Теоретические основы международной торговли

Автор: Игорь Молодавкин, 11 Июня 2010 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. По не¬которым оценкам на долю торговли приходится около 80 про¬центов всего объема международных экономических отношений, и этой сфере деятельности уделяется большое внимание как в экономической теории, так и в других экономических науках.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..….3
1.Общая характеристика международной торговли……………………..…4
1.1. Основные определения и тезисы……………………………………..…4
1.2. Теории международной торговли………………………………….…....6
1.3. Эффективность международной торговли…………………….…...…10
2. Внешнеторговая политика…………………………………………....….14
2.1. Направления внешнеторговой политики……………………………...14
2.2. Международные объединения………………………………………....17
2.3 Международное разделение труда и мировые рынки………………...20
3. Внешняя торговля и торговая политика России……………………......25
3.1. Внешнеторговый баланс России…………………………………....…25
3.2. Вступление России в ВТО…………………………………………......26
Заключение……………………………………………………….......……..29
Глоссарий………………………………………………………………....…30
Список использованных источников……………………………...….…...32
Приложения…………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

      Тариф на экспорт вводится с целью поддержания определенных товаров и услуг на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта, конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено Конституцией. Экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Следует отметить, что экспортный тариф, так же как и импортный, может быть оптимальным, т.е. обеспечивающим рост благосостояния стране-экспортеру, обладающей монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Обозначим основные преимущества, которые приобретает экономика из-за установления  тарифов:

  1. Тарифы могут способствовать снижению безработицы. Нельзя отрицать, что политика высоких тарифов на короткое время может увеличить занятость, пока другие нации не примут ответных мер. В то же время таможенные пошлины вызывают такой рост стоимости жизни, который перекрывает увеличение денежной заработной платы, и поэтому реальная заработная плата может падать.
  2. Тарифы могут способствовать диверсификации производства, что существенно уменьшает риск от изменений условий торговли.
  3. Тарифы на импорт могут обеспечить рост "новым отраслям". Согласно этой точке зрения тарифы могут положить начало развитию новых отраслей в экономике. Сталкиваясь  с иностранной конкуренцией, новые отрасли не в силах выдержать первоначальный период развития. А тарифы на импорт повлекут подорожание импортируемых товаров, что уменьшит их конкурентоспособность.
  4. Тарифы на импорт могут ускорить формирование экономически желательных долговременных тенденций, присущих развитой экономике.
  5. Таможенные пошлины на импорт увеличивают прямые налоговые поступления в государственный бюджет.

            В целом политика протекционизма  в определенный период времени способствует росту отечественного производства.

    Наряду  с экономическими доводами в пользу протекционизма имеют место также доводы против данной политики:

  1. Сокращение импорта косвенно уменьшает экспорт отечественных товаров и услуг.
  2. Изоляция от внешней торговли уменьшает общий объем реального дохода.
  3. Тарифы на импорт не способствуют выравниванию издержек производства внутри страны и за границей. Хотя выгода, получаемая от внешней торговли, основана на различиях в издержках, тем не менее ввоз товаров и услуг производственного назначения будет способствовать снижению национальных издержек и выравнивать их с затраченными издержками.
  4. Введение тарифа может сократить занятость и доходы отдельных категорий рабочих. Поскольку рабочая сила представляет собой важный и гибкий фактор производства, то одни рабочие проигрывают, а другие выигрывают от сужения внешней торговли.
  5. Введение тарифов на импорт в качестве ответной меры обычно вызывает еще большее повышение пошлин со стороны других стран и только в редких случаях может быть эффективным для взаимного снижения пошлин.

           Аргументация вышеизложенных доводов  противоречива экономической теории сравнительного преимущества. Каждая нация получает выгоды от торговли благодаря специализации, отказываясь от некоторых видов деятельности и переключая свои ресурсы в такие сферы, где имеются сравнительно большие преимущества. Мощь экспортных отраслей и правильная фискальная и денежная политика способны сохранить широкие возможности для поддержания общей занятости, так что нация сможет увеличить свой реальный доход благодаря специализации в соответствии с принципами сравнительного преимущества.

        По мнению автора трудно встретить  в чистом виде рассмотренные  политики, и каждое государство  в своей деятельности использует  как принципы протекционизма, так и принципы свободной торговли.

      2.2. Международные объединения

    Осветив основные теоретические аспекты  международной торговли и внешнеторговой политики, рассмотрим, как обстоят  дела на практике.

