Автор: Игорь Молодавкин, 11 Июня 2010 в 07:46, курсовая работа
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. По не¬которым оценкам на долю торговли приходится около 80 про¬центов всего объема международных экономических отношений, и этой сфере деятельности уделяется большое внимание как в экономической теории, так и в других экономических науках.
Введение………………………………………………………………..…..….3
1.Общая характеристика международной торговли……………………..…4
1.1. Основные определения и тезисы……………………………………..…4
1.2. Теории международной торговли………………………………….…....6
1.3. Эффективность международной торговли…………………….…...…10
2. Внешнеторговая политика…………………………………………....….14
2.1. Направления внешнеторговой политики……………………………...14
2.2. Международные объединения………………………………………....17
2.3 Международное разделение труда и мировые рынки………………...20
3. Внешняя торговля и торговая политика России……………………......25
3.1. Внешнеторговый баланс России…………………………………....…25
3.2. Вступление России в ВТО…………………………………………......26
Заключение……………………………………………………….......……..29
Глоссарий………………………………………………………………....…30
Список использованных источников……………………………...….…...32
Приложения…………………………………………………………………34
Тариф на экспорт вводится с целью поддержания определенных товаров и услуг на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта, конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено Конституцией. Экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Следует отметить, что экспортный тариф, так же как и импортный, может быть оптимальным, т.е. обеспечивающим рост благосостояния стране-экспортеру, обладающей монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Обозначим основные преимущества, которые приобретает экономика из-за установления тарифов:
В целом политика
Наряду с экономическими доводами в пользу протекционизма имеют место также доводы против данной политики:
Аргументация вышеизложенных
По мнению автора трудно
Осветив основные теоретические аспекты международной торговли и внешнеторговой политики, рассмотрим, как обстоят дела на практике.
Смягчение торговых барьеров между государствами проходит в рамках международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция проявляется в различных формах:
Зона свободной торговли – начальный уровень интеграции, при котором страны-участницы договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и квот. В то же время каждое государство проводит свою собственную торгово-экономическую политику в отношении третьих стран.
Таможенный союз – объединение, при котором страны-члены не только ликвидируют таможенные тарифы и квоты внутри союза, но и устанавливают единые таможенные тарифы в отношении третьих стран. Учреждение единых тарифов и квот для третьих стран отличает таможенный союз от зоны свободной торговли.
Общий рынок – более развитый тип интеграции. Кроме устранения таможенных барьеров между государствами — членами объединения, установления единой системы тарифного и нетарифного регулирования по отношению к третьим странам, общий рынок устанавливает свободное движение факторов производства: капитала, рабочей силы между государствами-участниками, а также единую торговую политику в отношении третьих стран. Это требует более высокого уровня организации, координации межгосударственной экономической политики.
На сегодняшний день в мире функционируют международные организации, созданные для установления оптимальных условий в отношениях (в том числе и торговых), между странами участниками, а также с государствами, не входящими в эти объединения. В рамках различных соглашений устанавливаются квоты экспорта и импорта, таможенные ставки и режимы, и многие другие аспекты международной торговли.
Реализацию этих черт взяло на себя Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), созданное в 1947 г. под эгидой США. Тогда договор подписали 23 государства, впоследствии членами ГАТТ стали более 130 стран мира.
Деятельность ГАТТ была направлена на либерализацию условий международной торговли, устранение таможенных и других ограничений. Переговоры в рамках ГАТТ содействовали постепенному снижению импортных тарифов. Так, результатом переговоров в конце 50-х годов было соглашение о снижении тарифов в целом на 25–30 %. Следующий раунд переговоров обеспечил снижение тарифов еще на 36 % на период 1967-1972гг. Принципиальное значение имели переговоры в рамках так называемого Уругвайского раунда (1985-1988 гг.). Их участниками были 107 государств. На этих переговорах были приняты принципы внешнеэкономического либерализма, создающие условия для более открытой и беспрепятственной внешней торговли. Среди этих принципов: создание условий для справедливой конкуренции; устранение количественных ограничений; запрет на разного рода дискриминационные меры; формирование особого режима для экспорта промышленных товаров из развивающихся стран. С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. ГАТТ функционирует в рамках ВТО.
Также существуют различные организации регионального масштаба.
Европейский союз (ЕС) – наиболее развитое интеграционное объединение. Процессы интеграции наиболее зрело проявились в Западной Европе. Между странами членами ЕЭС отсутствуют любые торговые барьеры, а также применяется единая торговая политика к третьим странам.
Наиболее развитой интеграционной группировкой в Североамериканском регионе является НАФТА – Североамериканская ассоциация свободной торговли, образованная в январе 1994 г. США, Канадой, Мексикой (название НАФТА состоит из первых букв слов North American Free Trade Association).
Основополагающие принципы соглашения НАФТА состоят в том, что к 2010 г. в данной интеграционной группировке должны быть ликвидированы все торговые, а также инвестиционные барьеры между государствами-членами, отменены все таможенные пошлины между ними.
Азиатско-Тихоокеанский регион включает ряд субрегиональных объединений: Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Австралийско-Новозеландскую зону свободной торговли, Южно-Тихоокеанский форум (ЮТФ), Тихоокеанский экономический совет (ТЭС). Существуют совместные консультативные организации, помогающие институциональному становлению интеграционных процессов в АТР и в его субрегионах, например, КТЭС – Конференция по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, КТТР – Конференция по тихоокеанской торговле и развитию и другие.
