цель приватизации – появление так называемых "стратегических инвесторов", то есть собственников факторов производства, прежде всего финансовых, в интересы которых входит долгосрочное успешное функционирование предприятий, в которые они вкладывают свои ресурсы. Государство не может быть стратегическим инвестором для каждого предприятия. Не всегда может выступать в этой роли и коллектив, например, работники атомной электростанции при всем желании не могут иметь достаточно собственных средств, чтобы вкладывать их в развитие производства электроэнергии, строительство новых энергоблоков. Особенно остро стоит проблема поиска стратегического инвестора для предприятий, которые применяют устаревшие технологии. Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного сектора в переходной экономике. Широкое толкование понятия приватизация включает в себя общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового.
Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.
Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (табл. 2 и 3). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.
Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю “внутризаводских” акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие “внешние” пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых “правил политической игры”.
Таблица 1. Число предприятий и хозяйственных организаций в России по формам собственности (на 1 января)
Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России