Теневая экономика и причины существования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 07:36, контрольная работа

Описание работы

Приступая к написанию настоящей работы, автор исходил из того факта, что «теневая» сфера закрыта для внешнего наблюдения уже в силу того, что она теневая, нелегальная и любые расчеты в определенной степени носят условный характер. Учитывая многоаспектность и трудность эмпирического анализа проблематики, главную свою задачу мы видели в том, чтобы хотя бы вкратце охарактеризовать сложившееся в России положение, осуществить небольшой научно-теоретический анализ явления, выявить основные тенденции развития теневого сектора с целью определить дальнейшее развитие событий.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по теории экономики.docx

— 37.38 Кб (Скачать)

В настоящее время в России действует  постановление Госкомстата России № 7 от 31.01.98 об утверждении «Основных  методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики», на основании которого и ведется  расчет (оценка) объемов скрытой  экономики, которая, впрочем, не измеряет объемы противоправных операций, фактически перераспределяющих уже созданное  национальное богатство. Кроме того, Госкомстат опирается на информацию, за достоверность которой никто  не несет реальной ответственности. Информация, предоставляемая Госкомстату, является изначально неполной для расчетов.

По мере углубления рыночных реформ показатели «теневой» неформальной экономической деятельности возрастали, причем объем «теневой» экономики  по оценкам Госкомстата РФ вырос  за годы перестройки до 20-25% от ВВП, а  по оценкам федеральной службы безопасности РФ до 40-50% от ВВП. Сходную оценку (40-50%) «теневой» экономики России дают представители Всемирного банка.

Существует категория экономических  правонарушений и преступлений, которым  в рамках предлагаемых методологий  количественная оценка не может быть дана в силу их специфического воздействия  на экономическую систему. Это происходит в том случае, если в результате их совершения имеет место либо перераспределение, не приводящее к изменению общего объема ВВП, либо упущенная выгода экономики  в целом или отдельных субъектов, например, в результате недобросовествной  конкуренции, монополизации рынка, возрастания инвестиционных рисков. Кроме того, неоцененным является ущерб, возникший в ситуациях  информационной асимметрии, перенесения  ущерба от преступлений на потребителя  посредством увеличения цен, значительных отрицательных внешних эффектов (например, в связи с наркотизацией  или алкоголизацией населения).

Хотя некоторые исследователи  используют критерии, позволяющие дать приблизительную оценку неформализуемым  фактам «теневых» экономических процессов (например, А.Н. Шохин использует для выделения явлений теневой экономики такие критерии, как отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность , Т.И. Корягина в состав теневой экономики включает экономическую деятельность не фиксируемую статистикой, запрещенную законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления)), применять их для оценки явления в целом затруднительно, так как они ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком.

Многие концепции являются конструктивными  для решения конкретных исследовательских  задач, однако, они не могут рассматриваться  как в качестве основы для формулирования универсального определения теневой  экономики, которая охватывает сегодня  практически все виды рынков и  экономических ресурсов, так и  измерения «теневого» сектора.

Большое внимание в последние годы уделяется оценке неформального  сектора занятости. Статистическое определение понятия неформального  сектора разработано 15-й Международной  конференцией статистиков труда (МКСТ), в январе 1993 года принята Резолюция  относительно статистики занятости  в неформальном секторе. В данной Резолюции неформальный сектор определен  исходя из характеристик производственных единиц, на которых происходит деятельность. Предприятия неформального сектора  представляют собой совокупность единиц, занятых производством товаров  и услуг с целью обеспечения  работой и доходами участвовавших  в них лиц и обладающих характерными чертами предприятий домашних хозяйств. Занятость в неформальном секторе  определена как занятость всех лиц, которые в учетный период были заняты хотя бы на одном предприятии  неформального сектора, независимо от статуса их занятости и того, было ли это их основное или дополнительное место работы.

С учетом положений Резолюции Госкомстатом России в 2001 году были разработаны Методологические положения по определению и измерению  занятости в неформальном секторе  экономики. В качестве критерия определения  единиц неформального сектора принят единственный критерий - отсутствие государственной  регистрации в качестве юридического лица. Исходя из этого, предприятиями  неформального сектора считаются  предприятия домашних хозяйств, или  некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица.

Население, занятое в неформальном секторе, по типу занятости подразделяется на следующие группы: 
- лица, занятые только в неформальном секторе (в данную группу включаются лица, имеющие единственную работу в одной из единиц неформального сектора, а также лица, имеющие несколько мест работы и все - в неформальном секторе); 
- лица, занятые в неформальном секторе и вне него; из них: 
    - лица, для кого работа в неформальном секторе является основной; 
    - лица, для кого работа в неформальном секторе является дополнительной.

Также формируются переменные, обеспечивающие классификацию занятых в неформальном секторе по отраслям экономики и  видам деятельности, занятиям, статусу, отработанному времени в неформальном секторе, принадлежности к предприятиям неформального сектора, применяющим  или не применяющим труд наемных  работников на постоянной основе, принадлежности к предприятиям неформального сектора  с численностью работников менее  пяти человек, пять человек и более.

