Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа
Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.
Введение………………………………………………………….………………………………..3
1. Теоретические аспекты государственного долга………………………………..……4
1.1 Сущность и значение государственного долга………………………………………......4
1.2 Система управления государственным долгом……………………………………….....7
2. Управление государственным долгом в РФ………………………………………….10
2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг……………………………………….10
2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 гг…………………………………....12
2.3 Управления государственным долгом……………………………………………….......15
3. Перспективы развития управления государственным долгом……………………17
3.1 Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового
финансового кризиса……………………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………………………….23
Основные показатели внутреннего долга за период 2007–2009 гг. приведены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика и структура внутреннего долга РФ за 2007–2009 гг.
на 1.01.2007 г. |
на 1.01.2008 г. |
на 1.01.2009 г. | ||||
млрд. руб. |
структура % |
млрд. руб. |
структура % |
млрд. руб. |
структура % | |
Гос. внутр. долг всего: |
1148,7 |
100 |
1363,3 |
100 |
1824,7 |
100 |
Гос. цен. бумаги РФ |
1032,1 |
94,5 |
1244,7 |
91,3 |
1681,3 |
92,1 |
Государственные гарантии |
111,9 |
9,7 |
113,6 |
8,3 |
137,8 |
7,6 |
Прочая задолженность |
4,7 |
0,5 |
5,0 |
0,4 |
5,6 |
0,3 |
Из таблицы видно, что в период 2007–2009 гг. государственный внутренний долг увеличивается.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года установлен в законопроекте в размере 1 363,26 млрд. рублей, или 4,37% ВВП, что на 214,6 млрд. рублей, или на 18,6%, выше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на 1 января 2007 года – 1 148,7 млрд. рублей, или 4,2% ВВП. На 2009 год – 1824,5 млрд. рублей, что на 33,8% больше по сравнению с предыдущим годом.
Объем внутреннего долга, выраженный в ценных бумагах, на 1 января 2007 года составит 1 032,1 млрд. рублей или 94,5% объема внутреннего долга и увеличится за 2007 год на 212,6 млрд. рублей, или на 20,59%, и достигнет на начало 2008 года 1 244,7 млрд. рублей.
Увеличение объемов
Средства федерального бюджета
на погашение основной суммы внутреннего
долга и на его обслуживание планируются
в объеме 209,25 млрд. рублей, в том
числе 132,35 млрд. рублей на погашение
основного долга по внутренним долговым
обязательствам, на обслуживание государственного
внутреннего долга
Вывод: Внутренний долг –
это обязательства, возникающие
в валюте Российской Федерации. В
среднесрочной перспективе за счет
роста внутреннего долга
2.3 Управления государственным долгом
Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.
Основные финансово-
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.
Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Кроме того, в качестве метода
привлечения заимствований
Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.
В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы – выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.
Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.
Основные схемы
ВЫВОД: Эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны.
Основным методом управления госдолгом стало постоянное рефинансирование задолжности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолжности кредиторам Парижского и Лондонского клубов. К таким методам относятся: консолидация, реструктуризация, рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование.
3. Перспективы
развития управления
3.1 Стратегия управления
государственным долгом в
Под управлением государственным
долгом Российской Федерации следует
понимать стратегию управления государственными
заимствованиями в целях
Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственным долгом в условиях экономического кризиса являются:
· обеспечение решения важных социально-значимых в условиях кризиса задач, при недопущении неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Российской Федерации;
· снижение влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации на финансирование иных статей расходов федерального бюджета;
· недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации.
Необходимо повышать эффективность
государственных заимствований, оптимизировать
структуру долга с целью
Принципами политики управления государственным долгом Российской Федерации являются:
· соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
· сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне;
· полнота и своевременность исполнения обязательств;
· минимизация стоимости обслуживания долга;
· эффективность использования заемных средств;
· прозрачность управления долгом.
Значимость, решаемых в рамках бюджетной политики задач в области заимствований и управления государственным долгом как составной части системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, определяет необходимость рассмотрения вопросов нормативно-правового обеспечения деятельности Российской Федерации.
Мировой финансовый кризис, повлекший ухудшение ситуации на фондовом рынке, резкий спад производства в реальном секторе экономики и общее снижение макроэкономических показателей, привели к сокращению доходной части бюджета Российской Федерации.
Превышение расходных
полномочий над доходами требует
необходимости привлечения
Содержание долговой политики включает широкий комплекс мероприятий: разработку концепции долговой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач; создание адекватного механизма реализации долговой политики; управление деятельностью по планированию заимствований; организацию размещения займов; предоставление государственных гарантий; контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.
Необходимым элементом долгового управления является расчет долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации.
С экономической точки зрения уровень долговой нагрузки является критерием соответствия объема обязательств и выплат по ним, поступлениям в бюджет, степени покрытия обязательств собственными доходами.
Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает три взаимосвязанных направления деятельности:
1. Формирование бюджетной
политики в части планирования
объема и структуры
2. Осуществление заимствований
с учетом платежеспособности
и долговой емкости
3. Организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом.
Управление структурой государственного долга в соответствии с данной стратегией следует осуществлять посредством систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребности области в привлечении финансовых ресурсов и способствующих минимизации стоимости государственного долга при заданном уровне рисков.