Теория предельной полезности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы: Я выбрала эту тему для написания курсовой работы, потому что, несмотря на столь давнее происхождение, эта темы остается актуальной и в наше время, так как основные вопросы, рассмотренные в теории предельной полезности, могут оказать существенную помощь для создания, развития и прибыльной деятельности современного, нацеленного на рыночные отношения предприятия.

Содержание

Введение. ………………………………………………………......................3
1. Концепция субъективной ценности……………………………………...5
Полезность, ценность, цена……………………………………………5
Убывающая полезность. Первый закон Г. Госсена. Предельная полезность…………………………………………………………………………..14
Объективная меновая ценность. Второй закон Г. Госсена. Принцип редкости и ограниченности ресурсов……………………………………………..17
2. Теория потребительского выбора……………………………………….19
2.1. Принцип предпочтения…………………………………………………21
2.2. Модель потребительского выбора. Бюджетное ограничение, кривые безразличия…………………………………………………………………………22
2.3. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность замещения. ….26
Заключение. ………………………………………………………………..29
Список использованной литературы. ………………………………….32
Приложение1. ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая тема10.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Отталкиваясь от своего первого закона, Госсен сформулировал  свой второй закон, известный также как точка равновесия потребителя, суть которого состоит в том, что "общее количество потребляемых благ устанавливается таким, при котором равны предельные полезности каждого блага". Иначе говоря, потребляя одновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой набор их, в котором предельные полезности каждого блага равны, или приносят ему одинаковое удовлетворение.

Из этого закона вытекает закон равных предельных полезностей  благ, покупаемых на одну денежную единицу  или на определенную фиксированную сумму. В соответствии с ним каждый товар пользуется повышенным спросом вплоть до момента, когда предельная полезность данного товара, приходящаяся на одну денежную единицу, не становится равной предельной полезности всех других товаров, приходящейся на ту же единицу. Наступление такого момента называется состоянием равновесия однорублевых предельных полезностей всех товаров.

Речь идет о выборе товаров и услуг из тех, которые  потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета и которые принесут ему наибольшее удовлетворение, выгоду. А это требует такого распределения денежного дохода, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продукта, приносил бы потребителю одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности может быть записано следующим выражением:

Предельная полезность блага А :

Цена блага А = Предельная полезность блага Б : Цена блага Б.

Уравновесив свои предельные полезности в соответствии с только что сформулированным правилом максимизации полезности, потребитель оказывается в состоянии равновесия, которое выражает неизменность структуры расходов до тех пор, пока остаются неизменными условия: вкусы, цены, доходы.

 

2. Теория потребительского  выбора.

Раздел экономики, анализирующий то, как ведут себя потребители при покупке товаров и услуг, называется теорией потребительского выбора. Эта теория базируется на предпосылке, что потребители в своем выборе стремятся максимизировать совокупную полезность приобретаемых ими товаров. Другой предпосылкой является то, что в качестве потребителей рассматриваются в основном домашние хозяйства.

Поведение типичного  потребителя в рыночной экономике  представляет существенный интерес. Суть теории такова: каким образом потребители  будут расходовать свои денежные средства между различными товарами и услугами, которые они могут купить. Чтобы это понять, необходимо проанализировать факторы, влияющие на поведение потребителя. "Максимум товаров и услуг при минимуме расходов" - такое поведение потребителя рассматривается как разумное поведение. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги "все, что можно", или, используя специальную терминологию, максимизировать совокупную полезность.

При изучении спроса потребителей на какой-либо товар сначала следует тщательно проанализировать потребительские предпочтения, т.е. понять, почему, исходя из каких качественных критериев потребители предпочитают один товар другому. Следующим этапом станет учет бюджетных ограничений, т.е. ограниченных доходов потребителей, которые влияют на их выбор. И, наконец, путем соединения информации о потребительских предпочтениях и бюджетных ограничениях можно определить, какие именно товары будут приобретены потребителями, чтобы максимально удовлетворить потребности при ограниченных средствах.

Редкость - основополагающее условие существования любой  экономической

системы, ограниченность ресурсов преследует нас неизбежно и повсюду. Делать выбор в условиях ограниченных ресурсов необходимо и при ведении семейного  хозяйства, и менеджеру любой фирмы, и правительству даже самого убогого государства.

