Типы экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 07:28, лекция

Описание работы

В процессе развития общества возникают экономические проблемы, связанные с ограниченностью ресурсов и альтернативными издержками, которые требуют решения.
Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 374.15 Кб (Скачать)

Экономические ресурсы: их виды и свойства

Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и маштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ. Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. Существуют следующие виды экономических ресурсов: 
1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах; 
2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне; 
3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны; 
4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики; 
5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике. 
Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необход-ма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо). Природные ресурсы разделяют на: 
1) разведанные. Добыча их уже ведется; 
2) достоверные. О существовании их достоверное известно, но по различным причинам их добыча не ведется; 
3) прогнозные. Это полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно. 
По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий. 
Человеческие ресурсы в нашей стране ограниченны. Несмотря на высокий уровень безработицы, существует нехватка человеческих ресурсов, отличающихся определенными качественными характеристиками – профессиональным и квалификационным уровнем. Ощущается острая нехватка сотрудников определенных квалификаций и профессий, что существенным образом затормаживает развитие национальной экономики. 
Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ – товаров и услуг. Изэтого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т. е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат. 
Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников. 
Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками. Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой. 
Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал – изменить технологию производства, так и знания – обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность. 
Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность. 
В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).

Национальное богатство – часть  совокупного экономического потенциала национальной экономики

Основным составным элементом  совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его  оценку как одного из показателей  функционирования национальной экономики. 
Национальное богатство – это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ – товаров и услуг. 
Национальное богатство состоит из следующих основных элементов: 
1) невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства; 
2) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы; 
3) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал; 
4) объема имущественных обязательств перед другими странами. 
Объем национального богатства позволяет: 
1) определить объем благ – товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке; 
2) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста; 
3) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики. 
При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно – исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами. 
В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались. 
На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

Типы и сущность хозяйственных  систем

Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов. 
Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов: 
1) социально-экономических, определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; 
2) форм организации деятельности хозяйствующих субъектов; 
3) форм и методологии государственного регулирования; 
4) экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности. 
В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран. 
Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются: 
1) американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов; 
2) японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии; 
3) шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики. 
4) немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства. 
Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления

9, Теории экономического равновесия и экономического роста

 
Макроэкономическое  равновесие является центральной проблемой  общественного воспроизводства. Это  ключевая категория экономической  теории и экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропорциональность экономических  процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе. Различают идеальное  и реальное равновесие. 
 
Идеальное (теоретически желаемое) равновесие достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах национального хозяйства. 
 
Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства: 
 
- все индивиды должны найти на рынке предметы потребления; 
 
- все предприниматели должны найти на рынке факторы производства; 
 
- весь продукт прошлого года должен быть реализован. Идеальное равновесие исходит из предпосылок совершенной конкуренции и отсутствия экстерналий — побочных эффектов. 
 
В реальной экономике наблюдаются различные нарушения этих требований. Прежде всего, опыт показывает, что не существует таких явлений, как совершенная конкуренция и «чистый рынок». Велика роль положительных и отрицательных побочных эффектов предпринимательской деятельности. Циклические и структурные кризисы, инфляция выводят экономику из состояния сбалансированности. Вместе с тем, даже в условиях этих диспропорций экономическую систему можно привести в динамическое равновесие, которое будет отражать рыночные реалии со всеми их противоречиями. 
 
Реальное макроэкономическое равновесие — это равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок. 
 
Экономисты различают частичное и общее равновесие. 
 
Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства. 
 
Общее равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы в целом, или макроэкономическое равновесие. 
 
Несовпадение реального равновесия с идеальным, или теоретически желаемым, не умаляет важности теоретического анализа закономерностей общественного воспроизводства и выработки абстрактных схем и моделей макроэкономического равновесия. Эти модели помогают понять экономический механизм, выявить факторы отклонения реальных процессов от идеальных, сформировать оптимальную экономическую политику. К настоящему времени в экономической теории имеется большой набор моделей макроэкономического равновесия, характеризующих особенности подходов к данной проблеме в различные исторические периоды. 
 
Каждое общество представляет собой взаимосвязь хозяйственных единиц. Их поведение однотипно: они приспосабливаются к платежеспособному спросу и в то же время стремятся обеспечить себе постоянный и устойчивый доход. Предприятия связаны между собой поставками, денежными отношениями. В этих условиях возможности увеличения производства в одной хозяйственной единице должны корреспондировать с таким же процессом в смежных производствах, в транспортном обеспечении. А если учесть, что производство какого-либо конечного продукта предполагает взаимосвязь от 200 до 500 предприятий, можно представить, каков общий масштаб взаимоувязок хозяйственных . единиц. Эти пропорции в условиях рынка очень подвижны, тем более что каждая производственная единица обладает известной автономностью. 
 
