Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:

1. определить понятие и сущность государственного долга;

2. рассмотреть принципы управления госдолгом;

3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;

4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………………………..3

1. Теоретические аспекты государственного долга………………………………..……4

1.1 Сущность и значение государственного долга………………………………………......4

1.2 Система управления государственным долгом……………………………………….....7

2. Управление государственным долгом в РФ………………………………………….10

2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг……………………………………….10

2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 гг…………………………………....12

2.3 Управления государственным долгом……………………………………………….......15

3. Перспективы развития управления государственным долгом……………………17

3.1 Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового

финансового кризиса……………………………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

УГД ЧИСТОВИК.docx

— 49.63 Кб (Скачать)

·  проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;

·  осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;

·  контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;

·  контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;

·  экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

·  экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Ключевой целью долгового  управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим  привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

В последние годы наметились качественно новые тенденции  в сфере управления госдолгом, что  обусловлено форсированным переходом  к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты  новых тенденций – мобилизация  ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование  налоговой системы, активных методов  реструктуризации заимствований и  организации обслуживания долга. Система  управления госдолгом должна иметь  два режима функционирования:

·  управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;

·  кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета;

в-третьих, с созданием  условий для сближения усредненной  реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

Госдолг представляет собой  сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий  использования системы методов  для его регулирования. К ним  можно отнести: стабилизационные инструменты  в госдолге, управление динамикой долга, уменьшение государственного внутреннего долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости обслуживания госдолга.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация  государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия  «метод регулирования», представляя  собой практически программу  по оптимизации заимствований, в  рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами.

Эффективным методом управления госдолгом  является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения  «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и «дешевые».

Вывод: Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую  совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура  принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным  долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно новые тенденции  в сфере управления госдолгом, что  обусловлено форсированным переходом  к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты  новых тенденций – мобилизация  ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование  налоговой системы, активных методов  реструктуризации заимствований и  организации обслуживания долга. Система  управления государственным долгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в  условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы  методов для его регулирования.

 

2. Управление государственным  долгом в РФ

2.1 Анализ внешнего  долга России за 2007–2009 гг.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

·  номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

·  объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

·  объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

В 2007 году политика в области государственного долга Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 20 апреля 2006 года, направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

Основные показатели внешнего долга за период 2007–2009 гг. приведены в

таблице 1.

 

Таблица 1. Динамика объемов  и структура внешнего долга РФ за 2007–2009 гг.

 

на 1.01.2007 г.

на 1.01.2008 г.

на 1.01.2009 г.

 

млрд. долл. США

структура

%

млрд. долл. США

структура

%

млрд. долл. США

структура

%

Гос. внешний долг, всего

79,2

100

46,7

100

43,3

100

Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц

11,5

12,6

11,0

23,6

10,3

23,8

Гос. ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте

64,05

80

32,8

70,2

29,5

68,1

Госгарантии в иностранной  валюте

4,2

7,4

2,9

6,2

3,5

8,1


 

Из таблицы видно, что  в период 2007–2009 гг. государственный внешний долг сокращается. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года предусматривается в законопроекте в размере 46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларов США (на 41%), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6%), меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на 1 января 2007 года, соответствующего 79,2 млрд. долларов США, или 64,4 млрд. евро. По сравнению с оценкой 2008 года (46,7 млрд. долларов США) внешний долг за 2009 год (43,3 млрд. долларов США) уменьшился на 3,4 млрд. долларов США, или на 7,3%. по состоянию на 1 января 2009 года предусматривается статьей 1 законопроекта в размере 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, что на 7,3% меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» показателя на 1 января 2008 года. [2]

В законопроекте расходы  федерального бюджета на обслуживание внешнего долга в 2007 году предусмотрены в объеме 79,99 млрд. рублей, на 2008 год – 81,4 млрд.рублей, на 2009 год – 78,4 млрд. рублей.

В 2007 году на выплату процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, предусматриваются средства в объеме 64,05 млрд. рублей, что составляет 80% платежей по обслуживанию внешнего долга. Этот же показатель за 2008 год составляет 32,8 млрд. рублей, что составляет 70,2% платежей по обслуживанию внешнего долга. За 2009 год – 29,5 млрд. рублей, что составляет 68,1% платежей по обслуживанию внешнего долга. Это показатель значительно сокращается за период 2007–2009 гг. на 34,55 млрд. рублей или на 11,9% платежей по обслуживанию внешнего долга.

Вывод: внешний долг –  это обязательства, возникающие  в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

 

2.2 Анализ внутреннего  долга России за 2007–2009 годы

Согласно определению, данному  в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных  кредитов (заимствований).

В объем внутреннего государственного долга включаются:

·  номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

·  объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

·  объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

·  объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.

Статьей 119 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определен  порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Государственный внутренний долг превысит государственный внешний  долг, удельный вес внутреннего долга  в общем объеме государственного 2007 года составил 52,5%. Особенностью федерального бюджета 2007 года в сфере государственного долга станет превышение объема государственного внутреннего долга над объемом государственного внешнего долга, при этом в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2007–2009 годы достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2009 год. Удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного долга возрастет с 44,7% на начало 2007 года до 52,5% на конец 2007 года, что обусловлено досрочным погашением внешнего долга странам – членам Парижского клуба кредиторов (обязательства бывшего СССР), расширением внутренних и сокращением внешних заимствований.

Информация о работе Управление государственным долгом