По усредненным данным квартальных  обследований по проблемам занятости, проведенных в 2003 году, из общего количества рабочих мест основной и дополнительной работы 11,9 млн. рабочих мест (17,4%) классифицировались как рабочие места неформальной занятости, из них 9,5 млн. рабочих мест (80%) являлись местом основной работы, 2,3 млн. рабочих мест (20%) - местом дополнительной работы.

За период с 2001 по 2003 год общее  количество рабочих мест неформальной занятости увеличилось на 1908 тысяч, или на 19%. Расширение неформальной занятости произошло за счет увеличения числа рабочих мест основной работы, прирост которого за этот период составил около 1993 тысяч (26%).

В 2003 году в общей численности  занятых в неформальном секторе  треть занимались производством  продукции сельского хозяйства  для реализации на условиях первичной  занятости или дополнительной трудовой деятельности. Среди лиц, имеющих в неформальном секторе основную или единственную работу, сельскохозяйственной деятельностью были заняты 24%, среди имеющих дополнительную работу - 77%.

Анализ различных подходов к  оценке масштабов «теневой» экономики  показывает, что достаточно эффективны для качественных оценок или для  определения общей тенденции  развития анализируемого явления является на сегодняшний день только метод  экспертных оценок. Целесообразно применять  его при оценке масштабов теневой  экономики на региональном уровне (на каждой стадии воспроизводства общественного  продукта). Несомненно, Госкомстат РФ и  другие федеральные органы должны продолжить научный поиск методологических решений для измерения «теневого» сектора и предпринимать энергичные меры по разработке проблем региональной статистики, совершенствованию балансовых расчетов, построению региональных счетов СНС, наметить пути по совершенствованию  выборочных обследований и метода экспертных оценок, и, следовательно, по существенному  повышению качества и надежности статистической информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая анализ, отметим, нелегальное  производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, взятки и злоупотребление служебным  положением - эти и другие проявления теневой деятельности постоянно - факты  российской экономической жизни, не требующие доказательств. Конфликт между реальной экономической практикой  и действующим законом приобрел системный (и систематический) характер и стал едва ли не самым существенным явлением современной отечественной  истории.

Советская теневая экономика в  известной мере послужила фундаментом  для предпринимательской деятельности в период перехода к рынку и  положила начало теневым процессам  в новой экономической ситуации. Многие, кто в советское время  накопил капитал, затем вложил его  как в легальную хозяйственную  деятельность, так и в нелегальный  бизнес. Поэтому провести четкую линию  между легальным и нелегальным  секторами довольно затруднительно, если не сказать невозможно.

Рыночные реформы лишили многие миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были «отпущены», введена свободная  торговля и реализованы некоторые  другие меры по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были запущены. Поэтому в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах были сохранены на многие годы неэффективно работающие предприятия, на которых  существовали сотни тысяч рабочих  мест с зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время  никаких формальных и легальных  альтернатив экономической активности для работников на таких местах не было. Людям пришлось искать средства к существованию и новые виды занятий вне каких-либо сложившихся  формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты, материального  и морального поощрения, должностного продвижения и др.

Неправовой характер преобразований в стране только усугубил и без  того сложный переход экономики  к рыночным механизмам.

Коррупция выступает одним из основных системных факторов, обуславливающих  прочные позиции неформальным отношениям в экономической и других общественно  значимых сферах.

Наряду с этим, наши знания о  «теневых» процессах, несмотря на наличие  значительного корпуса исследований, остаются пока фрагментарными. Не разработано  интегральных методов оценки масштабов  и динамики развития «теневой» экономики». Данные официальной статистики не дают объективного представления об исследуемом  явлении.

Интересно отметить и то обстоятельство, что в теневой экономике сформировался  примерно тот же набор институтов и механизмов, регулирующих официальную  хозяйственную систему, свои «законы» и «правила». В ней действуют  свои правила ценообразования, свои способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется свой специфический  набор профессий со своим профессиональным кодексом поведения, работают свои механизмы  инвестирования. Эти теневые механизмы  изменили жизнь многих тысяч и  миллионов людей в России, создали  свои особые условия работы предприятий. Трудно ожидать, что в ближайшие 5-10 лет эти механизмы преобразуются  в цивилизованные и выйдет из «тени». Скорее всего нас ожидает постепенная  эволюция теневых отношений, смягчение  и легализация некоторых из них, и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм.

Но автор также далек от мысли, что «осветление» национальной экономики  произойдет само по себе, без изменений  в экономической политике государства, структурных перемен в административных системах управления, без развития общественных институтов контроля за государственными институтами, повышения  моральной и юридической ответственности  лиц, наделенных властными полномочиями.


Информация о работе Теневая экономика и причины существования