Теория экономических систем: М.Вебер, В. Зомбарт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать основные труды М.Вебера и В.Зомбарта и на этой основе выделить те идеи, которые применимы и важны для экономической теории в настоящее время.

Данной цели соответствует ряд важных задач:

1. Изучить понятие «экономическая система», выделить ее функции и свойства.

2. Проанализировать деятельность М.Вебера на основе его сочинений.

3. Определить, какой вклад в развитие теории экономических систем внес В.Зомбарт.

4. Выделить основные гипотезы, полезные для экономической науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность экономической системы 5
2 Экономические взгляды Макса Вебера 9
3 Теория экономических систем Вернера Зомбарта 23
4 Вклад немецких ученых в развитие экономической мысли 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая по теории экономических систем.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     В некоторых источниках о Зомбарте можно прочесть следующее: «немецкий историк-экономист, включивший марксистские принципы и нацистские теории в свои писания о  капитализме».

     Для марксистов Зомбарт был и остается «предателем»,  либералы всегда считали  его противником, поскольку начинал  он с синтеза «исторической школы» с марксизмом, а затем стал не просто националистом, но автором «Немецкого социализма».

     К середине XIX в. Германия была раздробленной на десятки мелких княжеств сельской страной с небольшими городами и замками  феодалов; к началу XX столетия это было государство с мощной промышленностью, преобладанием городского населения, всеобщей грамотностью; она сделалась единой империей, ведущей борьбу за передел мира («за место под солнцем». У этой, охватившей весь мир, «великой трансформации» имелись предпосылки в европейской истории — ведь только в Европе развитие общества пошло по этому пути, тогда как существовавшие тысячелетиями цивилизации Востока так и не перешли к индустриальному обществу. Именно выявление этих предпосылок составляет содержание тех работ Зомбарта, которые доныне не  устарели — «Буржуа», «Роскошь и капитализм», «Война и  капитализм», «Евреи и хозяйственная жизнь».

      В книге «Буржуа» автор рассказывает о том, как создался дух нашего времени и в каких формах он ныне проявляется, путем изложения  генезиса носителя этого духа и его  представителя – буржуа. В центр своего исследования он ставит самого человека. «Однако лишь духовная сторона человеческой разновидности – буржуа – будет нас занимать, а не его общественные отношения….».

     «История  духовного развития современного экономического человека» под моими руками разрослась в анализ и критику духа нашего времени, подобных которой мы, конечно, уже имеем целую массу. И многие из них, несомненно, гораздо более «остроумны», чем эта книга. Но именно поэтому они никого вполне не удовлетворяют и не в состоянии оказать сильного и прочного влияния на мысль» - пишет ученый.

     Чего, по мнению писателя, недостает имевшим до сих пор место попыткам изобразить духовную сущность того времени, это – широкого фактического обоснования – обоснования духовного анализа историческим материалом. Этот пробел и хочет заполнить книга.

     В книге Вернере Зомбарта «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека»  рассматривается актуальная проблема - проблема капиталистического духа, его  природы, его возникновения, которая  необыкновенно сложна, она бесконечно сложнее, чем ее считали до сих пор. Данный вопрос заинтересовал многих великих людей 20 века. Так, к примеру, Макс Вебер рассматривал происхождение капиталистического духа лишь со стороны истории, он не задавался вопросом о происхождении капиталистических форм хозяйственных организаций, его интересовал процесс возникновения той хозяйственной идеологии, которую он называет «капиталистическим духом». Зомбарта же заинтересовала совсем иная сторона развития капиталистического духа - его интерес возбудил внутренний мир человека, почему одни прирожденные капиталисты и предприниматели, а другие нет, т.е. Вернер Зомбарт рассматривает душу капитализма, и потому в центр повествования был поставлен человек, как наивысшее существо.

     Центральный вопрос книги - это создание духа нашего времени и формы его нынешнего проявления. Именно эта область развития капитализма заинтересовала автора. Зомбарт рассуждает над тем, как обычная жизнь человека - с ее органическим спокойствием превращается в беспокойство, как общество из принципиально статистического развивается в принципиально динамическое. Автор видит, что превращение произведено духом, который обращает старый мир в развалины и имя ему - капиталистический дух, дух наших дней.

