Теоретические основы антимонопольного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе анализа антимонопольного законодательства в Российской Федерации выявить проблемы и указать пути их решения.
Цель обуславливает существующие задачи данной работы:
рассмотреть, что собой представляет антимонопольное законодательство, почему оно так необходимо;
определить сущность антимонопольного законодательства;
рассмотреть развитие антимонопольное законодательство в России;
выявить область проблем антимонопольного законодательства и пути их решения;
рассмотреть методы антимонопольной политики.

Содержание

Введение 4
Теоретические основы антимонопольного законодательства 5
Необходимость и сущность антимонопольного законодательства 5
Этапы развития антимонопольного законодательства 7
Антимонопольное законодательство Российской Федерации; проблемы и пути решения 9
История развития антимонопольного законодательства в Российской федерации 9
Проблемы антимонопольного законодательства и пути их решения 12
Методы антимонопольной политики 17
Ограничительные меры 17
Контроль за усилением экономической концентрации 19
Запрет на недобросовестную конкуренцию 21
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно повлиять на конкуренцию 22
Заключение 24
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                       4

  1. Теоретические основы антимонопольного законодательства                           5
    1. Необходимость и сущность антимонопольного законодательства         5
      1. Этапы развития антимонопольного законодательства                             7
        • Антимонопольное законодательство Российской Федерации; проблемы и пути решения                                                                                                          9
          • История развития антимонопольного законодательства в Российской федерации                                                                                                      9
            • Проблемы антимонопольного законодательства и пути их решения    12
              • Методы антимонопольной политики                                                        17
                • Ограничительные меры                                                                        17
                  • Контроль за усилением экономической концентрации                  19
                • Запрет на недобросовестную конкуренцию                                       21
                  • Запреты на действия органов власти и управления, которые могут

               неблагоприятно повлиять на конкуренцию                                         22

Заключение                                                                                                                 24

Список литературы                                                                                                    29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В современной России существует десять типов монополизма. Их наличие в  экономике страны требует такого антимонопольного законодательства, которое  бы либо ограничивало, либо регулировало монополистическую деятельность.

     Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством.

     Цель  работы – на основе анализа антимонопольного законодательства в Российской Федерации выявить проблемы и указать пути их решения.

     Цель  обуславливает существующие задачи данной работы:

    • рассмотреть, что собой представляет антимонопольное законодательство, почему оно так необходимо;
    • определить сущность антимонопольного законодательства;
    • рассмотреть развитие антимонопольное законодательство в России;
    • выявить область проблем антимонопольного законодательства и пути их решения;
    • рассмотреть методы антимонопольной политики.

     При написании курсовой работы использованы аналитический и исторический методы.

     Предмет исследования – проблемы антимонопольного законодательства в России и пути их решения.

     Тема  данной курсовой работы изучалась следующими авторами: Паламарчук А., Князевой И.В., Шишкиным А.Ф. и другими. 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

     ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     1.1 Необходимость и сущность антимонопольного

     законодательства

     Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание  конкурентной среды, противодействие  монополизму и недобросовестной конкуренции.

     К числу вопросов, регулируемых антимонопольным  законодательством, относятся:

     1. Промышленное регулирование - это  выборочное регулирование цен  (тарифов) внутри отраслей коммунального  обслуживания;

     2. Социальное регулирование - это государственное регулирование условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество;

     3. Промышленная политика - политика  государства, направленная на  приоритетное развитие отдельных  отраслей, товаров или технологий1.

     Необходимость применения антимонопольного законодательства легко понять сравнивая удобные  для покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает  на рынке вследствие появления на нем монополиста2:

     1) Необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке товара присутствует монополист, то вполне вероятна такая, ситуация когда покупатель будет лишен возможности выбора - монополист будет производить только один вид товара или услуги, так как нужда в данном товаре и отсутствие выбора заставит покупателя приобрести его.

     2) Покупатель заинтересован в том,  чтобы цена на товар была  как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора - есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от продажи товара или слуги.

