Теоретические основы международной торговли

Автор: Игорь Молодавкин, 11 Июня 2010 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. По не¬которым оценкам на долю торговли приходится около 80 про¬центов всего объема международных экономических отношений, и этой сфере деятельности уделяется большое внимание как в экономической теории, так и в других экономических науках.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..….3
1.Общая характеристика международной торговли……………………..…4
1.1. Основные определения и тезисы……………………………………..…4
1.2. Теории международной торговли………………………………….…....6
1.3. Эффективность международной торговли…………………….…...…10
2. Внешнеторговая политика…………………………………………....….14
2.1. Направления внешнеторговой политики……………………………...14
2.2. Международные объединения………………………………………....17
2.3 Международное разделение труда и мировые рынки………………...20
3. Внешняя торговля и торговая политика России……………………......25
3.1. Внешнеторговый баланс России…………………………………....…25
3.2. Вступление России в ВТО…………………………………………......26
Заключение……………………………………………………….......……..29
Глоссарий………………………………………………………………....…30
Список использованных источников……………………………...….…...32
Приложения…………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

      Согласно  теории этих экономистов страны будут  стремиться экспортировать избыточные факторы и импортировать дефицитные факторы производства, т.е. движение товаров из страны в страну должно компенсировать относительно низкую обеспеченность стран факторами производства в масштабах мирового хозяйства. Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие, будет ниже, чем в других странах. Так возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли.

      Данная  теория успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые в современной международной торговле. Страны действительно вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Но в последние десятилетие структура обеспеченности развитых стран необходимыми производственными ресурсами относительно выравнивается, что должно было, согласно теории Хекшера-Олина, снизить их стимулы к торговле друг с другом. Однако этого не происходит. Наоборот, центр тяжести в международной торговле перемещается именно к торговле между промышленно развитыми странами, то есть странам с приблизительно одинаковой обеспеченностью факторами производства. Причем в мировой торговле растет удельный вес взаимных поставок сходных промышленных товаров.

«Парадокс Леонтьева»

      Попытку эмпирической проверки теории Хекшера-Олина  предпринял известный американский экономист В. Леонтьев в  середине 50-х гг. и пришел к парадоксальным выводам.  Использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., он показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие, хотя в первые послевоенные годы в США капитал был относительно избыточным фактором производства. Последующие исследования подтвердили наличие этого факта в послевоенный период не только для США, но и для других стран. Иными словами, эмпирически полученный результат явно противоречил теории Хекшера-Олина и потому получил название «Парадокс Леонтьева».

      Многочисленные  попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:

  • неоднородность факторов производства, прежде всего труда, который может существенно различаться по уровню квалификации. В результате в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность не вообще труда, а труда высококвалифицированного, в то время, как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных трудовых затрат неквалифицированных работников.
  • значительная роль природных ресурсов, которые часто могут участвовать в производственных процессах только в ассоциации с большим количеством капитала (отрасли добывающей промышленности). Это объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства.
  • влияние на международную специализацию политики, проводимой государством, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

     1.3. Эффективность международной торговли

      Ввиду многих факторов участники торговых отношений находятся в неравных условиях, и их выгода от внешней торговли различается.

      В экономической теории существует такое  понятие, как выигрыш от мировой торговли — это выигрыш в виде прироста общего благосостояния. С одной стороны, он не может распределяться равномерно между странами, поскольку его размер зависит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, он также не поровну распределяется внутри страны между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами. Следует иметь в виду, что в результате специализации происходят изменения в распределении ресурсов между отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев факторов производства.

      В конечном итоге распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами определяется тем, на каком уровне устанавливаются, цены на товары, которыми страны торгуют между собой и каковы объемы торговли.

      В результате развития международной  торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. А в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок. Производители в импортных отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. А производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

      Выигрыш от внешней торговли зависит от условий  торговли.  Условиями торговли называют количество импортных благ, которое страна получает в обмен на данное количество экспортированных благ своего производства.

      Если альтернативные издержки внутреннего выпуска того блага, на котором специализируется страна, становятся выше, чем издержки его покупки на мировом рынке, то специализация уступает место изготовлению изначально более дорогих благ внутри страны.

