Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:09, курсовая работа
Цель работы - изучить и проанализировать уровень безработицы в России.
Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие поставленные задачи:
- Исследовать теоретические основы занятости и безработицы
- Изучить занятость населения
- Рассмотреть виды и формы безработицы
- Провести оценку занятости населения
- Исследовать уровень безработицы в России
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ…………8
1.1.Понятие и сущность занятости и безработицы ……...……………....8
1.2.Занятость населения……… ……………...……………………………10
1.3.Виды и формы безработицы…………………………………………...13
2.МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ……………17
2.1.Основные показатели уровня занятости и безработицы…………….17
2.2.Методы оценки занятости и безработицы………………………….. 21
2.3.Регулирование занятости и снижение безработицы…. ……………..24
3.АНАЛИЗ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ ……….29
3.1.Особенности формирования российского рынка труда…………….29
3.2.Оценка уровня безработицы в России………………………………..32
3.3.Основные направления снижения безработицы……………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Аt = (X12Y12 - X0Y0) t12
где Аt - коэффициент изменения соотношения между общей численностью безработных и численностью незанятого населения, находящегося на учете в органах службы занятости, в месяце t,
Х0 - общая численность безработных по результатам обследования, проведенного в октябре 2002 г.,
Х12 - общая численность безработных по результатам обследования, проведенного в октябре 2003 г.,
У0 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец октября 2002 г.,
У12 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец октября 2003 г.,
t - порядковый номер месяца после октября 2002 г., для которого производится расчет.
Для каждого месяца общая величина безработных будет расcчитываться по формуле:
Xt = Yt(X0Y0 + At)
где Хt - общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца t,
Yt - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец рассматриваемого месяца t. [20].
Нами
были изучены методы исследования безработицы.
Мы пришли к мнению, что данные методы
расчета позволяют более точно
вычислить количество безработных
в России.
2.3.Регулирование занятости
и снижение безработицы
Формирование
механизма регулирования
В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным.
Для снижения уровня безработицы правительство издает статьи и законы. Рассмотрим несколько законов.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
1.
Государство проводит политику
содействия реализации прав
2.
Государственная политика в
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
Статья 7.2. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ пункт 1 статьи 7.2 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.
1.Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:
-проведения оплачиваемых общественных работ;
-временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
-ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
2.
Органы местного
-обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
-поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
Также способствует снижению безработицы и биржа труда.
Биржа труда организация, осуществляющая посреднические функции между работниками и предприятиями при найме рабочей силы.
Биржа труда позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы. Важной государственной и социальной функцией биржи труда является определение права на получение пособия по безработице. Биржи труда называются по-разному: бюро, контора, центр занятости, центры трудоустройства и др. Кроме трудоустройства, биржи труда обычно оказывают услуги лицам, желающим поменять место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, распространяют информацию об уровне занятости по профессиям и территориям. В компетенцию биржи труда входит также профориентация молодежи. Направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Так как безработица носит в значительной мере структурный характер, то биржи труда проводят большую работу по переобучению рабочих, приобретению ими новых специальностей, на которые имеется или ожидается спрос предпринимателей. [26, с. 42].
Осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице. Трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются и биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюктуре рынка труда возможны в будущем [23, с.126].
Таким
образом, правительство РФ принимает
меры по борьбе с безработицей и
принимает меры, способствующие этому.
3.АНАЛИЗ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
В РОССИИ
3.1
Особенности формирования
российского рынка
труда
В нашей стране формирование рынка рабочей силы находится на первом этапе, ведь еще совсем недавно рабочая сила в России не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма.
Главное
отличие нашего рынка труда - это
наличие множества
- существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;
-
ощущается острая нехватка
-
значительная доля рабочей
- высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;
- страна обособлена от мирового рынка рабочей силы.
Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства должна включать в себя следующие направления:
Во-первых, это создание эффективной рабочей инфраструктуры, включающей информационные биржи труда, автоматизированные системы сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие;
Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены изменениям (например, сфера услуг);
В-третьих, должна быть создана региональная система стимулирования труда для закрепления кадров и эффективного привлечения их из других регионов;
В-четвертых, создаваемые биржи труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применения контрактной системы найма.
Таким
образом, рынок труда воплощает
в себе множество отношений по
поводу формирования спроса на рабочую
силу и ее предложение, реализуемых
через действующую систему
1.
Российский рынок труда - с
учетом многих его
2.
В ближайшее время для рынка
труда будет характерно