Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:09, курсовая работа
Инфляция является неизбежным спутником рыночной экономики любой страны. Поэтому в данной курсовой работе ставится цель всесторонне рассмотреть теорию инфляции и ее эволюцию. Цель работы достигается решением следующих задач:
1) Охарактеризовать понятие «инфляция».
2) Рассмотреть виды, причины, особенности и последствия инфляционных процессов для экономики страны.
3) Рассмотреть особенности инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие инфляции
1.2 Исторические предпосылки инфляции
1.3 Виды инфляции
1.4 Причины инфляции
1.5 Особенности современной инфляции, ее измерение и последствия
ГЛАВА II. особенности ИнфляциИ в России
2.1 Эволюция инфляции в России
2.2 Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики
2.3 Проблемы снижения темпа инфляции в России
2.4 Основные направления антиинфляционной политики в России
2.5 Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Особо выделен
фактор формирования инфляции
издержек - рост цен на продукцию
естественных монополий и
Кроме того, следует отметить, что снижение ставок НДС и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.
В качестве мер борьбы с инфляцией издержек можно использовать: применение антимонопольных мер против естественных монополий и ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.
3. Ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного компонента. В настоящее время активно используется валютный канал денежной эмиссии, в то время как кредит расценивается как инфляционный фактор. Но, хотя отмечается возможность инфляционного воздействия кредита при его неумелом использовании, многими специалистами выдвигается положение о его антиинфляционной природе. Кредит увеличивает денежную массу лишь в пределах уже эмитированных денег. При краткосрочном кредитовании деньги следуют за движением товара, не создавая инфляционного избытка денежной массы, а производство новых товаров нейтрализует отрицательный эффект кредитной эмиссии. При долгосрочном кредитовании разрыв во времени между выдачей кредита и созданием новых стоимостей возникает, если сроки активных операций банков превышают сроки их пассивных операций, а банковская ликвидность ухудшается. Кредит в товарной форме не затрагивает денежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитного характера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы денежного обращения в стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии денег, в настоящее время валютного канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабами денежного обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных ситуациях, когда, собственно, и демонстрируют свою низкую дееспособность. Также подвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.
Специалистами разработаны предложения для решения этой проблемы: разработать программу развития кредита в рамках единого монетарного плана с целью его позитивного влияния на экономический рост и денежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для обсуждения главных направлений развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.
4. Ещё одной
не менее важной проблемой,
влияющей на инфляцию, является
изъятие средств в
Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.
В качестве решения
данных проблем предлагается: активное
участие государства в
2.4 Основные направления антиинфляционной политики в России
Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства.
Дефляционная политика - методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.
Политика доходов предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.
Конкурентное
стимулирование производства - промышленная
политика, которая характеризуется
всемерной государственной
Существуют также
и другие меры: индексация (полная или
частичная) - компенсация потерь в
результате обесценения денег; формы
сдерживания контролируемого
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией - преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.
2.5 Прогноз инфляции
на ближайшие годы и
Целевые параметры инфляции на ближайшие годы установлены в следующих пределах: в 2007 году - 6,5 - 8 %, 2008 году - 4,5 - 6 %, 2009 году - 4 - 5,5 % (см. табл. 13). Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторы структурного характера.
Во-первых, это незавершенность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий инфляцию рост регулируемых тарифов на электроэнергию и газ.
Во-вторых, слабость конкуренции на внутреннем рынке ведет к опережающему росту цен на бензин и другие ГСМ, которые вплотную приблизились к мировому уровню (с поправкой на различия в уровне налогообложения). Эффекты локального монополизма на рынках стимулируют рост цен и по другим товарным группам, включая плодоовощную продукцию.
В-третьих, опережающий рост доходов населения по сравнению с возможностью российских производителей увеличивать предложение качественных товаров подстегивает рост цен на потребительские товары.
Таблица 13.
Динамика инфляции
(прирост цен и тарифов
Показатели
2007, прогноз
2008, прогноз
2009, прогноз
1
2
3
4
Инфляция (ИПЦ)
6,5-8
4,5-6
4-5,5
Базовая инфляция (БИПЦ)
5,6-7,1
3,8-5,2
3,3-4,8
Продовольственные товары
7,4-7,6
5,1-5,3
4,8
Непродовольственные товары
5,4-5,6
4,7
4,4
Платные услуги
населению
11,7-12,2
8,9-9,1
7,7-7,9
Услуги ЖКХ
14-15
10-12
10-11
Прочие услуги
10-10,5
7,3-7,5
5,8-6
Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным Правительством Российской Федерации. Он включает следующие основные направления:
- ограничение
роста регулируемых цен на
продукцию естественных
- сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора.
- стимулирование
роста предложения
- меры по повышению
доверия населения к
- проведение
консервативной денежной и
Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег. Прирост денежного спроса (денежного агрегата М2) снизится с 35-39 % в 2006 году до 25-30 % в 2007 году, а в 2009 году опустится до 16-20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.
Темпы роста цен и тарифов на основные товары естественных монополий - электроэнергию, газ - в 2007 - 2009 годах будут превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет, что обусловлено необходимостью обеспечения безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, проведения реконструкции и модернизации мощностей в электроэнергетике, а также создании условий для интенсификации процессов энергосбережения. Предельное повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом не будет превышать верхней границы целевого уровня инфляции.
Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественных монополий для населения, будут расти несколько более высокими темпами в связи с необходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.
Предельные параметры повышения регулируемых цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий определены в следующих размерах (см. табл. 14).
Таблица 14.
Динамика регулируемых
цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных
монополий и услуги ЖКХ в среднем
по России (в %, за годовой период)
Показатели 2007 г.,
прогноз 2008 г.,
прогноз 2009 г.,
прогноз
Инфляция (ИПЦ)
6,5-8
4,5-6
4-5,5
Электроэнергия:
- предельный
рост среднеотпускных тарифов
для всех категорий
10
9
8