Теория предельной полезности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Изучая данную тему, я поставил перед собой прежде всего две задачи:
доказать, что теория предельной полезности живет и поныне и выполняет не самую последнюю функцию;
определить для себя механизм поведения при выборе одного товара из двух.

Эти задачи преследовали одну общую цель - …

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Теория предельной полезности………………………………………………...3 – 4

Основоположники теории предельной полезности.......................................................5 – 9 Революция в теории стоимости………………………………………………...5 – 6

Австрийская школа…………………………………………………………….6

Теория К. Менгера …………………………………………………….......7 – 8

Теория Е. Бем-Баверка …………………………………………….............8 – 9

Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости………….10 – 11

Стоимость и маржинализм……………………………………………….10

Парадокс Смита…………………………………………………………..10 – 11

Ценность и предельная полезность………………………………………....11

Стоимость – общественное явление………………………………………....11

Закон убывающей предельной полезности……………………………………...12 – 21

Предельная полезность……………………………………………….…...12 – 13

Кривые безразличия……………………………………………….……...16 – 19

Законы Госсена…………………………………………………………...19 – 20

Измерение величины полезности……………………………………...…...20 – 21

Аксиомы поведения потребителя……………………………………...…..21

Временной аспект в теории потребительского поведения……………………


Максимизация общей полезности……………………………………………...22 – 24

Правило максимизации полезности………………………………………...22 – 23

Максимизация полезности и благосостояние……………………………......23

Принцип равенства предельной нормы замещения………………....…...…....23 – 24

Заключение…………………………………………………………………....25

Литература…………………………………………………………….….....26

Работа содержит 1 файл

КуРсОвИк.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

      Положение равновесия потребителя может измениться, если изменяются доход и относительные цены (рис. 4). При изменении дохода и сохранении относительных цен бюджетная линия сдвигается (вверх при увеличении бюджета и вниз при уменьшении) и касается кривой безразличия на другом уровне. При изменении относительных цен бюджетная линия сдвигается в положение, определяемое новым соотношением цен, и равновесие потребителя достигается в другой точке (е или I). В точке равновесия потребителя предельная норма замещения товара А товаром В равна отношению предельной полезности товара А к предельной полезности товара В.

        Оптимальное потребление достигается в точке е. Точка А тоже находится на бюджетной линии, но хуже е (хуже наборов в этой точке), так как она находится на более низкой кривой безразличия U1, т. е. при худшем благосостоянии потребителя, где последний не использует всех возможностей своего бюджета. Набор в точке лучше набора в точке е, но он недостижим для потребителя из-за уровня его дохода при существующих ценах на товары. В точке е бюджетная линия касается кривой безразличия, и наклон кривой безразличия 1 равен наклону бюджетной линии. 

      

      Рис. 4. Равновесие потребителя. 

      Но  теперь можно перейти к денежным единицам. Выше мы говорили о том, что относительная полезность имеет денежное измерение. В положении равновесия потребитель имеет равную предельную полезность на каждый доллар при покупке любого товара из набора.

      Предельные полезности на каждый доллар, потраченный на товар А и на товар В в точке равновесия е, равны. Это точка равновесия потребителя. 
 

    Законы Госсена. 

  1. В одном  непрерывном акте потребления полезность последующей единицы блага убывает (закон убывающей предельной полезности).
  2. При повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
 

    Пусть потребитель приобретает товар  А. Зададимся вопросом: одинакова ли предельная полезность каждой единицы товара А? Иными словами, получает ли потребитель равное приращение общей полезности при потреблении любой единицы товара А? Степень полезного эффекта благ зависит от их ограниченности, возможности воспроизведения. Человек нуждается не вообще в данном благе, а в определенном его количестве. Полезность каждой новой единицы блага зависит от уже имеющихся у него подобных единиц. Потребность в новых единицах блага с увеличением их числа постепенно насыщается. Поэтому по мере увеличения потребления каждой новой единицы блага степень насыщения увеличивается, а полезность каждой следующей единицы блага убывает. Например, удовлетворение от первого выпитого стакана воды больше, чем от второго или третьего. Следовательно, полезность третьего и четвертого стаканов воды меньше, чем первого и второго в данный конкретный момент для отдельного индивида. Четвертый стакан воды может оказаться для него просто ненужным.

