Уровень и динамика безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить и проанализировать уровень безработицы в России.
Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие поставленные задачи:
- Исследовать теоретические основы занятости и безработицы
- Изучить занятость населения
- Рассмотреть виды и формы безработицы
- Провести оценку занятости населения
- Исследовать уровень безработицы в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ…………8
1.1.Понятие и сущность занятости и безработицы ……...……………....8
1.2.Занятость населения……… ……………...……………………………10
1.3.Виды и формы безработицы…………………………………………...13
2.МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ……………17
2.1.Основные показатели уровня занятости и безработицы…………….17
2.2.Методы оценки занятости и безработицы………………………….. 21
2.3.Регулирование занятости и снижение безработицы…. ……………..24
3.АНАЛИЗ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ ……….29
3.1.Особенности формирования российского рынка труда…………….29
3.2.Оценка уровня безработицы в России………………………………..32
3.3.Основные направления снижения безработицы……………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

титульник.docx

— 113.85 Кб (Скачать)

    3.Российский  рынок труда пока не может  быть назван и «напряженным».  Усиление разбалансированности  спроса и предложения рабочей  силы - это скорее показатель несоответствия  качества и пропускной способности  служба занятости оперативному  обслуживанию нормального для  рыночной экономики межотраслевого  и территориального перелива  рабочей силы. Вместе с тем  узость потребительского рынка  и товарный дефицит ведут к  формированию нового монополистического  рынка, где государственная монополия  заменяется монополией новых  хозяйственных субъектов. А монополистический  рынок не может решить проблему  занятости населения. Общая тенденция  снижения спроса на рынке труда  не может быть преодолена частно-коммерческими структурами в ближайшее время, поэтому государство обязано регулировать ситуацию на рынке труда. Бесспорно, что развитие рынка должно повлечь за собой разработку системы мер его регулирования в целях ограничения отрицательных стихийных проявлений [23, с.253].

              

       3.2. Оценка уровня безработицы в России 

         В настоящее время безработными становятся все больше и больше людей.

       По  данным ГКС за октябрь 2010 года современная ситуация на рынке труда России существенно отличается от той, что была еще 7-8 лет назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата России, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.

         В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в

машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации из 89 безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица. В октябре 2010 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости)

         Росстат подвел итоги выборочного  обследования населения по проблемам  занятости по состоянию на  третью неделю октября 2010 года.

        Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые  + безработные) в октябре 2010г.  составила 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

         В численности экономически активного  населения 70,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

         По сравнению с октябрем 2009г.  численность занятого населения  увеличилась на 580 тыс.человек, или на 0,8%, численность безработных сократилась на 753 тыс.человек, или на 12,9%.(Рис.2) 
 

Рисунок 2 Динамика численности экономически активного населения в РФ 

          Численность безработных увеличилась  с 5,0 млн.человек в сентябре 2010г. до 5,1 млн.человек в октябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,6% до 6,8%. (Рис.2)

Рисунок 3 Способы поиска работы безработными 

          Как показывают материалы обследований  населения по проблемам занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно  без содействия служб занятости.  При этом мужчины реже обращаются  в службы занятости в поисках  работы, чем женщины. Среди безработных  мужчин доля ищущих работу  с помощью служб занятости  в октябре 2010г. составила 32%, среди безработных женщин - 38%. Наиболее  предпочтительным является обращение  при поиске работы к помощи  друзей, родственников и знакомых - его используют более половины  безработных.

       Безработица по полу и месту проживания. Среди  безработных по методологии МОТ  доля женщин в октябре 2010г. составила 46,4%, доля городских жителей - 64,1%.

Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В октябре 2010г. это превышение составляло 1,7 раза (рис.4).

Рисунок 4. Уровень  безработицы по возрастным группам  в октябре 2010 года 

          В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2010г. составил 15,5%, в том числе среди городского населения - 14,1%, среди сельского населения - 18,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.

     Среди безработных 31,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 30,3% безработных (застойная  безработица).

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в октябре 2010г. составила, соответственно, 36,0% и 27,0%.

     В численности безработных 27,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2010г. их численность  составила 1,4 млн.человек и сократилась по сравнению с октябрем 2009г. на 25 тыс. человек или на 1,8%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (по 18% - за счет молодежи до 20 лет и 25-29 лет, 46% - от 20 до 24 лет).