Если при сохранении этой подвижности в условиях действия рыночных механизмов обеспечивается стабильное развитие всей экономической системы, мы говорим о сбалансированном, равновесном росте экономики. Равновесный, сбалансированный рост достижим при различных комбинациях ресурсов. Результат получается разный, поэтому сбалансированности можно достигнуть при разной эффективности производства. 
 
Сбалансированный рост и эффективный рост — не тождественные понятия, хотя они предполагают друг друга. 
 
Сбалансированность, или равновесие, характеризует состояние экономической системы как единого целостного организма. 
 
Необходимые, устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи между экономическими явлениями, имеющими «очаговое» распространение, регулируются законами локального характера (например, законом замещения факторов производства). Они обычно характеризуют развитие отдельной подсистемы или движение ее внутренних элементов. 
 
Экономические связи переплетаются, поэтому локальные пропорции сводятся к общей пропорциональности. Например, спрос на факторы производства зависит не только от механизма их замещения, но и от спроса на товары, которые производятся с помощью этих факторов; спрос на конечный товар зависит от структуры совокупного спроса. Однако обилую пропорциональность нельзя представить как механическую сумму локальных пропорций. Связанность экономических процессов неизбежно приводит к их соподчинению, корректировке, что формирует новый качественный уровень пропорциональности, вытекающей из единства экономики. Таким образом, пропорциональность системы нельзя рассматривать как явление, оторванное от нее. Субординационная зависимость и переплетение хозяйственных связей неизбежно предполагают взаимную согласованность всей системы общих, частных и единичных пропорций общественного производства, т.е. сбалансированное развитие экономической системы. 
 
Экономические пропорции не осуществляются с аптекарской точностью, ибо в условиях рынка велико влияние случайных процессов. Пропорциональность в народном хозяйстве прокладывает дорогу как тенденция, тем более, что отдельные элементы, звенья экономической системы обладают определенной автономностью. Поэтому согласование экономических процессов всегда относительно. Оно предполагает возможность определенных отклонений, в пределах которых процессы сбалансированности осуществляются на условиях развития самой экономической системы. 
 
Чтобы экономика развивалась сбалансировано, она должна опираться на резервы, которые необходимы для экономического маневра. В этом случае рынок насыщенный, предполагающий некоторый избыток товаров над спросом, создает в стране стабильность хозяйственных связей. Наличие запаса необходимых ресурсов локализует сбои производства, не дает им распространиться на широкую степень связанных между собой разделением труда хозяйственных проблем. Такой вид перепроизводства блокирует возникшую диспропорциональность и, что естественно, укрепляет устойчивость экономической системы. 
 
С другой стороны, при насыщенном рынке возрастает роль хозяйственного договора. В ситуации, когда трудность состоит не в том, чтобы купить товар, а в том, чтобы его продать, нарушение хозяйственного договора означало бы уменьшение возможности продаж, т.е. вело к потере доходов, что лишило бы предприятие конкурентоспособности. Поэтому в условиях насыщенной экономики хозяйственный договор строго соблюдается. 
 
Таким образом, проблемы сбалансированного (равновесного) роста и эффективного роста не всегда решаются одновременно. Но в долгосрочном периоде для общества характерно стремление к равновесию различных блоков экономической структуры при поступательном движении НТП. 
 
Проблемы экономического равновесия системы по-разному стоят в обществах, опирающихся на экстенсивный и интенсивный типы развития. 
 
Экстенсивное развитие в условиях устойчивого спроса обычно существенно не меняет сложившуюся структуру народно-хозяйственных пропорций. Общество в этом случае тиражирует имеющийся способ производства и в принципе может развиваться высокими темпами. Такая ситуация сохраняется до тех пор, пока общество не столкнулось с естественными ограничителями возможностей экстенсивного роста — нехваткой дополнительных ресурсов, особенно естественных. В условиях экстенсивного роста эта преграда, как правило, преодолевается за счет включения в хозяйственный оборот отдельных труднодоступных полезных ископаемых, что удорожает ресурсы. В результате единица стоимости ресурсов дает при переработке все меньший рост конечного продукта. Пропорциональность в экономике меняется при снижении ее эффективности, темпы экономического роста начинают падать. 
 
Экстенсивное развитие на деле показало свои экономические пределы. Общество, оказавшееся перед такой ситуацией, вынуждено переориентироваться на энерго-, материально- и фондосберегающие виды технического прогресса. В этом случае мы наблюдаем, как НТП способствует расшивке узких мест в общей пропорциональности производства и создает условия для достижения равновесия в национальном хозяйстве на новой технической и технологической основе. 
 
