Теория инфляции и её эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Инфляция является неизбежным спутником рыночной экономики любой страны. Поэтому в данной курсовой работе ставится цель всесторонне рассмотреть теорию инфляции и ее эволюцию. Цель работы достигается решением следующих задач:
1) Охарактеризовать понятие «инфляция».
2) Рассмотреть виды, причины, особенности и последствия инфляционных процессов для экономики страны.
3) Рассмотреть особенности инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие инфляции
1.2 Исторические предпосылки инфляции
1.3 Виды инфляции
1.4 Причины инфляции
1.5 Особенности современной инфляции, ее измерение и последствия
ГЛАВА II. особенности ИнфляциИ в России
2.1 Эволюция инфляции в России
2.2 Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики
2.3 Проблемы снижения темпа инфляции в России
2.4 Основные направления антиинфляционной политики в России
2.5 Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа инфляция.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

2. Особо выделен  фактор формирования инфляции  издержек - рост цен на продукцию  естественных монополий и тарифов  на услуги ЖКХ. Так в 2005 году  при росте потребительских цен на 10,9 % цены на платные услуги населению, где значительную роль играют тарифы естественных монополий и услуги ЖКХ, выросли в среднем на 35 %. Такая ситуация вызывает, как следствие, инфляцию издержек и блокирует развитие отраслей, не связанных с топливно-энергитическим комплексом.

Кроме того, следует  отметить, что снижение ставок НДС  и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о  слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов  и поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.

В качестве мер  борьбы с инфляцией издержек можно  использовать: применение антимонопольных  мер против естественных монополий  и ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.

3. Ухудшение  качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного компонента. В настоящее время активно используется валютный канал денежной эмиссии, в то время как кредит расценивается как инфляционный фактор. Но, хотя отмечается возможность инфляционного воздействия кредита при его неумелом использовании, многими специалистами выдвигается положение о его антиинфляционной природе. Кредит увеличивает денежную массу лишь в пределах уже эмитированных денег. При краткосрочном кредитовании деньги следуют за движением товара, не создавая инфляционного избытка денежной массы, а производство новых товаров нейтрализует отрицательный эффект кредитной эмиссии. При долгосрочном кредитовании разрыв во времени между выдачей кредита и созданием новых стоимостей возникает, если сроки активных операций банков превышают сроки их пассивных операций, а банковская ликвидность ухудшается. Кредит в товарной форме не затрагивает денежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитного характера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы денежного обращения в стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии денег, в настоящее время валютного канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабами денежного обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных ситуациях, когда, собственно, и демонстрируют свою низкую дееспособность. Также подвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.

Специалистами разработаны предложения для  решения этой проблемы: разработать  программу развития кредита в  рамках единого монетарного плана  с целью его позитивного влияния на экономический рост и денежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для обсуждения главных направлений развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.

4. Ещё одной  не менее важной проблемой,  влияющей на инфляцию, является  изъятие средств в стабилизационный  фонд, что в свою очередь снижает  рост ВВП и тем самым подхлестывает  инфляцию. Стабилизационный фонд  превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6 % при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.

В качестве решения  данных проблем предлагается: активное участие государства в экономике, как в целях защиты внутреннего  рынка, так и для развития экономической активности в сферах, связанных с высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

2.4 Основные направления  антиинфляционной политики в  России

Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления  антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства.

Дефляционная  политика - методы ограничения денежного  спроса через денежно-кредитные  и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов  предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное  стимулирование производства - промышленная политика, которая характеризуется  всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства. Включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогового бремени, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также  и другие меры: индексация (полная или  частичная) - компенсация потерь в  результате обесценения денег; формы  сдерживания контролируемого роста  цен - проявляются, во-первых, в «замораживании»  цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

Уникальный характер российской инфляции требует использования  особых методов ее регулирования, соответствующих  сложившимся реальным условиям. При  этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы  установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией - преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.

