Теория предельной полезности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Изучая данную тему, я поставил перед собой прежде всего две задачи:
доказать, что теория предельной полезности живет и поныне и выполняет не самую последнюю функцию;
определить для себя механизм поведения при выборе одного товара из двух.

Эти задачи преследовали одну общую цель - …

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Теория предельной полезности………………………………………………...3 – 4

Основоположники теории предельной полезности.......................................................5 – 9 Революция в теории стоимости………………………………………………...5 – 6

Австрийская школа…………………………………………………………….6

Теория К. Менгера …………………………………………………….......7 – 8

Теория Е. Бем-Баверка …………………………………………….............8 – 9

Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости………….10 – 11

Стоимость и маржинализм……………………………………………….10

Парадокс Смита…………………………………………………………..10 – 11

Ценность и предельная полезность………………………………………....11

Стоимость – общественное явление………………………………………....11

Закон убывающей предельной полезности……………………………………...12 – 21

Предельная полезность……………………………………………….…...12 – 13

Кривые безразличия……………………………………………….……...16 – 19

Законы Госсена…………………………………………………………...19 – 20

Измерение величины полезности……………………………………...…...20 – 21

Аксиомы поведения потребителя……………………………………...…..21

Временной аспект в теории потребительского поведения……………………


Максимизация общей полезности……………………………………………...22 – 24

Правило максимизации полезности………………………………………...22 – 23

Максимизация полезности и благосостояние……………………………......23

Принцип равенства предельной нормы замещения………………....…...…....23 – 24

Заключение…………………………………………………………………....25

Литература…………………………………………………………….….....26

Работа содержит 1 файл

КуРсОвИк.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

    Пример (табл.2). Комбинация продуктов А и В, максимизирующая полезность при доходе в 10 $. Продукт А: цена = 1 $. Продукт В: цена = 2 $. 

    Таблица 3. Количественное измерение предельной полезности яблок с помощью ютилей 

Единицы продукта А В
Предельная  полезность (ютили) Предельная  полезность на 1 долл. Предельная  полезность (ютили) Предельная  полезность на 1 долл.
Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая

Шестая

Седьмая

10

8

7

6

5

4

3

10

8

7

6

5

4

3

24

20

18

16

12

6

4

12

10

9

8

6

3

2

 

    В какой последовательности и в  какой комбинации должен купить потребитель  товары А и В, чтобы максимально полезно использовать свои 10$?

    Сначала следует потратить 2$ на покупку товара В, так как первая его единица имеет предельную полезность в расчете на 1$ 12 ютилей. Затем первую единицу А и вторую В. Итак, 5$ мы уже потратили. Смотрим дальше. Покупаем третью единицу товара В (предельная полезность на 1$ = 9). На оставшиеся 3 долл. покупаем вторую единицу товара А (предельная полезность на 1$ = 8) и четвертую товара В (предельная полезность на 1$. = тоже 8). Комбинация товаров, максимизирующая полезность для данного потребителя, достигается при покупке 2 единиц товара А и четырех единиц товара В.

    Потребитель максимизирует полезность путем  выбора такого потребительского набора, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношения предельной полезности к цене одинаковы для всех благ. Это и есть оптимальный набор продуктов.

    Максимальная  полезность при покупке продуктов  достигается в том случае, если бюджет будет распределен таким  образом, что каждый последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, принесет одинаковую предельную (добавочную) полезность.

    Правило максимизации полезности может быть представлено в виде формулы:

    

    Введем  обозначения: цены товаров – Рx, Рy, Pz; предельные полезности товаров – MUx, МUy, МUz.

    Тогда правило максимизации примет вид:

      

    Максимизация  полезности и благосостояние. 

    Весомый вклад в решение проблемы измерения  и максимизации полезности внес А.Маршалл. Теория благосостояния Маршалла, предполагая постоянную предельную полезность денег, позволила измерить полезность благ с точностью до общего множителя, что воплощено в известном правиле максимизации полезности. В «Математическом приложении П» к своим «Принципам экономической науки» Маршалл характеризует условия равновесия при потреблении товара х как МUx = Рx * МUn. В применении ко всем товарам это дает закон равенства отношений предельных полезностей к ценам:

    

    МUn – Маршалл называет предельной полезностью денег, придавая деньгам роль общего множителя, делающего предельные полезности сравнимыми.

