Теория приватизации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать основные формы, этапы, направления и обобщить результаты приватизации в России.

Задачи исследования: изучить основные формы и этапы приватизации; проанализировать основные направления приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы; рассмотреть результаты приватизации в России.

Содержание

Введение………………….……………………………………………………….3

1 Теория приватизации……………………………………………….………..…5

1.1 Сущность приватизации…………………………………………………...…5

1.2 Формы и методы приватизации……………………………………...…...…8

2 Проведение приватизации в России…………………………………………11

2.1 Необходимость приватизации собственности в России.…………………11

2.2 Этапы приватизации в России…………………………………….………..13

3 Итоги российской приватизации……………………………………..………22

Заключение……………………………………………………………..………..25

Глоссарий………………………………………………………….……..……....28

Список использованных источников………………………………….…….…29

Приложение А………………………………………………………….…..……30

Приложение Б………………………………………………………..…….……

Работа содержит 1 файл

Теория приватизации.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     Открытый  и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

     Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

     Прямая  продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

     Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

     Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

     Приватизация  сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Проведение приватизации  в России 

     2.1 Необходимость приватизации  собственности в России 

      Подавляющее преобладание в нашей стране государственной  собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.

      Приватизация – по закону РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» - это приобретение у государства и муниципальных органов в частную собственность предприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов в капитале АО.

      Из  этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

      Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

  • приватизация собственности;
  • самостоятельность субъектов рынка;
  • система социальной поддержки населения;
  • право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
  • устойчивость рубля и денежного обращения;
  • демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
  • система социальной поддержки населения;
  • наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
  • право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
  • развитие внешнеэкономических связей;
  • формирование у людей рыночных норм поведения.

      Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

      При этом важную роль при достижении целей  приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

  • преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
  • преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
  • стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;
  • изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

      При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: 1)государственные предприятия, 2)частный бизнес, 3)народные предприятия, 4)акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, 5)акционерные негосударственные предприятия.

      Такая структура и характерна для многоукладной  рыночной экономики. Рынок необходим  для российского государства, как  средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой. 

     2.2 Этапы приватизации  в России 

     В июле 1991г. были приняты закон о  приватизации государственных и  муниципальных предприятий и  государственная программа приватизации. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом.3 В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

     Окончательная версия программы приватизации была принята президентским указом в июне 1992г. Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой – между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетам, отдаваемым работникам предприятий. Программа стала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994гг. Программа приватизации предусматривала разделение всех крупных предприятий на несколько  групп:

  1. подверженные обязательной приватизации (предприятия легкой промышленности, в частности, текстильные, пищевые и мебельные);
  2. приватизируемые по специальному разрешению ГКИ (крупные Машиностроительные предприятия);
  3. приватизируемые по специальному разрешению правительства (основные предприятия в стратегических отраслях – добыче полезных ископаемых и оборонной);
  4. предприятия, приватизация которых запрещена (медицинские учреждения).

     Из  приватизационного процесса оказались  исключены предприятия, имеющие  очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с самого начала для приватизации предполагались лишь предприятия с сомнительной ценностью.

     Ряд государственных предприятий был  исключен из программы приватизации, потому что они:

    • не могли бы выжить без массивных государственных субсидий и сразу бы обанкротились;
    • были прибыльными и поэтому избежали ваучерной приватизации в ожидании следующего этапа денежной приватизации;
    • были исключены правительством из программы приватизации;
    • предназначались для более поздней приватизации группами с обширными политическими связями и влиянием.

     Согласно  программе, крупные предприятия  должны быть преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), а затем  приватизированы комбинированным способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также ваучерных аукционов, и только потом открывался доступ для внешних инвесторов.

     Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г. Каждый ваучер (Приложение В), который мог получить любой гражданин за 25 руб., имел номинальную стоимость в 10000 руб. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

     В первичном размещении акций большинства  компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

     Трудовые  коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних - увеличилась почти вдвое.

     Крупные институциональные инвесторы проявили интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации.

     Результаты  ваучерного этапа оказались более  скромными, чем ожидалось: приватизированные предприятия не получили никаких дополнительных инвестиционных ресурсов. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора.

     Массовая  приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди множества индивидуальных собственников. В результате массовой приватизации 1992-1994гг. были разрушены старые механизмы контроля, а новые не были созданы. Административный контроль со стороны профильных министерств и ведомств стал уже невозможен, а рыночные механизмы контроля со стороны акционеров и фондовой биржи еще не начали действовать. 4

     После 1 июля 1994г. приватизация (покупка и  продажа акций и ваучеров) продолжалась только за деньги. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995г. и имел две основные цели:

    • пополнение государственного бюджета;
    • инвестиционная поддержка приватизированных компаний.

     Уже в середине 1995г. количество приватизированных  предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

     На  денежном этапе продажа акций  уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компании.

     Намеченная  схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам:

  • на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухания спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний;
  • у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг;
  • из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

Информация о работе Теория приватизации в России