      Внешняя торговля позволяет реализовать экономию на масштабе производства. Такие блага, как компьютеры, лекарства, самолеты, автомобили и многие другие, производятся в условиях убывающих издержек. Емкость внутреннего рынка часто оказывается недостаточной для того, чтобы в полной мере использовать преимущества крупномасштабного производства. Выход таких стран экспортным товаром на мировой рынок позволяет снизить издержки выпуска в расчете на единицу продукции.

      Внешняя торговля приводит к усилению конкуренции и повышению эффективности производства. Любое ограничение конкуренции на рынке создает условия для его захвата одним поставщиком. Внешняя торговля расширяет конкуренцию за счет вхождения на рынок производителей данного блага из других стран. Прежде чем принимать какие-либо меры по ограничению внешней торговли для защиты своих предприятий, любое правительство должно тщательно оценить риск монополизации внутренних рынков.

      На  деле рыночные условия торговли определяются реальными факторами: условиями спроса и предложения на каждое благо; денежными факторами — курсом обмена валют этих стран. Изменение любого из этих условий приводит к изменению условий торговли в целом.

      Показатель (коэффициент) условий торговли —  это отношение цен экспорта к ценам импорта.

      Состав экспорта и импорта меняется со временем, и именно относительные изменения условий торговли во времени представляют особый практический интерес. Поэтому изменения стоимости экспорта и импорта измеряются индексами соответствующих цен: стоимость корзины экспортных и импортных благ - оценивается в процентах от ее стоимости в базовом году.

      Коэффициент условий торговли — это индекс. Он исчисляется как отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен, умноженное на 100.

      Рост  этого показателя (улучшение условий торговли) означает повышение благосостояния нации. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по сравнению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли. И наоборот: падение показателя "условий торговли" (ухудшение условий торговли) свидетельствует о снижении благосостояния нации.

      Таким образом, изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой торговле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колебаний спроса на мировом и внутреннем рынках, от изменений в условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров. Вместе с тем следует иметь в виду, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности ее производства, то при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объемы своего экспорта и получить большой выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.

      Под влиянием международной торговли изменяется структура национального производства. Изменение структуры производства означает изменение структуры спроса и предложения факторов производства.

      Изменение структуры спроса означает следующее: отрасли, которые начинают быстро развиваться, предъявляют спрос на дополнительные ресурсы, а отрасли, где производство сокращается, будут эти ресурсы высвобождать. Изменение структуры спроса неоднозначно проявляет себя в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде внешняя торговля обусловливает перераспределение доходов в зависимости от того, в какой отрасли занят данный фактор производства: растут доходы тех, кто связан с отраслями, ориентированными на экспорт, и падают доходы в отраслях, конкурирующих с импортом.. В долгосрочном периоде развитие внешней торговли приводит к увеличению доходов владельцев того фактора производства, который интенсивно используется в экспортных отраслях, и к падению доходов от того фактора производства, который интенсивно

используется  в отраслях, конкурирующих с импортом 

     2. Внешнеторговая политика

     2.1. Направления внешнеторговой политики

      Эффективность внешнеторговой деятельности значительно  зависит от политики, которую проводит государство в этой области. Внешнеторговая политика как система мер государства, направленная на регулирование внешнеэкономической деятельности, является отражением реальных процессов, происходящих в структуре материального производства, управлении экономикой. Инструментами реализации внешнеторговой политики являются налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт и экспорт. Вся история внешнеторговой политики по существу представляет собой борьбу двух основных течений: либерализации и протекционизма.

      При осуществлении политики либерализации (свободной торговли), вмешательство государства во внешнеторговую деятельность минимально.

      Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, согласно теориям международной торговли каждая страна должна производить те товары, издержки-производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на те продукты, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, то мировая, экономика может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. Если же страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения разнообразных потребностей своих граждан.

      Кроме того, свободная торговля стимулирует  конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и не отставать от технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

      Итак, свободная торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда, увеличивает реальный валовой национальный продукт всех стран и создает возможность повышения уровня жизни населения на всем земном шаре.

      Течению, противоположному рассмотренному, соответствует  политика протекционизма. Государство принимает меры по регулированию и контролю внешнеэкономической деятельности. Инструментами реализации являются различные таможенные тарифы, тарифы на экспорт и импорт, также используются квоты на экспорт и импорт, и другие меры.

      Тариф на импорт вводится с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Иногда государство идет на ограничение экспорта, т. е. устанавливает тариф на экспорт.

Информация о работе Теоретические основы международной торговли