Теории и модели экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост является одним из центральных объектов исследования современной макроэкономики. Экономический рост служит основой решения большинства социально-экономических проблем, является главным фактором цивилизационного прогресса и результатом развития науки, техники, институциональных факторов. Параметры экономического роста и их динамика широко используется для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Экономический рост изучался экономистами-теоретиками всех поколений. В последнее время теория экономического роста стала отдельным, сравнительно обособленным разделом экономической теории. Несмотря на это, окончательная интерпретация и формализация этого явления еще не завершена. На основе рассмотрения показателей экономического роста, динамики уровня жизни, население оценивает деятельность высших органов. Но экономический рост зависит не только от потенциала национального хозяйства, но и от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Работа содержит 1 файл

Теории и модели экономического роста.docx

— 90.20 Кб (Скачать)

    Для характеристики условий стабильного  поступательного экономического роста  Харрорд использует формулу:

    Gw x Cr = s,

    Где Gw – темп роста, гарантирующий полную занятость растущего капитала, при котором производители из периода в период остаются в положении равновесия. Так Харрорд вводит понятие гарантированного темпа роста.

    Cr – это  требуемая  предельная капиталоёмкость, выражающая, в отличие от фактического показателя предельной капиталоёмкости С, потребность в добавочном капитале для выпуска добавочной продукции.

    Таким образом, для поддержания стабильного  и равновесного роста необходима такая норма сбережений, величина которой равна произведению показателей  гарантированного темпа роста и  требуемой для его обеспечения  предельной капиталоёмкости.

    Однако  рост G имеет естественные ограничители в виде темпов роста населения и темпа технического прогресса. Харрорд вводит понятие естественного темпа роста GN, учитывающий эти естественные условия экономического роста. GN – это темп роста,  при котором полностью используется  растущее предложение труда. Он характеризует такую линию развития, которая обеспечивает равновесие на рынке труда. Если фактический темп роста G равен GN то экономика развивается в условиях полной занятости. GN – это верхний предел фактического темпа роста G.

    Харрорд исследует связь между G, Gw, GN с помощью системы уравнений:

    GN Cr  = s или GN C ≠ s

    Иными словами, идеальные условия для  поддержания стабильных равновесных  темпов экономического роста выражаются в равенстве:

      Cr Gw = s = GN Cr

    Соотношение GN, G, и Gw  имеет решающее значение для определения тенденций экономической конъюнктуры: тенденция бума или кризиса определяется не величиной Gw, а степенью отклонения от неё.

    Таким образом, политика государства, стимулирующая  экономический рост, должна опираться  на корректирующую инвестиционную политику, на регулирование баланса между  сбережениями и инвестициями. Государственное  регулирование так же должно стремиться к минимизации отклонения между  гарантированным и естественным темпом роста. Однако для поддержания  равновесного темпа роста и сохранения уровня процентной ставки (а не снижения заработной платы, как считают классики). В рыночной системе процентная ставка неизбежно колеблется, и поддержание  её на стабильно низком уровне, по мнению кейнсианцев – долгосрочная задача экономической политики.

 

3. Особенности экономического  роста в России 

    Несмотря  на то, что в России присутствует фактический экономический рост, и чтобы реально поднять страну, нужны решительные меры, в политике роста отечественной экономики  присутствуют противоречия. Например, необходимый нам технико-экономический  и социально–экономический рынок  невозможен на основе «свободного рынка» вообще и сложившейся рыночной системы  с недооформленными структурными компонентами в частности – здесь нужна  воля и целенаправленные усилия государства.

    Этот  концептуальный тезис противоречит правительственной «Программе социально–экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2003–2008 г.г.)» [1]. Она говорит об установке на существенное сокращение государственного вмешательства в экономику. Административная реформа, сокращение «нерыночного» сектора, дебюрократизация, снижение административных барьеров,  и т. п., разумеется, необходимы, но внимание следует уделять не «количественному», а «качественному» улучшению присутствия государства в экономике, оптимизации размеров госсектора и других количественных параметров этого присутствия.