Однако люди не хотят  мириться с таким положением. Они  стремятся больше зарабатывать, экономить  и изыскивают новые возможности  производства. Тем не менее необходимость  делать выбор между относительно редкими ресурсами и товарами остается.

Теория потребительского поведения должна учитывать экономическую  ценность времени. И потребление, и  производство имеют одну общую черту - они требуют времени. Время - представляет собой ценный экономический ресурс. Поэтому логично утверждать, что рыночное цены должны включать в себя и ценность времени, необходимого для потребления данного товара или услуги. Иными словами, с точки зрения пенсионера, живущего на скромное пособие и в изобилии располагающего временем, целесообразно тратить несколько часов в день на поиск наиболее дешевых товаров. С точки зрения высокооплачиваемого юриста благоразумно посещать рестораны и дорогие магазины.

Высокая производительность труда, характерная  для развитых обществ, придает времени высокую рыночную ценность, в то время как для менее развитых стран как раз обратное. Однако экономическое развитие не способно обеспечивать изобилие во всех отношениях. Совокупное изобилие - как товаров, так и времени - представляет собой логическое противоречие. Экономика передовых государств богата товарами, но бедна временем, тогда как слаборазвитые страны богаты временем, но бедны товарами.

 

2.1 Принцип предпочтения.

 

Нарастающая неудовлетворенность  анализом цен и спроса на основе теории предельной полезности и методологического принципа причинно-следственных связей обусловила поиск новых направлений развития экономической теории. В результате был взят на вооружение функциональный принцип вместо причинно- следственного подхода, принцип предельной полезности был заменен принципом предпочтения одного набора благ другому.

Во-первых, это сняло  такой сложный вопрос, как выявление  основы стоимости и цены, ибо теперь можно брать две категории  и рассматривать во взаимосвязи, взаимодействии, не ломая голову над тем, где причина, а где следствие. Во- вторых, это существенно расширило использование математического аппарата в экономических исследованиях.

Средний потребитель  имеет достаточно отчетливую систему  предпочтений в отношении товаров  и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают покупать. [7, Гл. 9.С.171-172]

 

 

2.2 Модель потребительского  выбора. Кривые и карты безразличия. Бюджетная линия.

Затруднения в логике доказательства предельной полезности в качестве основополагающей категории  ценообразования и формирования спроса привели к необходимости  перехода от предельной полезности к  предпочтению, когда речь идет о выборе наиболее предпочтительного набора потребительских благ среди множества наборов. Это так называемая ординалистическая функция нашла свое выражение в кривых безразличия. В основе кривых безразличия лежит понятие потребительской корзины - набора товаров и услуг, необходимого для удовлетворения потребностей человека.

Кривая безразличия - это графическое отражение набора потребительских корзин, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень  полезности. Иными словами, любая  точка на кривой безразличия отражает набор товаров, обеспечивающий одинаковую суммарную полезность, к каждому из этих наборов человек относится одинаково.

Кривые безразличия  воплощают в себе "субъективную" информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукта А или продукта В. На рисунке (Приложение 2) представлена гипотетическая кривая безразличия, включающая продукты А и В. Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую совокупную полезность А и В при любой их комбинации, показанной на графике; следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.

Очевидно, что в силу своих вкусов, пристрастий и обстоятельств  каждый потребитель имеет свою собственную  карту предпочтений.

Кривые безразличия  обладают следующими свойствами.

1. Кривых безразличия  на каждой карте может быть  сколь угодно много.

2. Кривые, расположенные  дальше от начала координат,  соответствуют более высоким  уровням совокупной полезности.

.3. Кривые безразличия,  принадлежащие одной карте предпочтений, никогда не пересекаются, так как каждая из них показывает только один уровень полезности, отличный от других.

  1. Кривые выгнуты в сторону от начала координат. По мере того как мы продвигаемся по кривой вправо, абсолютное значение ее наклона уменьшается, а кривая становится все более пологой. Такая форма кривой обусловлена убыванием предельной нормы замещений, что в свою очередь связано с убыванием предельной полезности.

Кривая безразличия  в приложении 2 соответствует некой  постоянной величине совокупной полезности, или удовлетворения. В то же время существует возможность - и весьма полезная для нашего анализа - изобразить целую серию кривых безразличия, или, другими словами, карту безразличия, как показано в Приложении 3.

