Типы экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 07:28, лекция

Описание работы

В процессе развития общества возникают экономические проблемы, связанные с ограниченностью ресурсов и альтернативными издержками, которые требуют решения.
Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 374.15 Кб (Скачать)

Функции рынка 

  1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
  2. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
  3. Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
  4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
  5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
  6. Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Рынок как таковой можно  рассматривать более детально в  нескольких видах и типах. На рис. 4 представлена структура рынка. Однако эту характеристику можно расширить.

 
Рис. 4. Структура рынка

Конкуренция это соперничество  между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли-продажи  товаров и услуг.

Формы конкуренции:

  • внутриотраслевая;
  • межотраслевая.

Существует два вида конкуренции:

  1. Совершенная конкуренция.
  2. Несовершенная конкуренция:
    • монополистическая конкуренция;
    • олигополия;
    • частая монополия.

_____________________________________________________________________

3.  Спрос на какой-либо товар  или услугу - это желание и возможность  потребителя купить определенное  количество товара или услуги  по определенной цене в определенный  период времени.

Различают:

  • индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
  • рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Шкала спроса - таблица, которая  показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам  в определенный период времени.

Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.

Цена, Р

1

2

3

4

Величина спроса, Q

30

20

15

10


 
Рис. 5. Кривая спроса

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители  согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние  на спрос:

  • доходы потребителей;
  • вкусы и предпочтения потребителей;
  • цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
  • запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
  • информация о товаре;
  • время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике  при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.

Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену. 

      Предложение  какого-либо товара или услуги - это готовность производителя  продать определенное количество  товара или услуги по определенной  цене за определенный период  времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода  времени.

Шкала предложения - таблица, в которой показана зависимость  объема (величины) предложения от цены.

Таблица 7. Шкала предложения  товара

Цена, Р

1

2

3

4

Величина спроса, Q

10

15

20

30


 
Рис.6. Кривая предложения

Зависимость между объемом  и ценой предложения выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения  товара увеличивается, если цена на товар  возрастает и наоборот.

Изменение объема предложения  происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения  на графике сдвигается.

Факторы, оказывающие влияние  на предложения:

  • изменение цен на факторы производства;
  • технический прогресс;
  • сезонные изменения;
  • налоги и субсидии;
  • ожидания производителей;
  • изменение цен на сопутствующие товары.

 

Совместим на одном графике  линии спроса и предложения.

 
Рис. 7. Рыночное равновесие

Как видно из рис. 7., линии спроса и предложения пересекаются в точке Е. В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точке  называется равновесным объемом  рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором  объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке  цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

Рассмотрим сначала ситуация, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис. 3.4. этой цене http://rudiplom.ru/ будет соответствовать  Р' > Ре. При этой цене объем предложения составит Qs', а объем спроса Qd'. Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителям не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен Qs' - Qd'.

Производители, обнаружив  у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех  пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.

Если установившаяся на рынке  цена будет ниже равновесной (Р'' < Ре), то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения (Qd''>Qs'') и на рынке образуется дефицит товара, равный Qd'' - Qs''. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня Ре. 

_________________________________________________________________________________

10. Экономические циклы

Экономические циклы - это периодические колебания деловой активности в обществе. Цикл представляет собой интервал времени в развитии экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост.

Теория цикла исследует причины, вызывающие изменение активности общества и ее основная цель заключается в  изучении волнообразного развития человечества.

Экономический цикл - это следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет. 

Экономический цикл - это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры (конъюнктура рынка - это совокупность экономических показателей и факторов, которые влияют на рынок).

Экономические цикл характеризуются  периодическими колебаниями производства, занятости и уровня цен.

Отдельные экономические  циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и  интенсивности, но тем не менее все они имеют одни и те же фазы:

  1. Пик. В экономике наблюдается наиболее высокая занятость (близкая к полной) и производство работает на полную или почти полную мощность. Высокие ставки заработной платы и ссудного процента. Уровень цен имеет тенденцию к повышению. Рост деловой активности прекращается.
  2. Спад (рецессия). Производство и занятость сокращаются. В результате превышения http://rudiplom.ru/ предложения над спросом на рынке товаров может начаться падение цен. Капитал, не находящий применения в промышленности и торговле стекается в банки, что приводит к росту наличности при незначительном спросе на нее. Безработица растет, ставки заработной платы уменьшаются, ссудный процент снижается.
  3. Впадина (низшая точка спада). Характеризуется перепроизводством товаров, низким платежным спросом, в результате избытка предложения может произойти падение цен и сокращение объемов производства. Безработица растет. Уровень жизни снижается. Совокупный спрос уменьшается. Ссудный процент увеличивается. Начинается кризис кредитной сферы. Затяжной спад называется депрессией.
  4. Подъем. Характеризуется восстановлением объема производства до прежнего уровня, сокращением безработицы. Начинают повышаться цены на товары. Растет спрос на ссудный капитал.

Выделяют следующие причины  экономических циклов:

  1. Внутренние:
    • изменение в потреблении;
    • изменение инвестиционных расходов;
    • изменение государственных расходов;
    • изменения, происходящие в международной торговле.
  2. Внешние:
    • технологические изменения;
    • катаклизмы (стихийные бедствия, катастрофы, войны).

Безработным считается человек, который в данный момент времени  занимается поиском работы. Люди пенсионного  возраста к безработным не относятся.

Выделяют следующие виды безработицы:

  1. По продолжительности существования:
    • краткосрочная;
    • долгосрочная.
  2. По характеру проявления:
    • открытая (учитывает официальную статистику);
    • скрытая.
  3. По степени охвата различных групп населения:
    • основная (безработица лиц трудоспособного возраста);
    • молодежная;
    • остаточная (среди работников с ограниченной трудоспособностью и лиц пенсионного и предпенсионного возраста).
  4. По отношению безработных к занятости:
    • фиктивная;
    • действительная.

Типы безработицы:

  1. Фрикционная. Связана с переходом с одной работы на другую, поиском или ожиданием работы.
  2. Структурная. Вызывается реорганизацией производства и изменениями в потребительском спросе.
  3. Циклическая. Вызывается экономическими циклами.
  4. Сезонная.
  5. Уровень безработицы определяется по формуле:
  6. где УрБ - уровень безработицы;  
    Б - число безработных;  
    РС - рабочая сила. 

Информация о работе Типы экономических систем