     Все содержание книги сводится к одной  цели, которой придерживается Зомбарт - проследить капиталистический дух, в течение всего хода его развития, от его самых первоначальных зачатков, до настоящего времени, а также проследить его развитие в будущем. Таким образом, при оценке книги в целом, можно сказать, что перед автором стояла задача, которую он в дальнейшем разрешил двумя способами, первую часть он посвятил развитию капиталистического духа в истории человечества, во второй же автор выясняет принципы и условия, которыми капиталистический дух обязан своим возникновением и своим развитием, т.е. если первая часть задачи показывает как все происходило, то вторая выясняет, почему все должно произойти так, а не иначе.

     Наиболее фундаментальным сочинением Зомбарта был «Современный капитализм». В нем он исследовал развитие экономики, выделяя докапиталистическую стадию, ранний, развитый и поздний капитализм, начинающийся с Первой мировой войны. Кроме того, Зомбарт дал прогноз о следующей стадии в книге «Будущее капитализма». Эта стадия получила у него название «организованный капитализм», основными чертами которого были «государственное регулирование экономики и сочетание частной, коллективной (корпоративной) и государственной собственности».

     После второго издания «Современного  капитализма» — работы все-таки в  основном описательной, Зомбарт перешел к разработке теоретического понятия «экономическая система», под которым он понимал «определенную организацию хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйственное мышление и применяется определенная техника. В понятии системы хозяйства приводится к логическому единству исторически обусловленное своеобразие жизни».

     Интересна и его работа «Порядок хозяйственной жизни», где Зомбарт дал характеристику «экономической системы», состоящей из трех частей: дух (экономическое сознание, традиции), форма (экономическая организация и управление), способ (техника, применяемая в производстве и обращении) — с подробной расшифровкой содержания каждой части. Зомбарт писал, что, насыщая эту схему конкретным историческим материалом, можно дать сравнительный анализ любой исторически и территориально определенной экономики.

     В работе «Немецкий социализм» рассматривал дальнейшую эволюцию рыночной системы в посткапиталистическое общество. Он формулировал социальный идеал для Германии в виде «государственного социализма», который у него равнозначен «плановому», или «организованному», капитализму.

     Из  прочих работ Зомбарта необходимо отметить книгу «Герои и торговцы» , в которой  «нации торговцев» (англичан) противопоставляется «нация героев» (немцев) и обосновывается право последних с помощью военной силы завоевывать себе то, что через развитие торговли и промышленности приобрели первые. 

     Зомбарт живыми носителями «капиталистического  хозяйственного духа» еще с эпохи  средневековья считал евреев. Обоснованию этой мысли он посвятил специальную работу «Евреи и хозяйственная жизнь».

       Зомбарт характеризует евреев  как наиболее динамичную часть  населения, вносящую «дух капитализма»  в торговлю и промышленность, связывая их экономический потенциал с абстрактным мышлением, рационализмом, беспокойством, которые в свою очередь сформировались во многом благодаря национальной религии — иудаизму — и отчужденности евреев от исторической родины. По мысли ученого, преимущество евреев в формировании капиталистического духа обусловлено тем, что религия позволяет им поступать в отношении иноверцев (т. е. основной массы населения любой европейской страны) так как запрещено поступать по отношению к «своим». Вместе с потомками этрусков и фризов — шотландцами, голландцами, флорентинцами— евреи, согласно Зомбарту, представляют из себя торговый народ «по крови».

     Проанализировав сочинения Зомбарта, можно также  сделать вывод, что современный  западноевропейский  капитализм имеет  образец - американский  капитализм. «Страной  нашего  будущего»  называет  он  Америку. В  глазах  исследователя она  предстает  здоровой, рационально построенной социальной  организацией. 

     Для  Зомбарта  притягателен  американский  рационализм,  отождествляемый  с  экономическим  рационализмом вообще.  Американский  рационализм более развит  и совершенен,  по  сравнению с европейским.  Кроме того,  американский  рационализм согласуется с общим стилем  научной деятельности  самого  Зомбарта,  его «экономическими»  ориентирами  в  понимании  капитализма. «Ответом»  на  вопрос  об  исторической  судьбе  западноевропейского  капитализма  будет  одно:  капитализм  в  Америке. Однако  реальность  Германии  того  времени  постоянно  отклоняется  от  американского образца,  даже  вступает  в  противоречие  с  ним,  заставляя  Зомбарта  усиленно  педалировать экономический рационализм и его роль в истории.

