Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 07:36, контрольная работа
Приступая к написанию настоящей работы, автор исходил из того факта, что «теневая» сфера закрыта для внешнего наблюдения уже в силу того, что она теневая, нелегальная и любые расчеты в определенной степени носят условный характер. Учитывая многоаспектность и трудность эмпирического анализа проблематики, главную свою задачу мы видели в том, чтобы хотя бы вкратце охарактеризовать сложившееся в России положение, осуществить небольшой научно-теоретический анализ явления, выявить основные тенденции развития теневого сектора с целью определить дальнейшее развитие событий.
В настоящее время в России действует
постановление Госкомстата
По мере углубления рыночных реформ показатели «теневой» неформальной экономической деятельности возрастали, причем объем «теневой» экономики по оценкам Госкомстата РФ вырос за годы перестройки до 20-25% от ВВП, а по оценкам федеральной службы безопасности РФ до 40-50% от ВВП. Сходную оценку (40-50%) «теневой» экономики России дают представители Всемирного банка.
Существует категория
Хотя некоторые исследователи используют критерии, позволяющие дать приблизительную оценку неформализуемым фактам «теневых» экономических процессов (например, А.Н. Шохин использует для выделения явлений теневой экономики такие критерии, как отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность , Т.И. Корягина в состав теневой экономики включает экономическую деятельность не фиксируемую статистикой, запрещенную законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления)), применять их для оценки явления в целом затруднительно, так как они ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком.
Многие концепции являются конструктивными для решения конкретных исследовательских задач, однако, они не могут рассматриваться как в качестве основы для формулирования универсального определения теневой экономики, которая охватывает сегодня практически все виды рынков и экономических ресурсов, так и измерения «теневого» сектора.
Большое внимание в последние годы
уделяется оценке неформального
сектора занятости. Статистическое
определение понятия
С учетом положений Резолюции
Население, занятое в неформальном
секторе, по типу занятости подразделяется
на следующие группы:
- лица, занятые только в неформальном
секторе (в данную группу включаются лица,
имеющие единственную работу в одной из
единиц неформального сектора, а также
лица, имеющие несколько мест работы и
все - в неформальном секторе);
- лица, занятые в неформальном секторе
и вне него; из них:
- лица, для кого работа в неформальном
секторе является основной;
- лица, для кого работа в неформальном
секторе является дополнительной.
Также формируются переменные, обеспечивающие
классификацию занятых в
По усредненным данным квартальных обследований по проблемам занятости, проведенных в 2003 году, из общего количества рабочих мест основной и дополнительной работы 11,9 млн. рабочих мест (17,4%) классифицировались как рабочие места неформальной занятости, из них 9,5 млн. рабочих мест (80%) являлись местом основной работы, 2,3 млн. рабочих мест (20%) - местом дополнительной работы.
За период с 2001 по 2003 год общее количество рабочих мест неформальной занятости увеличилось на 1908 тысяч, или на 19%. Расширение неформальной занятости произошло за счет увеличения числа рабочих мест основной работы, прирост которого за этот период составил около 1993 тысяч (26%).
В 2003 году в общей численности занятых в неформальном секторе треть занимались производством продукции сельского хозяйства для реализации на условиях первичной занятости или дополнительной трудовой деятельности. Среди лиц, имеющих в неформальном секторе основную или единственную работу, сельскохозяйственной деятельностью были заняты 24%, среди имеющих дополнительную работу - 77%.
Анализ различных подходов к
оценке масштабов «теневой» экономики
показывает, что достаточно эффективны
для качественных оценок или для
определения общей тенденции
развития анализируемого явления является
на сегодняшний день только метод
экспертных оценок. Целесообразно применять
его при оценке масштабов теневой
экономики на региональном уровне (на
каждой стадии воспроизводства общественного
продукта). Несомненно, Госкомстат РФ и
другие федеральные органы должны продолжить
научный поиск методологических
решений для измерения «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая анализ, отметим, нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, взятки и злоупотребление служебным положением - эти и другие проявления теневой деятельности постоянно - факты российской экономической жизни, не требующие доказательств. Конфликт между реальной экономической практикой и действующим законом приобрел системный (и систематический) характер и стал едва ли не самым существенным явлением современной отечественной истории.
Советская теневая экономика в
известной мере послужила фундаментом
для предпринимательской
Рыночные реформы лишили многие
миллионы людей привычных социальных
ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя
цены были «отпущены», введена свободная
торговля и реализованы некоторые
другие меры по либерализации экономики,
механизмы экономического отбора не
были запущены. Поэтому в промышленности,
сельском хозяйстве и других секторах
были сохранены на многие годы неэффективно
работающие предприятия, на которых
существовали сотни тысяч рабочих
мест с зарплатой на уровне и ниже
прожиточного минимума. В то же время
никаких формальных и легальных
альтернатив экономической
Неправовой характер преобразований в стране только усугубил и без того сложный переход экономики к рыночным механизмам.
Коррупция выступает одним из основных системных факторов, обуславливающих прочные позиции неформальным отношениям в экономической и других общественно значимых сферах.
Наряду с этим, наши знания о
«теневых» процессах, несмотря на наличие
значительного корпуса
Интересно отметить и то обстоятельство,
что в теневой экономике
Но автор также далек от мысли,
что «осветление» национальной экономики
произойдет само по себе, без изменений
в экономической политике государства,
структурных перемен в
Информация о работе Теневая экономика и причины существования