          В октябре 2010г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее  место работы в связи с высвобождением  или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила  21,8%, а доля лиц, оставивших  прежнее место работы в связи  с увольнением по собственному  желанию - 23,9% (в октябре 2009г., соответственно, 27,1% и 21,3%).

     Самый низкий уровень безработицы, соответствующей  критериям МОТ, отмечается в Центральном  федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе [20].

     На  основе проанализированных данных мы можемотметить, что безработица постепенно начинает снижаься. 
 

        3.3.Основные направления  снижения безработицы 

       Сегодня многие предприятия в основном в  России столкнулись с основательно подзабытой проблемой – дефицитом  рабочих кадров. “Новый” дефицит  существенно отличается от “старого”. Полтора десятилетия назад формальной нехватки рабочей силы насчитывался многочисленный контингент квалифицированных  промышленных рабочих. Сегодня же найти  за воротами предприятия готовых  квалифицированных рабочих стало  трудно. Многие из них перешли в  торговлю, бытовое обслуживание, сферу  бизнеса и отнюдь не рвутся оттуда в заводскую среду. Другие утратили квалификацию или, что еще хуже, потеряли себя, выпали из общества. И хотя по-прежнему мало официально зарегистрированных безработных, далеко не все они могут и хотят  занимать вакансии квалифицированных  промышленных рабочих. В условиях экономического роста основной проблемой становится структурный дисбаланс рынка  труда, при котором соискатели рабочих  мест не обладают профессиональными  качествами, необходимыми работодателям. Общество в этой ситуации вполне может  болеть одновременно двумя, казалось бы несовместимыми недугами – дефицитом кадров и безработицей.

       В создавшейся ситуации многое зависит  от того, как поведут себя профессиональные училища, колледжи, ВУЗы, другие учреждения профессионального образования. Но далеко не факт, что они легко  найдут общий язык с предприятиями. Связи между предприятиями и  учреждениями профессионального образования изрядно ослабленные вначале реформы, сейчас понемногу восстанавливаются, но по-прежнему не имеют достаточно прочной институциональной основы. Пытаться сегодня реанимировать существовавшую в советский период систему государственного управления трудовыми ресурсами – дело безнадежное и вредное, но государству не пристало и становиться в позу стороннего наблюдателя, безучастного к тому, что происходит в сфере занятости. Стратегия государства в сфере занятости абсолютно необходима, вопрос в том, какой быть этой стратегии.

       Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы. Используя опыт ряда иностранных  государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

       На  наш взгляд уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

             -улучшения информационного обеспечения  рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным

           -устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы Для этого необходимо, прежде всего:

           -создание развитого рынка жилья

           -увеличение масштабов жилищного  строительства

           -отмена административных преград  для переезда из одного населенного  пункта в другой

       Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального  переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к  тому, чтобы рабочая сила наилучшим  образам соответствовала имеющимся  рабочим местам. Эта задача достигается  программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих  местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработной  молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей. В ряде городов  такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости  и Центр социальной поддержки. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения этой задачи наиболее эффективными являются такие меры как  создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке  труда — производный и зависит  от ситуации на рынках товаров и  услуг, то занятость возрастет, а  безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший  спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников [5, с.250].

         Способами увеличения спроса  являются:

         -стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

            -создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

             Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию  работникам, еще не достигшим  пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов  управления союзного уровня работавшим  в их штатах мужчинам позволяли  уйти на пенсию в 57–58 лет,  а женщинам — в 53–54 года. Без  этого пожилым служащим пришлось  бы искать работу. А поскольку  шансов на трудоустройство в  этом возрасте у них было  немного, они увеличили бы армию  безработных. Досрочная пенсия  позволила предотвратить такое  развитие событий. Вместе с  тем этот способ может использоваться  только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

       -создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

       -реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

         Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

         -экономическое стимулирование молодежной  занятости;

          -создание специальных фирм, предлагающих  работу именно молодежи;

          -создание центров обучения молодых  людей тем профессиям, шансы на  занятость в которых наиболее  высоки.

Информация о работе Уровень и динамика безработицы в России