     Суть  зомбартовского метода — в разделении эмпирической и теоретической частей исследования каждой отдельной проблемы. В анализе общего хода экономического развития это проявилось конкретно в выделении «хозяйственных систем» и «хозяйственных эпох».

       Хозяйственная система, по Зомбарту, это чистое абстрактно-теоретическое  построение, при помощи которого  вырисовывается объект реалистически-эмпирического исследования — хозяйственная эпоха.

     Зомбарт полагал, что веберовский подход охватывает лишь одну сторону капитализма  и капиталистического духа, которую  сам Зомбарт называл буржуазным (бюргерским), мещанским духом, и  которая вносит в капиталистическую систему хозяйства такие добродетели, как трудолюбие, умеренность, расчетливость, верность договору. Но это как бы «тыльная» сторона «капиталистического духа», а на переднем плане выступает энергия «стремления к бесконечности», «воли к власти», «предприимчивости», бросившая людей «на путь мятущегося себялюбия и самоопределения», вырвав их из мира традиционных отношений, построенных на родственных и общинных связях.

     Эти две стороны в единстве образуют душевное настроение, которое, по мнению Зомбарта, создало капитализм. Возводя истоки предпринимательства к стремлению «завоевания себе мира», наслаждению «полнотой жизни», Зомбарт указывал, что «в сфере материальных стремлений завоевание равнозначно увеличению денежной суммы. Стремление к бесконечному, стремление к власти нигде не находит для себя столь подходящего поля деятельности, как в охоте за деньгами, в этом совершенно абстрактном символе ценности, который освобожден от всякой органической и естественной ограниченности, и обладание которым все в большей и большей степени становится символом власти… Стремление к власти и стремление к наживе переходят одно в другое: капиталистический предприниматель... стремится к власти, чтобы приобретать, и приобретает, чтобы добиться власти».

4 Вклад немецких ученых в развитие экономической мысли

 
 

     Проанализировав труды двух выдающихся немецких учёных, можно сделать вывод, что своей вершины историческая школа достигла именно в творчестве Макса Вебера и Вернера Зомбарта.

     На  рубеже XIX —XX вв. эти представители молодой исторической школы предприняли новую попытку соединить исторический и абстрактный методы исследования в экономической науке. Была поставлена задача создания такой абстрактной теории, которая бы, отражая единство экономической жизни, сохраняла историческую индивидуальность происходящих процессов.

     М.Вебер  и В.Зомбарт, в отличие от своих  предшественников, признали, что развитие экономической жизни подчиняется  общим закономерностям, пробивающим  себе дорогу сквозь все особенности  исторического развития. Задача науки — раскрыть эти закономерности. Идея самобытных путей развития национальных экономик трансформировалась в их работах в утверждение о существовании национальных типов общих экономических систем. Немецкие ученые выдвинули концепции возникновения и эволюции рыночной экономики, претендующие на комплексный трансдисциплинарный (междисциплинарный) подход, на синтез исторического и логического, на раскрытие соотношения общего и национально-специфического в экономических системах.

     М.Вебер  был универсальным ученым, соединившим в себе талант философа, историка, социолога и экономиста. Он был профессором Фрайбургского, Гейдельбергского и Мюнхенского университетов, читал лекции во многих городах Европы и США.

     Громкую известность Вернеру Зомбарту принес двухтомник "Современный капитализм", после чего понятие "капитализм" стало общеупотребительным.

     Выделим основные гипотезы ученых, которые  могут быть использованы в экономической  науке.

     Вклад Макса Вебера:

     - предложил рассматривать экономическую структуру общества в чисто социологической перспективе, показывая, что хозяйственный уклад есть ничто иное как проекция определенных философских, религиозных, метафизических и культурных установок;

     - капиталистическое общество - концентрированное выражение экономической рациональности: рациональная религия – "выход аскезы на житейское торжище": рациональное знание – наука; рациональное право; рациональное государственное управление (бюрократия) со специализированной подготовкой чиновников-профессионалов; рациональная организация предприятий, обеспечивающая максимизацию экономической выгоды;

     - там, где существует рациональное стремление к капиталистической прибыли, там соответствующая деятельность ориентирована на учет капитала;

     - предприниматель — собственник, организатор и координатор производства с рациональным стремлением к прибыли

     - капитализм со свободным конкурентным рынком без ограничений, рационального управления, законодательных норм может привести к хаосу;

Информация о работе Теория экономических систем: М.Вебер, В. Зомбарт