Теория конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Содержание

Введение 3
1 Понятие «Конкуренции». Сущность и значение конкуренции в развитии экономики 5
1.1 Функции конкуренции 9
1.2 Методы конкуренции 10
2 Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков 13
2.1 Совершенная конкуренция 14
2.2 Несовершенная конкуренция 16
2.2.1 Монополистическая конкуренция 19
2.2.2 Олигополия 24
2.2.3 Чистая монополия 26

Работа содержит 1 файл

КУРС по Экономике - готовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     1.1 Функции конкуренции

       Конкуренция имеет ряд функций:

1. Функция  регулирования. Для того чтобы  устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2. Функция  мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

    -предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами, получают  вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

    -предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

3. Функция  распределения. Конкуренция не  только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена [11, с. 68].

       1.2. Методы конкуренции

       В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

       Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

       Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся, возможно, дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства [6, с. 58].

       Если  равновесие уже установлено, то новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

         Вот почему в наши дни нередко  наблюдается не снижение цен  по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.

       Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

       Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе, обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

       Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

       К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

       Также методы конкурентной борьбы можно разделить  на «добросовестные» и «не добросовестные».

       Основными методами добросовестной конкуренции являются:

      • повышение качества продукции
      • снижение цен ("война цен")
      • реклама
      • развитие до- и послепродажного обслуживания
      • средства массовой информации
      • маркетинговые исследования
      • создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТП и т.д.

       Основными методами недобросовестной конкуренции являются:

      • экономический (промышленный шпионаж)
      • подделка продукции конкурентов
      • подкуп и шантаж
      • обман потребителей
      • махинации с деловой отчетностью
      • валютные махинации
      • сокрытие дефектов и т.д.

      2. Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков

     Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Структура рынка - это основные характерные черты  рынка, к  числу которых относятся: количество и размеры фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, сходство или отличия товаров разных фирм, легкость входа  и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации. Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.

     Несмотря  на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

         Схема 1.

         

           

         

         

         

         

           

         

         

         

         

                
 
 

         Каждая из названных  структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.    

     2.1. Совершенная конкуренция

     Рынок совершенной конкуренции – состоит  из множества продавцов и покупателей  какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Продавцы не будут запрашивать цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Колебания цены могут быть довольно интересными, сравните цену яблок в конце лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке. Спрос абсолютно эластичен. Рынок для каждой фирмы невелик. Новым фирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковы. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна [4, с. 298].

     Английский  экономист Д.В. Робинсон (1903-1983 гг.) в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».

     На  практике во все времена – чистая конкуренция – явление достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.

     «В  условиях совершенной конкуренции  максимизация прибыли в краткосрочном  периоде конкурентной фирмы может быть исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки» [2, с. 22].

     Является  ли чисто конкурентная отрасль отраслью с постоянными или возрастающими  издержками? Как показано на рисунке 1., цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равна минимуму средних издержек. В условиях совершенной конкуренции кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и, следовательно, равна средним издержкам.

     В положении равновесия  как видно  из рисунка 1 все находится в равенстве MR (P) = AC = MC, где МР – предельный доход, МС – предельные издержки, АС – средние издержки. Это равенство говорит о том, что хотя конкурентная фирма может получать экономические прибыли и убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (P) = MC в долговременном периоде.

     Таким образом, в долговременном периоде  конкурентная цена будет иметь тенденцию  сравняться с минимумом средних издержек производства. Это так, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

Рисунок 1.

Положение равновесия конкурентной фирмы 

Информация о работе Теория конкуренции