Наиболее активно интеграционные процессы протекают в Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданной в 1967 г., в составе которой шесть членов: Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд; в 1995 г. к ним присоединился Вьетнам. В 1992 г. между государствами–членами АСЕАН была достигнута договоренность об организации к 2008 г. зоны свободной торговли на основе постепенного снижения тарифов. Страны АСЕАН широко сотрудничают как между собой, так и с третьими странами, особенно с Японией, США, Южной Кореей, Тайванем, в последнее время с Китаем. Все рассмотренные объединения оказывают колоссальное влияние, как на внешнюю торговлю отдельных стран, так и на международную торговлю в целом.
В результате развития международной торговли сформировались мировые рынки. Выделяют рынки товаров, услуг, изобретений и лицензий, и другие.
На рынке товаров выделяют следующие группы:
Рынок топливно-энергетических и сырьевых товаров характеризуется рядом существенных особенностей: условия производства этих товаров ограничены и почти не воспроизводимы и имеют капиталоемкий характер; в потребительском отношении данная продукция имеет основополагающее значение для любого вида производственно-хозяйственной деятельности, так как топливо и первичное сырье составляют исходную материальную основу любого изделия. В международной торговле четко сформировались позиции, характеризующие основные группы поставщиков топливно-сырьевой продукции и ее потребителей. В группу поставщиков входят страны, имеющие крупные запасы энергетического и минерального сырья. Это, главным образом, страны с невысоким уровнем развития: Саудовская Аравия, ЮАР, Россия, Иран, Ирак и др. В группу потребителей входят наиболее развитые страны мира: США, Япония, Канада, Австралия, страны Западной Европы.
В данной товарной группе ведущую роль играют нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они занимают до 75 % всего ассортимента товарной группы. В послевоенный период произошло довольно существенное повышение мирового потребления нефти: за 1950-1960 гг. оно увеличилось в 7 раз, достигнув 3,4 млрд. т. в год. Важнейшей международной организацией, контролирующей мировую торговлю нефтью (78 % всех достоверных запасов нефти), является ОПЕК. ОПЕК воздействует на мировые цены и условия торговли с помощью квот на годовую добычу. Не меньшее воздействие на мировой экспорт нефти оказывают страны, не входящие в ОПЕК: Россия, Норвегия и др. На условия торговли нефтью в значительной степени влияют и страны—потребители нефти, причем с большей эффективностью, чем страны-производители.
Совершенно иначе выглядит мировой рынок машин и оборудования. Прежде всего, его характеризуют самые высокие темпы роста вследствие количественных изменений элементов машин и оборудования, их постоянного совершенствования и качественного усложнения. Второй особенностью данного сектора мирового рынка является то, что торговлю ведет значительное количество фирм, остро конкурирующих между собой. В последние 20-30 лет торговля машинами и оборудованием происходит в рамках соглашений о производственной или научно-технической кооперации. Это предопределило соответствующую форму торговли машинами в виде поставок деталей и узлов, комплектов с обязательным послепродажным сервисным обслуживанием. В начале 90-х годов около 45 % общего объема экспорта машин и оборудования осуществлялось в форме межотраслевых и внутриотраслевых поставок узлов и деталей.
Основной объем торговли машинами и оборудованием приходится на взаимный обмен индустриально развитых стран. Такое положение объективно, так как основными агентами мирового рынка машин и оборудования выступают те страны, где максимально используются достижения современной НТР: США, Япония, Германия, Канада, Швейцария, Голландия и др., которым все более серьезную конкуренцию создают фирмы стран Юго-Восточной Азии и Бразилии. За период 1990–1997 гг. экспорт машиностроительной продукции в Южной Корее, Тайване и Сингапуре возрос более чем в 2 раза. В основном это бытовая электроника и оргтехника, которая благодаря своей дешевизне все глубже проникает на рынки западных стран. За этот же период экспорт машин и оборудования из Бразилии увеличился почти в 3 раза, что позволило ей подняться с 28-го места в мировой иерархии экспортеров до 12-го.
Характерной чертой мирового рынка машин и оборудования является быстрая обновляемость ассортимента. Крупнейшие фирмы США, Японии и Западной Европы обновляют товарный ассортимент за 5—6 лет практически на 100 %. Каждый год на мировом рынке появляются десятки принципиально новых видов машин и оборудования. Все чаще и масштабней используются «системные продажи», при которых покупателям предлагают товары с комплектующими и сопутствующими изделиями, с сервисом наладки, пуска, ремонта, гарантийного обслуживания.
После машин и оборудования, топливно-сырьевой продукции крупнейшей товарной группой является сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Основные экспортеры продовольствия – развитые страны Запада. Они выступают главными поставщиками зерна (около 70 % мирового экспорта), молочных продуктов (90 %), переработанных фруктов и овощей (35 %), переработанных мясопродуктов (40 %). Итак, на мировом рынке развитые страны господствуют главным образом в качестве поставщиков переработанной продукции. Развивающиеся страны являются основными поставщиками сельскохозяйственного сырья и первичных продовольственных культур: экспорт тропических плодов составляет 90%, сахара-сырца – 53%, рыбы – 35%.
Информация о работе Теоретические основы международной торговли