Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:35, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа антимонопольного законодательства в Российской Федерации выявить проблемы и указать пути их решения.
Цель обуславливает существующие задачи данной работы:
рассмотреть, что собой представляет антимонопольное законодательство, почему оно так необходимо;
определить сущность антимонопольного законодательства;
рассмотреть развитие антимонопольное законодательство в России;
выявить область проблем антимонопольного законодательства и пути их решения;
рассмотреть методы антимонопольной политики.
Введение 4
Теоретические основы антимонопольного законодательства 5
Необходимость и сущность антимонопольного законодательства 5
Этапы развития антимонопольного законодательства 7
Антимонопольное законодательство Российской Федерации; проблемы и пути решения 9
История развития антимонопольного законодательства в Российской федерации 9
Проблемы антимонопольного законодательства и пути их решения 12
Методы антимонопольной политики 17
Ограничительные меры 17
Контроль за усилением экономической концентрации 19
Запрет на недобросовестную конкуренцию 21
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно повлиять на конкуренцию 22
Заключение 24
Список литературы
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Среди ограничивающих конкуренцию следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или
покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения15.
2.3.2 Контроль за усилением экономической концентрации
Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:
Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.
При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.
Новое
для российского
Российское
антимонопольное
В целом контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное
ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях16.
2.3.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию
Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
Растет
интерес предпринимателей к защите деловой
репутации предприятия и правовой охране
товарных знаков от их незаконного использования.
Так, швейцарская фармацевтическая компания
обратилась в Государственный антимонопольный
комитет с заявлением о том, что ее оригинальный
препарат в качестве дженерика производит
словенская фирма и распространяет в России
под своей торговой маркой. При этом в
рекламе она не сообщает о его побочных
эффектах и противопоказаниях, что вводит
в заблуждение потребителей, создает угрозу
их здоровью и наносит ущерб финансовым
интересам швейцарской компании. Словенской
компании было предписано прекратить
нарушение антимонопольного законодательства17.
2.3.4 Запреты на действия органов власти и управления, которые
могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.
Развитие
рыночных отношений предполагает устранение
прямого вмешательства
Однако
власти субъектов Федерации и
органы местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
необоснованно предоставляют льготы,
ограничивают создание предприятий, вводят
запреты на их деятельность, продажу или
покупку товаров, указывают на приоритетность
некоторых договоров, произвольно устанавливают
размеры регистрационного сбора, препятствуют
выходу на рынок товаров и услуг "иногородних"
предприятий и т.п18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Подводя
итог сказанному, можно утверждать,
что антимонопольное
В данной курсовой работе выявлены наиболее актуальные проблемы антимонопольного законодательства и пути их решения.
Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов антимонопольного законодательства. Были выявлены:
Во второй главе антимонопольная политика рассмотрена непосредственно в Российской Федерации. Было выяснено, что:
Информация о работе Теоретические основы антимонопольного законодательства