    Смягчение торговых барьеров между государствами проходит в рамках международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция проявляется в различных формах:

    Зона  свободной торговли – начальный  уровень интеграции, при котором страны-участницы договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и квот. В то же время каждое государство проводит свою собственную торгово-экономическую политику в отношении третьих стран.

      Таможенный  союз – объединение, при котором  страны-члены не только ликвидируют  таможенные тарифы и квоты внутри союза, но и устанавливают единые таможенные тарифы в отношении третьих стран. Учреждение единых тарифов и квот для третьих стран отличает таможенный союз от зоны свободной торговли.

      Общий рынок – более развитый тип  интеграции. Кроме устранения таможенных барьеров между государствами — членами объединения, установления единой системы тарифного и нетарифного регулирования по отношению к третьим странам, общий рынок устанавливает свободное движение факторов производства: капитала, рабочей силы между государствами-участниками, а также единую торговую политику в отношении третьих стран. Это требует более высокого уровня организации, координации межгосударственной экономической политики.

      На  сегодняшний день в мире функционируют  международные организации, созданные для установления оптимальных условий в отношениях (в том числе и торговых), между странами участниками, а также с государствами, не входящими в эти объединения. В рамках различных соглашений устанавливаются квоты экспорта и импорта, таможенные ставки и режимы, и многие другие аспекты международной торговли.

      Реализацию  этих черт взяло на себя Генеральное  соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), созданное в 1947 г. под эгидой США. Тогда договор подписали 23 государства, впоследствии членами ГАТТ стали более 130 стран мира.

      Деятельность  ГАТТ была направлена на либерализацию условий международной торговли, устранение таможенных и других ограничений. Переговоры в рамках ГАТТ содействовали постепенному снижению импортных тарифов. Так, результатом переговоров в конце 50-х годов было соглашение о снижении тарифов в целом на 25–30 %. Следующий раунд переговоров обеспечил снижение тарифов еще на 36 % на период 1967-1972гг. Принципиальное значение имели переговоры в рамках так называемого Уругвайского раунда (1985-1988 гг.). Их участниками были 107 государств. На этих переговорах были приняты принципы внешнеэкономического либерализма, создающие условия для более открытой и беспрепятственной внешней торговли. Среди этих принципов: создание условий для справедливой конкуренции; устранение количественных ограничений; запрет на разного рода дискриминационные меры; формирование особого режима для экспорта промышленных товаров из развивающихся стран. С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. ГАТТ функционирует в рамках ВТО.

      Также существуют различные организации  регионального масштаба.

      Европейский союз (ЕС) – наиболее  развитое интеграционное объединение. Процессы интеграции наиболее зрело проявились в Западной Европе. Между странами членами ЕЭС отсутствуют любые торговые барьеры, а также применяется единая торговая политика к третьим странам.

      Наиболее  развитой интеграционной группировкой в Североамериканском регионе является НАФТА – Североамериканская ассоциация свободной торговли, образованная в январе 1994 г. США, Канадой, Мексикой (название НАФТА состоит из первых букв слов North American Free Trade Association).

      Основополагающие  принципы соглашения НАФТА состоят  в том, что к 2010 г. в данной интеграционной группировке должны быть ликвидированы все торговые, а также инвестиционные барьеры между государствами-членами, отменены все таможенные пошлины между ними.

      Азиатско-Тихоокеанский  регион включает ряд субрегиональных объединений: Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Австралийско-Новозеландскую зону свободной торговли, Южно-Тихоокеанский форум (ЮТФ), Тихоокеанский экономический совет (ТЭС). Существуют совместные консультативные организации, помогающие институциональному становлению интеграционных процессов в АТР и в его субрегионах, например, КТЭС – Конференция по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, КТТР – Конференция по тихоокеанской торговле и развитию и другие.

      Наиболее  активно интеграционные процессы протекают  в Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданной в 1967 г., в составе которой шесть членов: Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд; в 1995 г. к ним присоединился Вьетнам. В 1992 г. между государствами–членами АСЕАН была достигнута договоренность об организации к 2008 г. зоны свободной торговли на основе постепенного снижения тарифов. Страны АСЕАН широко сотрудничают как между собой, так и с третьими странами, особенно с Японией, США, Южной Кореей, Тайванем, в последнее время с Китаем. Все рассмотренные объединения оказывают колоссальное влияние, как на внешнюю торговлю отдельных стран, так и на международную торговлю в целом.

     2.3 Международное разделение труда и мировые рынки

    В результате развития международной  торговли сформировались мировые рынки. Выделяют рынки товаров, услуг, изобретений  и лицензий, и другие.

