Уровень и динамика безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить и проанализировать уровень безработицы в России.
Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие поставленные задачи:
- Исследовать теоретические основы занятости и безработицы
- Изучить занятость населения
- Рассмотреть виды и формы безработицы
- Провести оценку занятости населения
- Исследовать уровень безработицы в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ…………8
1.1.Понятие и сущность занятости и безработицы ……...……………....8
1.2.Занятость населения……… ……………...……………………………10
1.3.Виды и формы безработицы…………………………………………...13
2.МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ……………17
2.1.Основные показатели уровня занятости и безработицы…………….17
2.2.Методы оценки занятости и безработицы………………………….. 21
2.3.Регулирование занятости и снижение безработицы…. ……………..24
3.АНАЛИЗ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ ……….29
3.1.Особенности формирования российского рынка труда…………….29
3.2.Оценка уровня безработицы в России………………………………..32
3.3.Основные направления снижения безработицы……………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

титульник.docx

— 113.85 Кб (Скачать)

                             Аt = (X12Y12 - X0Y0) t12                                    (3)

       где Аt - коэффициент изменения соотношения между общей численностью безработных и численностью незанятого населения, находящегося на учете в органах службы занятости, в месяце t,

       Х0 - общая численность безработных по результатам обследования, проведенного в октябре 2002 г.,

       Х12 - общая численность безработных  по результатам обследования, проведенного в октябре 2003 г.,

       У0 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец октября 2002 г.,

       У12 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах  службы занятости, на конец октября  2003 г.,

       t - порядковый номер месяца после октября 2002 г., для которого производится расчет.

       Для каждого месяца общая величина безработных  будет расcчитываться по формуле:

       Xt = Yt(X0Y0 + At)

       где Хt - общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца t,

       Yt - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец рассматриваемого месяца t. [20].

       Нами  были изучены методы исследования безработицы. Мы пришли к мнению, что данные методы расчета позволяют  более точно  вычислить количество безработных  в России. 
 

        2.3.Регулирование занятости и снижение безработицы 

       Формирование  механизма регулирования занятости  предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и  осуществлять оперативные и взаимосвязанные  действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и  предложением рабочей силы, а также  предотвратить обострение проблем  занятости. С одной стороны, - это  проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей  более полное использование имеющихся  рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся  отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности. С другой стороны, - изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся  и создания новых рабочих мест, регулирование предложения и  повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей - обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы.

       В целях реализации политики занятости  в Российской Федерации разрабатываются  и реализуются программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным.

       Для снижения уровня безработицы правительство  издает статьи и законы. Рассмотрим несколько законов.

       Настоящий Закон определяет правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

       Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в  статью 5 настоящего Закона внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 г.

       Статья 5. Государственная политика в области  содействия занятости населения

       1. Государство проводит политику  содействия реализации прав граждан  на полную, продуктивную и свободно  избранную занятость.

       2. Государственная политика в области  содействия занятости населения  направлена на:

       развитие  трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

       Статья 7.2. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения

       Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ пункт 1 статьи 7.2 настоящего Закона изложен  в новой редакции, вступающей в  силу с 1 января 2010 г.

       1.Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:

       -проведения оплачиваемых общественных работ;

       -временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

       -ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

       2. Органы местного самоуправления  могут оказывать содействие органам  службы занятости в получении  достоверной информации о занятости  граждан.

       -обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

       -создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

       -поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

       Также способствует снижению безработицы  и биржа труда.

Биржа труда организация, осуществляющая посреднические функции между работниками  и предприятиями при найме  рабочей силы.

Биржа труда позволяет упорядочить  наем предприятиями рабочей силы. Важной государственной и социальной функцией биржи труда является определение  права на получение пособия по безработице. Биржи труда называются по-разному: бюро, контора, центр занятости, центры трудоустройства и др. Кроме трудоустройства, биржи труда обычно оказывают услуги лицам, желающим поменять место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, распространяют информацию об уровне занятости по профессиям и территориям. В компетенцию биржи труда входит также профориентация молодежи. Направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Так как безработица носит в значительной мере структурный характер, то биржи труда проводят большую работу по переобучению рабочих, приобретению ими новых специальностей, на которые имеется или ожидается спрос предпринимателей. [26, с. 42].

       Осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

       Ведущую роль в регулировании рынка труда  занимает служба занятости. Основными  направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация  сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата  пособий по безработице. Трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются и биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюктуре рынка труда возможны в будущем [23, с.126].

       Таким образом, правительство РФ принимает  меры по борьбе с безработицей и  принимает меры, способствующие этому.  
 
 
 
 

3.АНАЛИЗ  И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ  БЕЗРАБОТИЦЫ

В РОССИИ

3.1 Особенности формирования  российского рынка  труда 

    В нашей стране формирование рынка  рабочей силы находится на первом этапе, ведь еще совсем недавно рабочая  сила в России не рассматривалась  в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения  найма.

    Главное отличие нашего рынка труда - это  наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже  рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким  ограничениям относят: монополию на многие товары и услуги, немалый  дефицит некоторых товаров, инфляцию, слабую экономическую мотивацию  движения рабочей силы и многие другие. К этому можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, супермонополизацию  производства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и др. Рынок руда в России в значительной степени дисбалансирован. Отметим лишь основные его черты:

    - существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;

    - ощущается острая нехватка рабочих  и специалистов в определенных  отраслях экономики, в то же  время существует скрытая безработица;

    - значительная доля рабочей силы  занята в сфере материального  производства;

    - высока доля безработных среди  лиц с высшим образованием, низкая  трудовая мобильность женщин;

    - страна обособлена от мирового  рынка рабочей силы.

    Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства должна включать в себя следующие направления:

    Во-первых, это создание эффективной рабочей  инфраструктуры, включающей информационные биржи труда, автоматизированные системы  сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих  мест и многие другие;

    Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены изменениям (например, сфера услуг);

    В-третьих, должна быть создана региональная система  стимулирования труда для закрепления  кадров и эффективного привлечения  их из других регионов;

    В-четвертых, создаваемые биржи труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применения контрактной системы найма.

    Таким образом, рынок труда воплощает  в себе множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую  силу и ее предложение, реализуемых  через действующую систему воспроизводства, распределения, перераспределения  и трудоустройства работников. Произведенный  анализ реального состояния российского  рынка труда, сопоставление его  основных характеристик и тенденций  с изложенными представлениями  о сущности и слагаемых рыночного  механизма распределения и пререраспределения рабочей силы дают основания для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования.

    1. Российский рынок труда - с  учетом многих его характеристик  - не может быть отнесен к  числу развитых и цивилизованных. Отечественный рынок труда сильно  деформирован и функционирует  с устойчивым нарушением таких  стихийных регуляторов занятости,  как стоимость и цена рабочей  силы, свобода перемещения труда  и капитала, конкуренция. Гипертрофия  скрытого рынка труда (скрытой  безработицы) в России - отличительная  черта переходного периода, когда  ослаблены или даже разрушены  старые организационно-управленческие  и институционные структуры, но еще не созданы новые;

    2. В ближайшее время для рынка  труда будет характерно превышение  предложения труда над спросом  на него. В то же время дальнейший переход экономики на рыночные отношения будет связан с массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и т.л. Поэтому рынок труда на современном этапе должен формироваться в пределах жесткой системы внеэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет которых необходимы для того, чтобы не произошло выхода социальных потрясений за пределы допустимого. Функции гаранта предельно допустимых параметров последствий социально-экономического переустройства общества должно взять на себя государство, используя для этого всю совокупность правовых, экономических и других средств, имеющихся в его распоряжении.

Информация о работе Уровень и динамика безработицы в России