    Если  потребление остальных товаров  не меняется, то по мере насыщения потребности в товаре А удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара А снижается. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений получила название закона убывающей предельной полезности. Первоначально данный закон был сформулирован как закон насыщения потребностей Г. Госсеном (1854). В экономической литературе он получил название Первого закона Госсена.

    Для большинства товаров этот закон  действует со второй или третьей  единицы товара, т.е. по мере приобретения очередных единиц данных товаров их предельные полезности начинают снижаться. В отдельных случаях на начальных этапах потребления какого-то товара предельная полезность может возрастать. Например, в жаркий день удовлетворение, получаемое от второго стакана воды, как исключение, может превосходить удовлетворение от первого.

    Но  возникает вопрос: как же так, человек  каждый день ест хлеб, но не чувствует, чтобы по мере его потребления степень удовлетворения хлебом падала? Ошибочность такого взгляда состоит в том, что здесь неверно определен объект оценки: нас интересует полезность хлеба, потребленного за день, т.е. его общая дневная полезность, а не полезность хлеба вообще. О предельной полезности можно будет вести речь только в том случае, если изменится дневное потребление хлеба, т.е. общая дневная полезность изменится. Например, если Вы потребляете 200 г хлеба в день, то можно утверждать, что увеличение дневной нормы на 100 г (с 200 до 300 г) принесет меньшее удовлетворение, чем предыдущее повышение (со 100 г до 200 г).

Измерение величины полезности. 

    Все точки зрения по поводу измерения  полезности можно объединить в две  группы. Одни экономисты используют так  называемый кардиналистский подход. Они пытаются ввести различные количественные единицы измерения полезности – денежные, специальные, например, ютиль (от англ. «utility» — полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. Diе Ordnung – порядок). Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью. Затем идет второй, третий и другие ранги. Рассмотрим пример количественного измерения полезности в единицах, которые называются «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности – «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен. В табл.  1 представлена предельная полезность яблок для потребителя X. Совокупная полезность определяется сложением совокупной полезности первой единицы (далее второй и т.д.) и предельной полезности следующей единицы. 
 
 

    Таблица 2. Количественное измерение предельной полезности яблок с помощью ютилей 

    Единица продукта     Предельная  полезность - 

      MU (ютили)

    Совокупная  полезность -

    U (ютили)

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая

10

6

2

0

-5

10

16

18

18

13

 

    Итак, совокупная полезность, например, трех яблок определяется как 10+6+2=18 ютилей или совокупная полезность двух яблок плюс предельная полезность третьего яблока, т.е. 16+2=18 ютилей.

    В данном примере прослеживается закон убывающей предельной полезности. Он начинает действовать с первого яблока. Каждая следующая единица обладает все меньшей полезностью сравнению с предыдущей.

    Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении  предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В. Парето.

    В.  Парето (1848—1923) исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полезности Парето ввел ряд новых моментов. Если А. Маршалл считал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия.

    Широкое распространение идеи ординализма  получили после появления работ английского экономиста Дж. Хикса – «Стоимость и капитал» (1939) и «Ревизия теории спроса» (1956). Дж. Хикс, подобно В. Парето, считал необходимым отказаться от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцентрировать внимание на предпочтении одних товаров другим. В. Парето и Дж. Хикс исходили из наличия у потребителя определенной субъективной шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами эти предпочтения принимают форму кривых безразличия. 

    Аксиомы поведения потребителя. 

  Полезность  высвечивает принципы в поведении  потребителя в момент выбора  блага. Именно в ситуации выбора  полезность благ выявляет свое  экономическое назначение: служить  критерием отбора, показывать, насколько необходим тот или иной товар объект выбора данному потребителю, определять, к чему он стремиться.