    Принцип максимизации, используемый для анализа  поведения потребителя при распределении определенного дохода во время покупок, применялся и в других экономических концепциях, поскольку имеются общий принцип и методы анализа. Общий принцип – это упорядоченный перебор ряда допустимых состояний, выражаемый соответствующими значениями максимизируемого показателя. Этот показатель может быть полезностью, прибылью или продуктом в натуральном выражении. Оптимальное состояние достигается при максимально возможном значении данного показателя. 

    Принцип равенства предельной нормы замещения. 

    Общим является и основной метод анализа  – это метод уравнивания предельных значений: если определенное количество чего-либо распределяется между несколькими конкурирующими способами применения, то среди возможных распределений существует некоторое «эффективное», когда каждая единица делимого распределена так, что выгода перемещения ее к одному из способов будет в точности равна потерям из-за отвлечения ее от другого способа. Относим ли мы это к распределению фиксированного дохода между некоторым числом потребительских благ или фиксированных выплат между некоторым числом производственных факторов, или данного количества времени между трудом и досугом, - метод везде остается одним и тем же. Кроме того, одним из условий достижения максимизации при решении проблемы распределения является действие закона убывающей отдачи (в том числе и полезности) единиц делимой величины при передаче их одному-единственному способу потребления.

    В теории поведения потребителя оптимальное  состояние достигается, когда потребитель  распределил свой доход при покупке  таким образом, чтобы уравнялись предельные полезности каждого доллара; закон убывающей предельной полезности обеспечивает существование такого оптимума. На уровне фирмы оптимальный результат достигается, когда уравнены предельные физические продукты на каждый доллар стоимостной оценки фактора производства. И закон убывающего предельного продукта играет ту же роль. Оба примера представляют собой практическое применение общего принципа, который можно назвать «принципом равенства предельной нормы замещения».

 

      Заключение. 

        Отмечая методологические и теоретические изъяны  теории предельной полезности, нельзя в то же время не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связи потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного спроса и цен, затронутые в этой теории, являются важными для понимания функционирования товарного производства. Совершенно очевидно, что изучение и прогнозирование  спроса и предложения, исследование конкретных  рынков является актуальной задачей для экономической науки. С целью решения этой задачи современные буржуазные экономисты используют теорию предельной полезности, усилив внимание к изучению  закономерностей потребительского спроса, анализу предложения, исследованию рынков совершенной и несовершенной конкуренции и ценообразования факторов производства на микроэкономическом уровне а современном этапе сложились объективные предпосылки  для синтеза трудовой теории стоимости и относительной выделенности. Пока  труд является определяющей  субстанцией для увеличения общественного богатства,  трудовая теория стоимости  занимает главенствующее положение. Но по мере того, как эта роль переходит к интеллектуальным способностям  человека, т. е. к нетрудовым  факторам,  на первое место выходит маржинализм, причем  трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем, который  дает о себе знать тогда, когда люди начинают игнорировать эти ограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всего лишь глубинной основой, которая по  мере прохождения к  постиндустриальному обществу  все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда на первый план выходит теория предельной полезности. Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции.

      Итак  товары покупаются на рынке не потому, что кто-то оценил затраты труда на производство товаров как общественно необходимые, а потому, что они обладают определенным полезным эффектом для покупателя, т.е. покупатель ценит этот товар.

      Цена, определяемая предельной полезностью, помогла разрешить многие загадки  и парадоксы хозяйственной жизни и позволила создать те разделы экономической науки, которые сейчас называются теория потребительского выбора и меновая теория стоимости.

      Подводя итог, можно сказать, что теория предельной полезности и теория потребительского выбора позволяет лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект, а так же произвести более точный анализ спроса и влияние его количественного изменения на рыночное равновесие. Эти теории подчеркивают воздействие на экономическую систему импульсов, вытекающих из изменений вкусов и предпочтений потребителей.

Информация о работе Теория предельной полезности