Теория конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Содержание

Введение 3
1 Понятие «Конкуренции». Сущность и значение конкуренции в развитии экономики 5
1.1 Функции конкуренции 9
1.2 Методы конкуренции 10
2 Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков 13
2.1 Совершенная конкуренция 14
2.2 Несовершенная конкуренция 16
2.2.1 Монополистическая конкуренция 19
2.2.2 Олигополия 24
2.2.3 Чистая монополия 26

Работа содержит 1 файл

КУРС по Экономике - готовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

 

 

     Тройное равенство MR (P) = AC = MC предполагает определенные выводы, касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которые на практике имеют достаточно большое социальное значение. 

     2.2. Несовершенная конкуренция 

     Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется  хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

     Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо  подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей »[6, с. 54].

     На  большинстве реальных рынков подавляющая  часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

     Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая  конкуренция, олигополия и монополия.

     Кроме основных типов рыночных структур существует еще множество других, например:

- монопсония  – это наличие на рынке одного  потребителя какого-либо товара, что позволяет ему контролировать цену этого товара;

фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию;

- олигопсония  – это наличие на рынке товара, потребляемого несколькими потребителями, что позволяет им существенно влиять на цену товара, но требует от них принимать во внимание реакцию конкурентов;

когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем  двустороннюю монополию;

если  в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

     Рыночные  структуры можно также классифицировать по форме. Форма предложения – конкуренция между продавцами. Форма спроса – конкуренция между потребителями.

     Если  перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет (см. табл. 1). При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.

     Классификация форм рынка

         Таблица 1

           
 
 
 
 
 

     2.2.1. Монополистическая конкуренция 

     Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной  конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

     Прежде  всего, обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие зубную пасту, являются конкурентами, несмотря на то, что они продают различные ее виды. Не случайно они проводят активную рекламную политику [4, с. 296].

     Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, модницы не перестанут шить одежду у «своего» портного, даже если он несколько повысит цены; клиент парикмахерской также не покинет «своего» мастера в подобном случае. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

     На  рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело [10, с. 41].

     Почему  же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция все же не является совершенной? Причина кроется в разнообразии, дифференциации продукта.

     Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой  из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает определенной властью на рынке.

     Каждая  фирма, действующая в условиях монополистической  конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

     Огромные  трудности российских предприятий в адаптации к условиям рыночной экономики являются общепризнанным фактом. В ряде случаев источник проблем кроется в низкой дифференциации их продукции.

     Дело  в том, что в советскую эпоху  предприятия выпускали всё по единым стандартам и технологиям. Причем ассортимент был крайне узок: в стране производилось около десятка разновидностей автомобилей, примерно столько же вариантов телевизоров, колбас, сыра и т.п. В силу этого в рыночной экономике отечественные предприятия оказались обречены на жесткое конкурентное противостояние.

     Дифференциация  продуктов возникает из-за существования  между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Рассмотрим каждый из этих факторов дифференциации продуктов  подробнее.

     Прежде  всего подчеркнем, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т.д.

     И все эти свойства лишь в порядке  исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом. В этом примере введение в состав пасты эффективных моющих и дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко приятны на вкус. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по-своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая - вкуснее и т. д.

     Основой для дифференциации могут служить  также дополнительные потребительские  свойства, т.е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.) [7, с. 197].

     При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров. Это, в частности, можно легко проследить, наблюдая за зигзагами развития рынка пореформенной России. Скажем, в условиях товарного голода 1991—1992 гг. сливочное масло, если оно появлялось в продаже, обычно бывало нерасфасованным либо в случайных упаковках, а именно в том виде, в котором поступила данная партия гуманитарной помощи. С насыщением рынка к 1997 г. типичными стали яркие упаковки из фольги с расфасовкой масла по 200, 250 и 500 г, изредка встречалась твердая (в пластмассовых коробочках) и сувенирная упаковка (бочонки вологодского масла). Производители стремились улучшить шансы реализации своей продукции за счет создания дополнительных удобств для покупателей: кому-то нужна маленькая пачка, кому-то удобней большая, а кто-то и вовсе хочет увезти из России сувенир. Ажиотажный спрос после девальвации 1998 г. резко уменьшил насыщенность рынка и вернул на прилавки полузабытое нефасованное масло [11, с. 19].

     Важной  качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом в этом районе.

     Наконец, основой дифференциации продуктов  могут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно, в частности, известно, что значительный процент  курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в всегда покупают только ее. Таким образом, с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное, чтобы ему так казалось.

     Различия  в сервисе объединяют вторую (после  качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойственен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

     Полный  цикл сервиса включает предпродажное  обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).

     Каждая  из этих операций может выполняться в разном объеме (или не выполняться вообще). В результате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары. Такое явление в настоящее время можно, в частности, наблюдать на российском компьютерном рынке, где считанное число типов компьютеров предлагается на разных условиях и по очень разным ценам.

     Третья  крупная группа факторов дифференциации продукта связана с рекламой.

     Во-первых, реклама помогает покупателю выбрать  из огромного числа предложенных на рынке товаров именно тот, который  наиболее полно удовлетворит его потребности.

     Во-вторых, она способствует формированию новых  потребностей. Примером может служить продвижение на российский рынок одноразовых подгузников для младенцев. Именно реклама выявила их удобство для родителей и пользу для ребенка, мгновенно создав значительный рынок.

Информация о работе Теория конкуренции