Исчерпание источников экстенсивного развития создает у общества острую потребность в поисках возможностей интенсивного роста. Интенсивное развитие усиливает риск предпринимательства, так как происходит переориентация производства на новый качественный уровень: новые средства производства, к которым следует приспособиться, новые требования к рабочей силе и системе управления. Все это предполагает не только новые, более объемные капиталовложения, но и новые хозяйственные решения. 
 
Общество, находящееся на рубеже перехода к интенсивному воспроизводству, а также при переходе к новому его качественному уровню, обычно не в состоянии на первых порах обеспечить мощный прирост общественного продукта, ибо экономика находится в условиях перестройки. Темпы экономического развития в таком случае снижаются. Это не означает, что общество не развивается. Если в нем происходят одновременно и структурные перестройки, оно не лишается при этом своего динамизма. Просто последний не улавливается в таком показателе эффективного роста, как темпы экономического роста. 
 
Итак, динамизм экономического развития выражается: 
 
1) в темпах экономического роста; 
 
2) в прогрессивных структурных перестройках, в становлении хозяйственной пропорциональности. 
 
О чем говорят нулевые темпы роста? Они не всегда сопровождаются стагнацией общества. Если в это время общество переходит на рельсы прогрессивных форм технического и технологического развития, оно находится на стадии становления нового витка экономического равновесия. В этот период оно не в состоянии осуществлять одновременно экономическую перестройку и наращивать производство. Увеличения темпов можно ожидать в последующий период. 
 
По-видимому, каждый этап поступательного движения имеет свои пределы темпов роста. Темпы роста не должны претендовать на то, чтобы стать единственным критерием эффективного роста. Именно такой подход к проблеме экономического роста был характерен для советских программ периода 30-70-х годов, китайской политики больших скачков в 60-е годы. Разновидностью такого подхода можно считать недавнюю программу ускорения экономического и технического развития народного хозяйства СССР середины 80-х годов. 
 
Динамизм экономических процессов, усиливающийся НТП вносят существенные новации в механизм экономического роста. Ускоряется процесс насыщения возникающих потребностей, усиливается мобильность структурных перестроек национального хозяйства. За более короткий срок морально устаревают экономические пропорции и одновременно сокращаются сроки формирования нового уровня экономического равновесия. Эффективно развивающаяся экономика не та, которая лишена диспропорций, а та, которая мобильно перестраивается на их ликвидацию, обеспечивая себе условия для дальнейшего сбалансированного роста. 
 
Итак, способность экономики динамично перестраиваться, переходя на более высокий уровень сбалансирования с наименьшими потерями ресурсов и продукции, — одно из главных проявлений эффективного развития общества. Неизбежность потерь при такой перестройке требует от общества защитных мер от их возможного роста. Среди них следует особо отметить образование специальных хозяйственных резервов сверх страхового фонда, так называемого фонда стабилизации, предназначенного для экономического маневра как средства для ликвидации непредвиденных диспропорций. 
 
Определение пространственно-временных условий внутреннего взаимодействия между реальным соотношением совокупных величин потребления, инвестирования и дохода и научным описанием данного явления основными макроэкономическими школами в рамках экономической теории является основой понимания содержания практического и теоретического представления данного явления. Кроме того, это — средство адекватизации теоретических представлений основных экономических школ практике пространственно-временных закономерностей реального рыночного пространства.

 

11, Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

  • Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • Борьба с инфляцией;
  • Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование  рынка ставит перед собой следующие  цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или  отклонение.

Методы государственного регулирования, с помощью которых  достигаются вышеуказанные цели:

  • Путем контроля за объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;
  • Путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;
  • Путем установления фиксированных цен.

Введение налога на конкретную сферу производственной деятельности вызывает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар. Дотация представляет обратную сторону налога, устанавливающаяся  в определенном проценте к стоимости  товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации  получают чаще всего производители, хотя существует реальная возможность  получения и частному лицу. Фиксированные  цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен  равновесия. Таким образом, методы позволяют  регулировать цены на рынках государством.

Государственное регулирование рынка труда.

Государственное регулирование  рынка труда является особой сферой деятельности государственного вмешательства  в социально-экономические процессы многогранными подходами и средствами. Оно направлено на получение рациональных результатов в социально-экономических  условиях относительно уровня занятости  работоспособного населения, соответствия профессионального уровня занимаемых рабочих мест, а также решение  проблем безработицы.

Информация о работе Типы экономических систем