Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:09, курсовая работа
Цель работы - изучить и проанализировать уровень безработицы в России.
Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие поставленные задачи:
- Исследовать теоретические основы занятости и безработицы
- Изучить занятость населения
- Рассмотреть виды и формы безработицы
- Провести оценку занятости населения
- Исследовать уровень безработицы в России
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ…………8
1.1.Понятие и сущность занятости и безработицы ……...……………....8
1.2.Занятость населения……… ……………...……………………………10
1.3.Виды и формы безработицы…………………………………………...13
2.МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ……………17
2.1.Основные показатели уровня занятости и безработицы…………….17
2.2.Методы оценки занятости и безработицы………………………….. 21
2.3.Регулирование занятости и снижение безработицы…. ……………..24
3.АНАЛИЗ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ ……….29
3.1.Особенности формирования российского рынка труда…………….29
3.2.Оценка уровня безработицы в России………………………………..32
3.3.Основные направления снижения безработицы……………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения [22, с. 51].
Таким
образом, безработица в России приобрела
вышеперечисленные виды и формы.
2.МЕТОДЫ
И СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1.Основные показатели
уровня занятости
и безработицы
Разрыв между показателями общей и регистрируемой безработицы может иметь чисто статистическую природу. Чтобы проверить, насколько оправданно такое предположение, необходимо четко представлять, как они конструируются и измеряются.
Эксперты
Международной организации
1
по результатам переписей
2
на основе официальных оценок,
которые рассчитываются
3 по регистрациям в службах занятости;
4
по численности лиц,
Российские
официальные публикации содержат оценки
всех четырех типов. Они отражают
различные аспекты
При сопоставлениях предпочтение принято отдавать показателям, базирующимся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они строятся по единой методологии и в большей мере свободны от искажающего влияния административной практики учета безработных. В России они обеспечивают получение сопоставимых данных по региональным рынкам труда, тогда как регистрируемая безработица может сильно колебаться в зависимости от политики местных властей и объема имеющихся у них финансовых ресурсов.
В России методы оценки общей безработицы разрабатываются по линии Государственного комитета по статистике Российской Федерации, регистрируемой безработицы - по линии Министерства труда и социального развития Российской Федерации. [21].
В основу измерения регистрируемой безработицы составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.
Вместе
с тем регистрируемая безработица
охватывает лишь часть лиц, нуждающихся
в трудоустройстве, а именно тех,
кто в поисках работы обращаются
за помощью к государству. Их круг
может меняться в зависимости
от самых различных "привходящих"
факторов, таких как психологическая
готовность или неготовность к контактам
с официальными инстанциями, установленный
порядок регистрации, уровень материальной
поддержки безработных, спектр оказываемых
услуг и т.п. Иными словами, величина,
структура и продолжительность
регистрируемой безработицы во многом
отражают институциональный потенциал
государственных служб
Основные принципы регистрации безработных установлены "Законом о занятости населения". В соответствие с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3, п. 1). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного.
На
данный момент существует устойчивый
разрыв в уровнях общей и
1.
Слабая информированность
2.
Фактор "стигматизации". Общественное
мнение может подвергать
В
то же время, по мнению некоторых исследователей,
в России бюрократические издержки
должны были возрастать из-за требования
дважды в месяц проходить
3. Территориальная удаленность органов службы занятости. Труднодоступность местных отделений ГСЗ также может становиться серьезным препятствием на пути регистрации многих безработных.
Одна из устойчивых характеристик российского рынка труда - поразительно низкий уровень регистрируемой безработицы, который остается меньше по сравнению с уровнем общей безработицы.
В значительной мере этот разрыв связан с особенностями российской системы поддержки безработных, которая, во-первых, не дает достаточно стимулов для регистрации и, во-вторых, ориентирована на "отсечение" длительно безработных. Однако не меньшую, если не большую, роль играет то обстоятельство, что российский рынок труда постоянно генерирует значительное число вакансий, так что многие безработные могут успешно вести поиск, не обращаясь за помощью к государственным службам занятости.
В
целом же складывается впечатление,
что динамика регистрируемой безработицы
не столько отражает объективную
ситуацию на рынке труда, сколько
определяется финансовыми ограничениями,
в которых приходится действовать
государственным службам
2.2.
Методы оценки занятости
и безработицы
Полная занятость ресурсов предполагает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10-20% от их общего объема и естественного уровня безработицы в размере 5,5-6,5% от общей численности рабочей силы.
Эти показатели могут варьировать по различным странами, но во всех случаях полная занятость ресурсов исключает их стопроцентное использование.
Оукен связывает колебания уровня безработицы с колебаниями безработицы [24, с.247].
Y-Y*/Y*=β(U-U*) (1)
где Y- фактический объем производства
Y*- потенциальный ВНП
U- фактический уровень безработицы
β-
эмпирический коэффициент чувствительности
ВНП к динамике циклической безработицы
Если
фактический уровень
Y-Y-1/Y-1=3%-2(U-U-1) (2)
где Y- фактический объем производства в текущем году
Y-1- фактический объем производства в прошлом году
U- фактический уровень безработицы в текущем году
U-1-
фактический уровень безработицы в прошлом
году [24, с.250].
При разработке настоящей методики были использованы понятия и определения, введенные в статистическую практику при проведении обследований населения по проблемам занятости, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.05.93 г. N 67. В основу этих определений положены резолюции Международных Конференций Статистиков Труда, рекомендации Международной Организации Труда, национальные особенности России.
а) не имели работу (доходного занятия);
б)
занимались поиском работы, т.е. обращались
в государственную или
в) были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три критерия, перечисленные выше.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
В составе безработных выделяются лица, незанятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.
Уровень
безработицы - удельный вес численности
безработных в численности
2.
Оценку общей численности
Вначале определяем как изменилось за период между двумя последними обследованиями соотношение общей численности безработных, полученных по данным обследования, и численности незанятого населения, состоящего на учете в службах занятости на соответствующую дату по формуле: