Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:09, курсовая работа
Инфляция является неизбежным спутником рыночной экономики любой страны. Поэтому в данной курсовой работе ставится цель всесторонне рассмотреть теорию инфляции и ее эволюцию. Цель работы достигается решением следующих задач:
1) Охарактеризовать понятие «инфляция».
2) Рассмотреть виды, причины, особенности и последствия инфляционных процессов для экономики страны.
3) Рассмотреть особенности инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие инфляции
1.2 Исторические предпосылки инфляции
1.3 Виды инфляции
1.4 Причины инфляции
1.5 Особенности современной инфляции, ее измерение и последствия
ГЛАВА II. особенности ИнфляциИ в России
2.1 Эволюция инфляции в России
2.2 Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики
2.3 Проблемы снижения темпа инфляции в России
2.4 Основные направления антиинфляционной политики в России
2.5 Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
- для населения
13
11
10
Газ природный (оптовые цены, в среднем для всех групп потребителей):
15
14
13
- реализуемый населению
15
15
14
Железнодорожные
перевозки:
- пассажирские
перевозки в дальнем
12
11
10
- перевозки грузов (средний рост тарифов)
8
6
5,5
Услуги ЖКХ (средний рост тарифов)
14-15
10-12
10-11
Оптовые цены на газ для всех групп потребителей увеличиваются в 2007 году на 15 %, в 2008 году - на 14 %, в 2009 году - на 13 %. Предусматривается ограничение по отклонению изменения оптовых цен на газ между ценовыми поясами до 1,5 - 2 % от среднего уровня.
Такая динамика обеспечивает покрытие долгосрочных предельных издержек в газовой отрасли с учетом возможного ухудшения экспортной конъюнктуры и необходимости замещения падающей добычи на действующих месторождениях разработкой новых. Данное повышение внутренних цен на газ обеспечивает безубыточность реализации газа на внутреннем рынке. Кроме того, опережающий рост цен на газ по сравнению с другими углеводородами будет стимулировать более эффективное использование газа потребителями, развитие энергосберегающих технологий и снижение тем самым энергоемкости ВВП.
Цены на газ, реализуемый населению, в среднем по Российской Федерации увеличиваются более высокими темпами по сравнению с ростом оптовых цен: в 2007-2008 годах - на 15% ежегодно, в 2009 году - на 14 %.
Прогнозируется
опережающий темп роста тарифов
на газораспределение, вследствие проведения
газификации, что связано с включением
расходов на инвестиции на строительство
распределительных
В 2007 году будут увеличены оптовые цены на сжиженный газ, поставляемый для бытовых нужд, до уровня, не превышающего 60 % от рыночной оптовой цены на сжиженный газ.
В среднем по Российской Федерации предельный рост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей составит в 2007 году 10 %, в 2008 году - 9 %, в 2009 году - 8 %.
Опережение целевого уровня инфляции обусловлено как динамикой роста цен на газ, так и высокой потребностью электроэнергетики в инвестиционных ресурсах вследствие роста электропотребления. Предполагается, что более высокий рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей будет стимулировать энергосбережение.
Тарифы для населения на электрическую энергию в прогнозный период будут расти опережающими темпами по отношению к тарифам для остальных групп потребителей в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования. Максимальный прирост тарифов в 2007 году составит, как правило, 13 %, минимальный - 10 %. В 2008 году прирост тарифов не превысит 11 %, в 2009 году - 10 %. Для отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность повышения тарифов для населения с темпами, отличающимися от средних по России. Планируется реализация согласованных с федеральными органами исполнительной власти программ по ликвидации перекрестного субсидирования в соответствующих регионах. При установлении тарифов учитываются средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, выделяемые в связи с поэтапной ликвидацией перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
При этом в 2007 году ожидается повышение цен на свободном рынке, что связано с растущим спросом на электроэнергию. Свободные цены на электроэнергию для конечных потребителей (кроме населения) будут выше регулируемых тарифов примерно в 1,2 - 1,4 раза. В результате фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию для конечных потребителей несколько превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов. По предварительной оценке, рост среднеотпускных тарифов для конечных потребителей может составить: в 2007 году - 11 - 13 %, в 2008 году - 13 - 15,5 %, в 2009 году - 8,5 - 10,5 %.
Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки планируется проиндексировать в среднем в пределах целевой инфляции: в 2007 году - в размере 8 %, в 2008 году и 2009 году - соответственно 6 % и 5,5 %.
При этом в целях сближения уровней действующих тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, дифференцированных по видам сообщений, в 2007-2008 годах тарифы на перевозки грузов в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации будут сохранены на уровне действующих, а тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении и перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты планируется проиндексировать в 2007 году в среднем на 10,7 %, в 2008 году - на 9,6 %.
Темпы роста тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе, с учетом убыточности пассажирского комплекса, составят в среднем в 2007 году - 12 %, в 2008 году - 11 %, в 2009 году - 10 %. При этом индекс роста тарифов будет дифференцирован по календарным периодам года. В целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования предполагается выделение средств из федерального бюджета на компенсацию убытков от пассажирских железнодорожных перевозок.
Прогноз изменения тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает доведение тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».
В 2007-2009 годах
ежегодный прирост тарифов в
среднем по услугам телеграфной
связи не превысит 25 %, по услугам
общедоступной почтовой связи - 15 процентов.
Прирост тарифов на услуги связи
по распространению
Рост тарифов
на производство товаров и оказание
услуг организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
в результате проведенного анализа,
можно сделать следующие
Инфляция - это мощнейший фактор увеличения различий в доходах, что и предопределяет ее воздействие на финансовую систему.
Инфляция - это
сложное социально-
Хотя уже давно к инфляции сформировано негативное отношение, но по поводу конкретного механизма ее вредного влияния на производство и общество существуют разногласия. Более или менее очевидно, что главное разрушающее свойство инфляции заключается не в самом по себе росте цен, а неравномерном их повышении.
При инфляции тот, кто первый повысит цены, будет в выигрыше, а кто поднимет последним, - в проигрыше, ибо он только компенсирует свои потери, да и то не полностью. Эта особенность инфляции способствует ее превращению в самовоспроизводящийся процесс. Чем выше уровень инфляции, тем больше ее разрушающее влияние на экономику и общество.
Существование разных видов инфляции показывает комплексность причин, ее вызывающих, она отнюдь не чисто денежное явление, она даже не чисто экономическое явление. Историческая практика показывает: инфляция очень часто - спутник общественных потрясений, результат политических и социальных конфликтов. Но и в более спокойные времена инфляция зависит от общественной психологии, от настроений, сложившихся в обществе.
Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается. Этому способствует улучшение макроэкономических показателей. Прогнозируется дальнейшее снижение темпа инфляции до 6,5 - 8 % в 2007 г. и 4,5 - 6 % в 2009 г.
В российской экономике инфляция имеет свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом.
Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2007-2009 г.г., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.
Помимо установления единой ценовой политики в рамках достижения ценовой стабильности необходимо также формирование соответствующих макроэкономических условий. В числе: проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления в ВТО; снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков; увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей; активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Роскомстата и МВД, контролирует от 25 до 50 % ВВП соответственно, декриминализация позволит увеличить производство на 20 %; сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается хотя и в меньших масштабах; дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов; повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30 %; восстановление доверия в российском обществе - к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2007 г.
2. Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России // Финансы и кредит. - 2006. - № 20. с. 2.
3. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России // Деньги и кредит. - 2006. - № 9. с. 12.