    На  рынке товаров выделяют следующие  группы:

  • группа топливно-энергетических и сырьевых товаров;
  • машин и оборудования;
  • металлов, химической продукции, лесоматериалов;
  • сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
  • промышленных товаров широкого потребления;

      Рынок топливно-энергетических и сырьевых товаров характеризуется рядом существенных особенностей: условия производства этих товаров ограничены и почти не воспроизводимы и имеют капиталоемкий характер; в потребительском отношении данная продукция имеет основополагающее значение для любого вида производственно-хозяйственной деятельности, так как топливо и первичное сырье составляют исходную материальную основу любого изделия. В международной торговле четко сформировались позиции, характеризующие основные группы поставщиков топливно-сырьевой продукции и ее потребителей. В группу поставщиков входят страны, имеющие крупные запасы энергетического и минерального сырья. Это, главным образом, страны с невысоким уровнем развития: Саудовская Аравия, ЮАР, Россия, Иран, Ирак и др. В группу потребителей входят наиболее развитые страны мира: США, Япония, Канада, Австралия, страны Западной Европы.

      В данной товарной группе ведущую роль играют нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они занимают до 75 % всего ассортимента товарной группы. В послевоенный период произошло довольно существенное повышение мирового потребления нефти: за 1950-1960 гг. оно увеличилось в 7 раз, достигнув 3,4 млрд. т. в год. Важнейшей международной организацией, контролирующей мировую торговлю нефтью (78 % всех достоверных запасов нефти), является ОПЕК. ОПЕК воздействует на мировые цены и условия торговли с помощью квот на годовую добычу. Не меньшее воздействие на мировой экспорт нефти оказывают страны, не входящие в ОПЕК: Россия, Норвегия и др. На условия торговли нефтью в значительной степени влияют и страны—потребители нефти, причем с большей эффективностью, чем страны-производители.

      Совершенно  иначе выглядит мировой рынок  машин и оборудования. Прежде всего, его характеризуют самые высокие темпы роста вследствие количественных изменений элементов машин и оборудования, их постоянного совершенствования и качественного усложнения. Второй особенностью данного сектора мирового рынка является то, что торговлю ведет значительное количество фирм, остро конкурирующих между собой. В последние 20-30 лет торговля машинами и оборудованием происходит в рамках соглашений о производственной или научно-технической кооперации. Это предопределило соответствующую форму торговли машинами в виде поставок деталей и узлов, комплектов с обязательным послепродажным сервисным обслуживанием. В начале 90-х годов около 45 % общего объема экспорта машин и оборудования осуществлялось в форме межотраслевых и внутриотраслевых поставок узлов и деталей.

      Основной  объем торговли машинами и оборудованием  приходится на взаимный обмен индустриально развитых стран. Такое положение объективно, так как основными агентами мирового рынка машин и оборудования выступают те страны, где максимально используются достижения современной НТР: США, Япония, Германия, Канада, Швейцария, Голландия и др., которым все более серьезную конкуренцию создают фирмы стран Юго-Восточной Азии и Бразилии. За период 1990–1997 гг. экспорт машиностроительной продукции в Южной Корее, Тайване и Сингапуре возрос более чем в 2 раза. В основном это бытовая электроника и оргтехника, которая благодаря своей дешевизне все глубже проникает на рынки западных стран. За этот же период экспорт машин и оборудования из Бразилии увеличился почти в 3 раза, что позволило ей подняться с 28-го места в мировой иерархии экспортеров до 12-го.

      Характерной чертой мирового рынка машин и  оборудования является быстрая обновляемость ассортимента. Крупнейшие фирмы США, Японии и Западной Европы обновляют товарный ассортимент за 5—6 лет практически на 100 %. Каждый год на мировом рынке появляются десятки принципиально новых видов машин и оборудования. Все чаще и масштабней используются «системные продажи», при которых покупателям предлагают товары с комплектующими и сопутствующими изделиями, с сервисом наладки, пуска, ремонта, гарантийного обслуживания.

      После машин и оборудования, топливно-сырьевой продукции крупнейшей товарной группой является сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Основные экспортеры продовольствия – развитые страны Запада. Они выступают главными поставщиками зерна (около 70 % мирового экспорта), молочных продуктов (90 %), переработанных фруктов и овощей (35 %), переработанных мясопродуктов (40 %). Итак, на мировом рынке развитые страны господствуют главным образом в качестве поставщиков переработанной продукции. Развивающиеся страны являются основными поставщиками сельскохозяйственного сырья и первичных продовольственных культур: экспорт тропических плодов составляет       90%, сахара-сырца – 53%, рыбы – 35%.

Информация о работе Теоретические основы международной торговли