    К этому можно добавить запланированное  уменьшение налогов на уровне 1 % к  ВВП обернулось дестабилизацией  и снижением налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней, прежде всего, территориальных. Большой ошибкой  было лишение местных бюджетов важного  источника дохода – налога с продаж.

    Отметим важные направления роста экономики.

      Во–первых, это активизация инновационной  деятельности в народном хозяйстве.  Основой национальной инновационной  политикой является поддержка  отечественной науки и передовых  школ, ориентированных на потребности  экономики.

    Во–вторых, необходимы структурные трансформации. Императив повышения национальной конкурентоспособности и продвижение  к «экономике знаний» требуют  создания мощного сектора «новой экономики» с одной стороны, и  модернизации структуры существующей промышленности с другой. Другим направлением диверсификации промышленности призвано стать ускоренное развитие отраслей индустрии народного потребления  – пищевой, лёгкой, фармацевтической и пр. политику в их отношении  следует увязывать со стимулированием  малого среднего бизнеса, мерами по активизации  внутреннего спроса и по мотивированию  ориентации деятельности на внутренний рынок.

    Важное  место занимает и стимулирование инвестиций. Скачкообразное наращивание  объёмов и улучшение структуры  инвестирования народного хозяйства  – залог быстрого и качественного  экономического роста, успеха национальной инновационной и структурной  политики. Для ускоренного экономического роста требуется порядково больший, нежели нынешний объем инвестиций. Для этого необходимо вовлечение в процесс долгосрочного инвестирования всех внутренних ресурсов: сбережений населения, резервов пенсионного фонда, страховых компаний и др. привлечению  же иностранного капитала способствовало бы создание государственного гарантийного фонда. Но в настоящее время правительство  планирует создать стабилизационный фонд, т. е. расширить нынешнюю практику льготного кредитования зарубежных экономик.

    Один  из изъянов российской экономики  – недостаточный внутренний спрос. Расширение его произойдёт при увеличении зарплаты не менее прожиточного минимума, особенно это касается бюджетников. Так же повышению внутреннего  спроса будут способствовать развитие ипотечного жилищного кредитования при страховании строительных рисков за счёт бюджета, дорожное строительство  и реализация крупных инвестиционных проектов федерального значения.

    Решению одной из общенациональных задач  – снижения издержек производства – способствует повышение ответственности  предприятий за эффективность использования  производственного аппарата, увеличив, в частности, ставку налога на имущество  в отношении неиспользуемых мощностей  и площадей – для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целях облегчения доступа  малого предпринимательства к технологиям  крупного бизнеса.

    Критически  важное для ускоренного роста  экономики вовлечение в инвестиционный процесс максимума свободных  денежных средств немыслимо без  государственного содействия упрочнению отечественного фондового рынка. Главные  направления такого содействия связаны, прежде всего, с совершенствованием соответствующей общенациональной инфраструктуры и воссозданием единого  экономического пространства страны, с улучшением институционально–правового обеспечения всех сторон корпоративного хозяйствования.

    При несомненном прогрессе малого бизнеса  в сфере торговли и услуг его  роль в промышленном секторе очень  мала. Одна из задач в обеспечении  экономического роста состоит в  интеграции малого бизнеса с крупнокорпоративными структурами, превращения банковского  сектора в основного кредитора  мелких предприятий.

    Раскроем  отдельные направления роста  экономики, которые представляются мне наиболее существенными:

  1. Активизация инновационной деятельности подразумевает стимулирование инновационного наполнения протекающих в экономике процессов, прежде всего инвестиционных, ускорение продвижения нововведений во всех секторах экономики – важнейшее направление современной государственной экономической политики; соответствующие меры должны тесно увязываться с мерами, реализующими другие её направления.

    Ещё одно направление активизации инновационной  деятельности – стимулирование развертывания  комплексной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов  научной деятельности в хозяйственный  оборот. Так, для развития конкурентоспособных  на мировом рынке отраслей, которые  в состоянии стать очагами  функционирования постиндустриальных укладов (авиакосмический комплекс, атомная энергетика, производство изотопов, био– и информационные технологии), необходимо разработать и реализовать  общегосударственную программу  развития научно–технических моногородов (наукоградов) и научно–технических парков (технопарков).