2.5 Прогноз инфляции  на ближайшие годы и антиинфляционные  меры по снижению ее темпов

Целевые параметры  инфляции на ближайшие годы установлены  в следующих пределах: в 2007 году - 6,5 - 8 %, 2008 году - 4,5 - 6 %, 2009 году - 4 - 5,5 % (см. табл. 13). Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторы структурного характера.

Во-первых, это  незавершенность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий инфляцию рост регулируемых тарифов на электроэнергию и газ.

Во-вторых, слабость конкуренции на внутреннем рынке  ведет к опережающему росту цен  на бензин и другие ГСМ, которые вплотную приблизились к мировому уровню (с поправкой на различия в уровне налогообложения). Эффекты локального монополизма на рынках стимулируют рост цен и по другим товарным группам, включая плодоовощную продукцию.

В-третьих, опережающий  рост доходов населения по сравнению  с возможностью российских производителей увеличивать предложение качественных товаров подстегивает рост цен на потребительские товары.

Таблица 13.

Динамика инфляции (прирост цен и тарифов декабрь  к декабрю, в %) 

Показатели 

2007, прогноз 

2008, прогноз 

2009, прогноз  

 

Инфляция (ИПЦ) 

6,5-8 

4,5-6 

4-5,5  

Базовая инфляция (БИПЦ) 

5,6-7,1 

3,8-5,2 

3,3-4,8  

Продовольственные товары 

7,4-7,6 

5,1-5,3 

4,8  

Непродовольственные товары 

5,4-5,6 

4,7 

4,4 

Платные услуги 

населению 

11,7-12,2 

8,9-9,1 

7,7-7,9  

Услуги ЖКХ 

14-15 

10-12 

10-11  

Прочие услуги 

10-10,5 

7,3-7,5 

5,8-6  
 

Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет  обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным Правительством Российской Федерации. Он включает следующие основные направления:

- ограничение  роста регулируемых цен на  продукцию естественных монополий  и тарифов на услуги ЖКХ  при усилении контроля за издержками  монополистов.

- сдерживание  роста цен на ГСМ посредством  стимулирования конкуренции, в  том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора.

- стимулирование  роста предложения продовольственных  товаров путем повышения уровня  конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что в 2007-2009 годах рост цен на продовольственные товары не будет опережать общий уровень инфляции. Прогнозируется последовательное замедление роста цен на продовольственные товары - прирост цен с 8,6-8,8 % в 2006 году снизится до 7,4-7,6 % в 2007 году и 4,8 % к 2009 году.

- меры по повышению  доверия населения к финансовым  рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег.

- проведение  консервативной денежной и бюджетной  политики.

Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег. Прирост денежного спроса (денежного агрегата М2) снизится с 35-39 % в 2006 году до 25-30 % в 2007 году, а в 2009 году опустится до 16-20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.

Темпы роста  цен и тарифов на основные товары естественных монополий - электроэнергию, газ - в 2007 - 2009 годах будут превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет, что обусловлено необходимостью обеспечения безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, проведения реконструкции и модернизации мощностей в электроэнергетике, а также создании условий для интенсификации процессов энергосбережения. Предельное повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом не будет превышать верхней границы целевого уровня инфляции.

Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественных монополий для населения, будут расти несколько более высокими темпами в связи с необходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.

Предельные параметры  повышения регулируемых цен и  тарифов на товары и услуги субъектов  естественных монополий определены в следующих размерах (см. табл. 14).

Таблица 14.

Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем  по России (в %, за годовой период) 

Показатели 2007 г., 

прогноз 2008 г., 

прогноз 2009 г., 

прогноз  

Инфляция (ИПЦ) 

6,5-8 

4,5-6 

4-5,5  

Электроэнергия:  

- предельный  рост среднеотпускных тарифов  для всех категорий потребителей 

10 

 

Информация о работе Теория инфляции и её эволюция