    Существует 3 аксиомы поведения потребителя:

  1. аксиома полной упорядоченности предпочтений: потребитель всегда может сказать, как он относится к сравниваемым наборам благ. Вкусы и пристрастия потребителя могут изменяться довольно быстро, а поэтому они располагаются слоями вглубь (первые жизненные потребности: питание, одежда, медицина; другие потребности);
  2. аксиома транзитивности предпочтений: предпочтения потребителя последовательны и логичны. Если потребитель решил, что для него отдых на морском воздухе более необходим, чем новый компьютер, а компьютер необходимее, чем новый мобильный телефон, то это означает, что для данного потребителя отдых на море предпочтительнее мобильного телефона. Если потребности потребителя непротиворечивы и связаны между собой, то их можно выстроить в определенную структуру;
  3. аксиома ненасыщаемости: большее количество любого товара приносит потребителю большее удовлетворение. Данные предпочтения подразумевают, что потребитель может количественно определить степень удовлетворения своих потребностей.
 
 
 

    Временной аспект в теории потребительского поведения. 

      В теории поведения потребителей принимается  во внимание и экономическая ценность времени, которая представляет собой важный экономический ресурс. За час работы (то есть затратив один час на производственную деятельность) человек в состоянии заработать 200, 300, 500 и так далее рублей в зависимости от своего образования, квалификации, умения и пр. Но, затратив этот час на отдых или потребление, человек несет убытки в виде потерянного дохода; он жертвует 200, 300, 500 и т.д. рублями, которые мог бы заработать за это время. Поэтому человек, оценивая предельные полезности потребляемых товаров, должен учитывать и ценность времени, необходимого для потребления этих товаров: знаменатели в правиле максимизации полезности должны включать в себя не просто рыночную цену, а рыночную цену плюс ценность времени, затрачиваемого на потребление.

      Например, потребитель выбирает между покупкой билета на игру в футбол и покупкой билета в театр. Предположим, что  рыночная цена билета на футбол равна 300 рублей, а билета в театр – 500 рублей. Т.е. если предположить, что  предельные полезности последующих посещений футбола и театра одинаковы, то потребителю следует больше ходить на футбол, чем в театр. Но игра в футбол занимает больше времени, чем поход в театр. Предположим, чтобы сходить на футбол, потребитель затрачивает 4 часа, а в театр – 2. Тогда, при ценности времени для потребителя 200 рублей в час, «полная цена» посещения футбола составит 300+200*4=1100 рублей, а посещения театра – 500+200*2=900 рублей. Т.е. в действительности «полная цена» театра ниже «полной цены» игры в футбол. И с учетом фактора времени потребителю разумнее ходить в театр, чем на футбол.

      Учет  ценности времени позволяет понять наблюдаемые нами конкретные явления  в реальной жизни: почему, например, неработающий пенсионер, время которого имеет низкую для него ценность, может тратить по несколько часов  в день в поисках более дешевых  товаров, при этом ездить с одного конца города в другой, а управляющий банком, который ценит свое время гораздо выше, зайдет в ближайший супермаркет и купит все нужные ему товары. Здесь, конечно, надо учитывать и разницу в получаемом ими доходе. Время на рынке труда ценится тем выше, чем выше уровень заработка человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Максимизация  общей полезности. 

    Правило максимизации полезности. 

    Денежный  доход индивида ограничен. Поэтому  потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя – найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках бюджета обеспечивала бы для него максимальную полезность. На выбор потребителя влияет не только величина предельной (добавочной) полезности, содержащейся в следующих единицах, например, продукта А, но и от скольких долларов (следовательно, от скольких единиц альтернативного товара В) ему придется отказаться ради приобретения этих дополнительных единиц товара А. Например, вы предпочитаете посещение кафе с предельной полезностью в 36 ютилей просмотру кинофильма, предельная полезность которого для вас составляет 24 ютили. Но если посещение кафе стоит 12$, а билет в кино – 6$, то выбор будет сделан в пользу кино. Почему? Потому что предельная полезность в расчете на затраченный доллар составит 4 ютили в случае просмотра кино (4=24:6) и лишь 3 ютили в случае посещения кафе (3=36:12). Вывод: чтобы добавочные (предельные) полезности товаров, продаваемых по разным ценам, были сравнимы между собой, необходимо рассматривать предельные полезности в расчете на один затраченный доллар. Отношение МU/P показывает величину предельной полезности в расчете на 1 $.

Информация о работе Теория предельной полезности