Склонность потребителя  к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар купит. Ограничивают потребление два фактора: цена товара и доход потребителя. Иными словами, доходы и расходы потребителя (его бюджет) ограничивают его покупательскую способность. Бюджетные ограничения оказывают сильное влияние на поведение потребителей. Бюджетная линия позволяет отразить графически альтернативные сочетания благ, которые и могут быть приобретены потребителем при заданном уровне его доходов и заданных ценах этих благ (Приложение 4).

По существу мы имеем  дело с функцией предпочтения множеств потребительских наборов, представленных кривыми безразличия. Карта кривых безразличия указывает на порядок  предпочтений, отдаваемых покупателями в зависимости от их устремлений, но ничего не говорит о величине полезности одной комбинации благ по сравнению с другой.

Для определения покупательной  способности потребителей обычно строят бюджетные линии.

Бюджетная линия, или  линия возможностей потребителя, показывает различные комбинации продуктов, которые могут быть приобретены при том или ином доходе. Бюджетная линия строится следующим образом. На осях координат откладываются интересующие нас товары или их наборы, представим себе упрощенную двухпродуктовую модель потребностей человека. Обладая определенным доходом, он удовлетворяет все свои потребности с помощью только блага В и А. Для того чтобы построить бюджетную линию, определяют точку на оси абсцисс, которой соответствует то количество товара В, которое можно было бы приобрести, если весь доход израсходовать исключительно на данный товар. Предположим, что на весь доход потребитель приобрел 12 ед. товара В. Аналогичным образом рассуждая в отношении товара А, можно найти точку на оси ординат, которая соответствует тому количеству товара А, которое в состоянии приобрести потребитель, если весь свой доход израсходует на покупку только этого товара. В нашем случае - 8 ед. товара А.

Соединив точки прямой, получим бюджетную линию, любая  точка которой показывает комбинацию благ А и В, которую может приобрести покупатель при данном уровне доходов.

Уравнение бюджетной  линии имеет следующую формулу:

 Д = Х*Цх + Y *Цу,

 где Д - доход; X и Y - количество товаров;

Цх, Цу - цены товаров X и Y.

Два свойства бюджетной  линии заслуживает внимания.

Изменение дохода; расположение линии зависит от величины денежного дохода, т.е. увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, уменьшение денежного дохода перемещает влево.

Изменение цены: изменение  цены продуктов также приводит к  перемещению

бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо. И наоборот, увеличение цен перемещает график влево.

Имея кривые безразличия, выражающие предпочитаемые наборы благ относительно друг друга, а также бюджетные  линии, выражающие покупательские возможности потребителей, можно совместить эти графики (приложение 5). При этом происходит сверка потребностей с возможностями. Проведенная бюджетная линия определенной группы потребителей или потребителя непременно коснется одной из множества кривых безразличия. Данная точка касания и будет выражать собой состояние "равновесия потребителя", ибо она отражает совпадение желания (то, что он хочет купить, - кривая безразличия) и возможности (то, что он может купить, - бюджетная линия).

 

2.3 Эффект замещения и эффект дохода. Принцип предпочтения.

 

Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности, используя кривые безразличия и  бюджетные линии.

Эффект, обусловленный  изменением цен, носит название эффекта  Слуцкого - Хикса и включает две составляющие: эффект замещения и эффект дохода.

Если цена на какой-либо товар падает или растет цена на аналогичный товар- конкурент, то при  прочих условиях люди покупают большее  количество данного товара. Людям  свойственно заменять товаром с более низкой ценой другие товары, которые относительно дороже. И наоборот, если цена данного товара растет или дешевеют товары-конкуренты, то они становятся для покупателя относительно дешевле и он начинает замещать подорожавшие товары другими.

Например, если цена на зубную пасту "Жемчуг" снизится или если повысятся цены на конкурирующие  с ней иностранные зубные пасты, то спрос на "Жемчуг" повысится. То же относится к одежде, обуви, бытовой технике и любым другим товарам. Появление более дешевых аналогичных по качеству и предназначению товаров приводит к замещению ими более дорогих. Прирост величины спроса на товар, вызванный его относительным удешевлением и замещением этим товаром других, ставших теперь относительно дороже, называется эффектом замещения.

Информация о работе Теория предельной полезности