Теоретические основы антимонопольного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе анализа антимонопольного законодательства в Российской Федерации выявить проблемы и указать пути их решения.
Цель обуславливает существующие задачи данной работы:
рассмотреть, что собой представляет антимонопольное законодательство, почему оно так необходимо;
определить сущность антимонопольного законодательства;
рассмотреть развитие антимонопольное законодательство в России;
выявить область проблем антимонопольного законодательства и пути их решения;
рассмотреть методы антимонопольной политики.

Содержание

Введение 4
Теоретические основы антимонопольного законодательства 5
Необходимость и сущность антимонопольного законодательства 5
Этапы развития антимонопольного законодательства 7
Антимонопольное законодательство Российской Федерации; проблемы и пути решения 9
История развития антимонопольного законодательства в Российской федерации 9
Проблемы антимонопольного законодательства и пути их решения 12
Методы антимонопольной политики 17
Ограничительные меры 17
Контроль за усилением экономической концентрации 19
Запрет на недобросовестную конкуренцию 21
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно повлиять на конкуренцию 22
Заключение 24
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     На  поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство. К его источникам относятся:

  • Конституция Российской Федерации, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а так же поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст.8) и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст.34);
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ), который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст.10).

     Весьма  интересным нам представляется история  становления антимонопольного законодательства РФ, без знания которой трудно будет  понять Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»6.

     Начальным этапом российского конкурентного законодательства был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(1991).  
В июле 1991 был создан Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, позже - Государственный антимонопольный комитет, в 2003г. – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС России).

     Накопленный опыт расследования дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства показал, что Закон о конкуренции 1991г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993г. стала очевидной необходимостью его существенного обновления и дополнения. С этого момента начался второй этап - формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8). 

     Третий  этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. 

     Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции:

  • Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
  • Рекламное законодательство. В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995г. был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13 марта 2006г. №38-ФЗ « О рекламе»
  • Обеспечение интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами в связи с отменой монополии внешней торговли, либерализация экспортно-импортной деятельности.

     Пятый этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц7. 

     2.2 Проблемы антимонопольного законодательства и пути

     их  решения

     Антимонопольное регулирование занимает важное место  в макроэкономической политике, а  обеспечение открытой конкуренции  рассматривается как важнейший  критерий эффективности рыночной экономики  в большинстве стран мира. Важнейшая  роль в реализации задачи развития конкурентной экономики в России принадлежит Министерству Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России)8.

     Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, связанные  с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренции. По своему характеру – это личные неимущественные отношения, связанные с имущественными9. Источником данного права являются: Конституция РФ, законы Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг»10.

     Закон Российской Федерации «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» (далее  Закон) был принят в 1991 году и является одним из первых рыночных законов. За прошедшие годы накоплен значительный опыт применения антимонопольного законодательства. Конкурентная политика, базирующаяся на этом законе и направленная на пресечение монополистической деятельности, предупреждение монополизации и развитие товарных рынков, обеспечивает стабильность экономики, единство экономического пространства России, гарантирует соблюдение честных правил поведения на рынке, защищает интересы потребителей, предотвращая рост цен и образование дефицита11.

     28 марта 2000 года на очередных  парламентских слушаниях были  приняты «Рекомендации парламентских  слушаний «Экономическая политика  в области государственного антимонопольного  регулирования: практический опыт  и задачи совершенствования законодательства»12, на которых был очерчен ряд проблем антимонопольного регулирования в России, многие из которых так до сих пор и не решены.

     Во-первых, не созданы нормальные рыночные условия  существования конкуренции

     Во-вторых, до сих пор не существует полного  набора эффективных инструментов пресечения нелегальных сговоров участников рынка, хотя современная ситуация намного лучше существовавшей на момент выхода рекомендаций.

     В-третьих, существовала проблема защиты прав потребителей, прежде всего от недоброкачественной  продукции. В настоящее время такая проблема не стоит остро, поскольку практически решена.

     В-четвертых, на время выхода рекомендаций, существовала слишком сложная структура взаимодействия МАП и других ведомств (Мин. экономики,  Минфина и др.). В настоящее время проблема решена.

     В-пятых, на время выхода рекомендаций, вне  поля зрения МАП были процессы концентрации собственности в целях установления контроля над рынком.

     В-шестых, не была создана и не создана по сей день действенная система  поддержки малого бизнеса.

     В-седьмых, существовала и существует до сих  пор проблема формирования системы  регулирования деятельности естественных монополий.

     В-восьмых, существовала проблема пресечения недобросовестной ценовой конкуренции со стороны  монополистов. В настоящее время  проблема решена.

     В-девятых, на момент выхода рекомендаций, антимонопольное  законодательство имело низкую эффективность  как следствие дефицита ответственности за недобросовестную конкуренцию. В настоящее время проблема решена13.

     Для повышения экономической эффективности  антимонопольной политики требуется  принятие ряда мер со стороны государства14.

     Разработать и реализовать ряд мер по повышению эффективности антимонопольной политики, развитию конкуренции и улучшению во всех сегментах внутреннего рынка конкурентной среды, включающую, в частности:

  • недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках;
  • пресечение деятельности организованных преступных групп, пытающихся ограничить доступ на рынок или установить контроль за товаропроводящими сетями;
  • повышение эффективности контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;
  • усиление антимонопольного контроля и обеспечение равных прав для участников конкурсов, торгов и аукционов при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд, а также конкурсов и аукционов по продаже госсобственности;
  • ужесточение контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях. Защите прав потребителей, рекламе и правах интеллектуальной собственности; установление порядка регулирования деятельности локальных естественных монополий;
  • разработку особой федеральной программы по развитию конкуренции на товарных рынках, в которой должны быть предусмотрены механизмы законодательного, организационного, научно-методического и финансового обеспечения развития конкуренции.

     Повысить  эффективность государственного регулирования  цен в высокомонополизированных отраслях экономики и в торговле, в том числе:

  • повысить результативность работы федеральных органов контроля за естественными монополиями, обеспечив обоснованность формирования тарифов на электроэнергию, природный газ, услуги связи, железнодорожного транспорта и т.д. на основании объективного определения нормативов затрат на их производство и поставку;
  • содействовать выравниванию тарифов на продукцию естественных монополий в региональном разрезе, ослаблению территориальной дифференциации тарифов.

     Поднять эффективность антимонопольного регулирования  финансовых услуг, обеспечив:

  • установление четких критериев этого регулирования, в том числе критериев определения уровней концентрации банковского капитала и доминирования финансовых организаций;
  • демонополизацию отдельных сегментов финансового рынка, в частности сегмента услуг по размещению акций российских предприятий за рубежом с использованием механизма депозитарных расписок.

     Создать необходимые макроэкономические условия  для повышения конкурентоспособности  отечественных товаров, в том  числе:

  • снизить акцизы на энергоносители с заменой выпадающих доходов бюджета экспортными пошлинами или другими инструментами перераспределения налоговой нагрузки с внутреннего потребления на экспорт сырья;
  • постепенно сократить перекрестное субсидирование потребителей при установлении тарифов на услуги естественных монополий;
  • принять меры по прекращению необоснованного роста цен на энергоносители, конструкционные материалы и на сырьевые товары.

     Обеспечить  прекращение действий исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции посредством  необоснованного предоставления льгот  отдельным предприятиям, запретов на вывоз товаров за территорию этих субъектов или на

ввоз  товаров, произведенных в других регионах.

     2.3 Методы антимонопольной политики

     2.3.1 Ограничительные  меры

     Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным  органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

     Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

     Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

     Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с  тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Информация о работе Теоретические основы антимонопольного законодательства