    Следует использовать поощрение инвестиций в прикладные исследования.

  1. Структурные трансформации. Ключевую роль в структурных трансформациях экономики должно сыграть формирование функциональной национальной инновационной системы, ядром которой и главным перспективным фактором экономического роста призван стать вышеупомянутый высокотехнологический комплекс. Нынешняя совокупность социальных и материальных предпосылок его развития предполагает двухэтапную стратегию реализации соответствующего приоритета. На первом этапе предстоит реанимировать сферы науки, образования и культуры, резко увеличить затраты на НИОКР и на подготовку квалифицированных кадров для ВТК, в должных количествах выпускать конкурентоспособное оборудование, обеспечивать повышение производительности труда (как важнейшее условие роста его оплаты).

    Особенность современного этапа – довольно высокий  инвестиционный спрос на импортное  оборудование, и он останется существенным до тех пор, пока в России не возникнет  новое машиностроение. Отсюда следует  необходимость либерализации таможенных режимов ввоза высокотехнологичного импортного оборудования.

    Ещё одно перспективное направление  структурной перестройки экономики  – динамическое развитие сферы услуг. Несмотря на то, что доля этого сектора  увеличилась с 33 % в 1990 г. до 52 % в 2004, здесь имеется значительный нереализованный потенциал роста (во многих развитых странах доля этой сферы в ВВП превышает 70 %). [19]

    Результативность  хозяйствования в обрабатывающих отраслях зависит от их затрат на услуги естественных монополий. Поэтому важнейшее направление  структурной политики государства  – реформирование электроэнергетики, ж/д транспорта и газовой отрасли  с обязательной нацеленностью на снижение издержек главная задача здесь  – резкое повышение эффективности  функционирования соответствующих  инфраструктурно–жизнеобеспечивющих народнохозяйственных систем при сохранении государственного контроля над их деятельностью.

  1. Стимулирование инвестиций. Затронем тему бюджетного регулирования инвестиций. Бюджетное регулирование инвестиционного процесса должно чётко сопрягаться с приоритетами национальной экономической политики в целом, прежде всего с инновационными и структурными, реализация которых предполагает ощутимые государственные капиталообразующие вложения (в строительство, реконструкцию объектов, закупку оборудования).

    Но  в обозримой перспективе можно  заметить, что инвестиций только из внутренних источников окажется недостаточно, поэтому важно работать над привлечением их из–за рубежа (по имеющимся данным их ежегодный прирост должен составлять не менее 7–8 млрд. долл.). [6]

    Предложенные  и другие возможные меры стимулирования инвестиционной активности в народном хозяйстве России важно сопровождать государственными усилиями по совершенствованию  соответствующей инфраструктуры и  расширению внутреннего спроса, равно  как и другими обеспечивающими  мерами. Рассмотрим их подробно.

  1. Обеспечивающие меры.

    1) Расширение внутреннего спроса.

    Внутренний  спрос является важным катализатором  роста экономики, причём соответствующие  меры (более подробно – см. в основной части работы) должны включать активизацию  как государственного, так и частного спроса.

    Важное  место занимает таможенно–тарифная политика, в рамках которой целесообразен  дальнейший перенос тяжести обложения  с импортируемого производственного  оборудования на вывозимое сырьё  и на ввозимые потребительские товары.

    2) На уровне регионов необходимо  развернуть работу по налаживанию  информационного обмена и оказания  услуг предпринимателям по подбору  партнеров и финансовому страхованию  риска. На макроуровне императив  снижения издержек проявляется,  в частности, как проблема контроля  за деятельностью реформируемых  естественных монополий. Так,  практикуемое в последние годы  регулярное повышение цен на  энергоносители, значительно препятствует  экономическому росту. Поэтому  для естественных монополий важен  контроль над ценами продукции.

Информация о работе Теории и модели экономического роста