Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа
Актуальность данной темы: Я выбрала эту тему для написания курсовой работы, потому что, несмотря на столь давнее происхождение, эта темы остается актуальной и в наше время, так как основные вопросы, рассмотренные в теории предельной полезности, могут оказать существенную помощь для создания, развития и прибыльной деятельности современного, нацеленного на рыночные отношения предприятия.
Введение. ………………………………………………………......................3
1. Концепция субъективной ценности……………………………………...5
Полезность, ценность, цена……………………………………………5
Убывающая полезность. Первый закон Г. Госсена. Предельная полезность…………………………………………………………………………..14
Объективная меновая ценность. Второй закон Г. Госсена. Принцип редкости и ограниченности ресурсов……………………………………………..17
2. Теория потребительского выбора……………………………………….19
2.1. Принцип предпочтения…………………………………………………21
2.2. Модель потребительского выбора. Бюджетное ограничение, кривые безразличия…………………………………………………………………………22
2.3. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность замещения. ….26
Заключение. ………………………………………………………………..29
Список использованной литературы. ………………………………….32
Приложение1. ……………………………………………
Предположим, что цена на "Жемчуг" снизилась. Тогда, покупая то же количество зубной пасты, каждый потребитель экономит и у него высвобождается какая-то сумма для приобретения других товаров. Иными словами, он становится немного богаче, его реальный доход увеличивается, и он может приобретать большее количество различных товаров, в том числе и пасты "Жемчуг". Прирост спроса на подешевевший товар, вызванный увеличением реального дохода потребителя, называется эффектом дохода. Экономическое содержание эффекта дохода определяется возможностью приобрести большее количество данного блага при снижении цен на него и сохранении прежней величины дохода.
Эффект дохода находит свое проявление в грех формах. Во-первых, он может совпадать с эффектом замещения, если весь сэкономленный доход в результате понижения цен идет на приобретение данного блага. Во-вторых, эффект доходе снижает действенность эффекта замещения, если только часть сэкономленного на ценах дохода направляется на дополнительное приобретение благ. В-третьих, эффект дохода порождает отрицательный эффект, если снижение цен на товар сопровождается падением спроса на него.
Эффекты дохода и замещения действуют несколько иначе, когда речь идет о низших товарах. Наиболее ярким примером может служить влияние цен и доходов на спрос на продукты питания, относящихся к категории низших.
Предположим, что мы считаем картофель низшим товаром. Однако из-за очень низких доходов не можем исключить его из рациона. Как только наш доход возрастет, мы тут же откажемся от части картофеля и переключимся на другие продукты питания. Но если доход не возрастает, а продолжает оставаться низким, то при понижении цен на картофель мы увеличим его потребление. Сработает эффект замещения: мы начнем замещать картофелем другие продукты, которые станут для нас относительно дороже.
Таким образом, применительно
к низшим товарам эффекты дохода
и замещения действуют в
Как правило, применительно
к низшим товарам эффект замещения
действует сильнее эффекта
Однако возможна гипотетическая ситуация, когда рост цены на низший товар приведет к увеличению спроса на него. Такое может происходить, когда на приобретение какого-то конкретного низшего товара тратится существенная доля дохода потребителя. Предположим, что мы настолько бедны, что потребляем только картофель и макароны. Предположим также, что цена на картофель возрастет, но не на столько, чтобы он стал дороже макарон. Рост цен на картофель окажет сильное воздействие на наше благосостояние - оно станет еще хуже. Тем не менее, нам придется заменить подорожавшим картофелем еще более дорогие макароны. Таким образом, спрос на картофель увеличится при росте цены на него. Наклон кривой нашего спроса на картофель станет положительным. Ситуация, когда рост цены приводит к росту величины спроса, была описана английским ученым Р.Гиффеном. Поэтому низшие товары, затраты на приобретение которых занимают значительное место в потребительском бюджете и кривая спроса на которые имеет положительный наклон, называют товарами Гиффена.
Заключение.
При изучении данной темы экономической теории можно сделать несколько важных выводов. Теория предельной полезности базируется на том, что хотя потребности людей вообще говоря, безграничны - потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара. Теория предельной полезности расходится с другими теориями на почве проблемы соизмерения разнородных потребительских стоимостей, или полезностей. Вообще, без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных или духовных благ никакая экономическая деятельность вообще была бы невозможна.
Согласно теории полезности, в основе цен товаров лежит их ценность, определяемая как суждение субъектом значимости благ, находящихся в его распоряжении, полезность благ рассматривается с точки зрения потребителя (покупателя). С его позиций товары классифицируются на товары-субституты,т. е. товары относительно взаимозаменяемые, и товары-комплементы, т.е. товары, которые в процессе потребления взаимно дополняют друг друга.
Согласно законы убывающей полезности, ценность каждого последующего блага при наращивании его запаса падает и достигает нулевого значения в точке полного насыщения (первый закон Госсена). В данном случае речь идет с предельной полезности блага, т.е. полезности, относящейся к каждой дополнительной его единице.
Учитывая тот факт, что потребителю необходимы многие блага, возникает задача оптимизации потребительского выбора. При недостаточности благ для полного насыщения необходимо приостановить потребление всех благ на уровнях, где интенсивность удовлетворения от их потребления становится одинаковой (второй закон Госсена).
Из теории предельной полезности выведен принцип предпочтения, в соответствии с которым осуществляется выбор наиболее предпочтительного набора благ, нашедший отражение в кривых безразличия. Кривая безразличия выражает индифферентность покупателя к различным комбинациям наборов благ, так как утрата получения дополнительного количества одного блага компенсируется получением дополнительного количества другого блага.
Кривые безразличия (карта кривых безразличия) выражают всевозможные желания покупателей приобрести наиболее предпочтительную комбинацию благ. Однако желания каждого покупателя ограничены его бюджетными возможностями (доходом). Поэтому бюджетная линия является ограничителем выбора предпочтительных наборов благ. Точка касания бюджетной линией покупателя одной из множества кривых безразличия указывает на совпадение желаний и возможностей покупателя, т.е. на равновесное состояние потребителя.
Эффект замещения заключается
в сокращении (увеличении) потребления
определенного блага при
Данная тема остается
актуальной и в наше время. Людьми
ценятся самые различные
Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме оптимального решения при использовании ограниченных ресурсов. Впервые в экономической теории был использован принцип предельности, который стал применяться в прикладных экономических науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с главенства затрат на конечные результаты. И, наконец, экономическая теория впервые приняла в качестве исходного момента субъективную мотивацию экономического поведения индивидов, т.е. повернулась лицом к человеку - производителю и потребителю.
Список использованной литературы.
Приложение 1.
Предельная полезность, основанная на поэлементной ее оценке.
Потребительские свойства |
Блага (товары) | |||
Телега |
Пролетка |
Карета |
Автомобиль | |
Способность передвижения |
50 |
250 |
1000 |
20000 |
Отсутствие тряски |
- |
150 |
700 |
7000 |
Защита от непогоды |
- |
- |
500 |
5000 |
Скорость и другие удобства |
- |
- |
- |
4000 |
машинного двигателя |
- |
- |
- |
4700 |
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.