     3) Покупатель заинтересован в высоком качестве покупаемых товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги спрос на них может упасть, но существует такие товары и услуги, без которых не может прожить не один человек (или хотя бы какая-то категория людей), и производя такую продукцию, монополист может снизить (хотя бы ненамного) качество выпускаемой продукции, с целью получения большей прибыли.

     4) Покупатель заинтересован в постоянном  улучшении покупаемой продукции (связь с общим техническим прогрессом). В конкурентном рынке почти каждый день выходит усовершенствованный вид товара или услуги. Но на монополистическом рынке не будет наблюдаться такого прогресса, т.к. товар и так будет покупаем, то зачем монополисту вкладывать деньги в постоянные исследования - их просто можно проводить намного реже. Все исследования на монополистическом рынке, скорее всего, связанны с уменьшением себестоимости выпускаемого товара.

     5) Присутствие монополистов на рынке, в конце концов, вызывает сосредоточение большого капитала в руках одного человека или же группы людей, что создает социальный барьер между богатыми и бедными. Как всем известно это вызывает бурные недовольства, забастовки, акции протеста и накаляет обстановку в стране. Сюда же можно отнести и ту проблему, что монополист не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу на своем рынке так как в его руках сосредоточенна основная власть. Тем самым он лишает возможности заработать какую-то часть людей.

     6) Монополист понимает, что если он просто повысит цену на товар, то спрос на этот товар упадет, а, следовательно, упадет и выручка монополиста. Но свой доход он может поднять другим способом. Он может снизить количество выпускаемой продукции. Вследствие этого спрос на продукцию возрастет, и монополист сможет повысить цену без ущерба для своего дохода.

     Итак, присутствие монополии на рынке  товара или услуги оказывает неблагоприятное  влияние на экономическое положение  в стране. В итоге при такой  ситуации выгоду получает лишь сам  монополист. Следовательно, можно говорить о необходимости применения антимонопольного законодательства, в любом государстве, не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая

их появление3.

     1.2 Этапы развития антимонопольного

     законодательства

     В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и крупных олигополистических объединений, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих нормы делового общения.

     Первый этап развития антимонопольного регулирования начался в1876, когда в нескольких штатах США были созданы учреждения, наблюдавшие за ценами и услугами. Именно для США была характерна в этот период наибольшая концентрация производства.

     Второй этап был связан с принятием в 1890 конгрессом США первого акта антитрестовского законодательства - Закона Шермана против монополии в торговле и коммерческой деятельности, который стал краеугольным камнем антимонопольной политики. Законом были запрещены любые формы контрактов (объединения, сговоры, соглашения и т.д.), направленные на ограничение свободы торговли; объявлены вне закона "недобросовестные приёмы" устранения конкурентов, рассматриваемые как уголовное преступление. За нарушение Закона предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремные заключения и расформирование фирмы. 

     В России антимонопольное законодательство появилось с началом перехода к рыночной экономике. Одним из первых принятых в России нормативных актов в области антимонопольного регулирования является Закон РФ от 22 МР 1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1995 была принята его новая редакция. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и вводит понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, которое может быть признано антимонопольным комитетом в случае, если доля фирмы на рынке определённого товара составляет 65% и более4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

     РЕШЕНИЯ

     2.1 История развития антимонопольного законодательства в

     Российской  Федерации

     История развития антимонопольной политики в России 
современный этап экономического развития страны ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль и обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам — все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями — целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.

     Основными целями антимонопольной политики России сегодня являются:

  • формирование единого экономического и правового пространства;
  • снижение барьеров входа на товарные рынки;
  • достижение экономической эффективности и экономического роста;
  • обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности;
  • упорядочение оказания государственной помощи;
  • обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  • обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;
  • противодействие инфляционным процессам;
  • предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;
  • создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках5.

Информация о работе Теоретические основы антимонопольного законодательства