Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:00, реферат

Описание работы

Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. История………………………………………………………………….5
1. Таможенный союз 1995 года………….…………………………..…...5

2. ЕврАзЭС…………………………………………………………………8
II. Современность…………………………………………………………10
1. Новый таможенный союз……………………………………………..10
а) Таможенный кодекс………………………………………………….….12
б) Вступление в ВТО……………………………………………………...14
2. Плюсы и минусы…………………………………………………………15
3. Противники таможенного союза……………………………………..18
4. Расширение таможенного союза………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………….……………………24

Работа содержит 1 файл

реферат там. союз.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

       

    2. Плюсы и минусы 

    Таможенный  кодекс разработан на основе положений  Международной конвенции об упрощении  и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), прозрачен и  максимально удобен как для участников хозяйственной деятельности, так  и для контролирующих органов. Он является кодексом прямого действия, обязательным к исполнению на территории всех трех государств. То есть впервые  после распада СССР в 1991 году на постсоветском  пространстве появились наднациональный  орган управления (комиссия ТС) и  стали действовать общие правила  в сфере таможенного регулирования. В июле 2010 года общим местом в  комментариях аналитиков было предсказание неминуемого провала нового интеграционного  объединения. Резкое обострение отношений  между руководством России и Беларуси добавляло уверенности пессимистам. Однако первые месяцы функционирования Таможенного союза вызывает острожный  оптимизм. На чем он основан? 

    В первую очередь явные выгоды от формирования единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. По оценкам  российских экспертов в области  международной логистики формирование ТС позволило решить следующие задачи: 

    * сформировалась Единая таможенная  территория, с сохранением государственных  границ стран-участниц ТС. 

    * дан серьезный импульс взаимной  торговли, так как внутри ТС  исчезли таможенные барьеры, и  дополнительные затраты на брокеров  и оформление экспортных деклараций  внутри ТС. 

    * увеличен до 4-х месяцев срок  подачи деклараций, ранее он был  15 дней. Это дополнительная отсрочка  для бизнеса выходящего на  новые рынки сбыта. * сокращен  нормативный срок выпуска товаров  в свободное обращение. * теперь  не применяются в рамках ТС  для стран-участниц меры нетарифного  регулирования, такие как требования  лицензий, разрешений, соблюдения квот  к участникам ВЭД. 

    * на Единой таможенной территории  между (ЕТТ) странами - членами  Таможенного союза можно беспошлинно  перемещать, как товары собственного  производства, так и иностранные  товары, выпущенные в свободное  обращение в одной из стран-участниц  ТС, при наличии соответствующих  документов 

    В то же время, в частности для Казахстана, намечаются существенные «минусы», связанные  с началом функционирования ТС. 

    Можно сказать, что казахстанский бизнес не в курсе, по каким таможенным ставкам  ему предстоит работать с 1 января, а обычные потребители не подозревают, что в новом году их ожидает  существенный рост цен на повседневные товары. Дело в том, что между Россией  и Белоруссией таможенные тарифы совпадают по основным позициям, а  вот у Казахстана они были ниже. Поэтому Казахстан просит войти  в положение и согласовать  с ним «переходный период»  на пять-десять лет. Тем не менее, по 80% товарных позиций будут применены  российские тарифы. Пошлины более  чем на шесть тысяч товарных позиций  для Казахстана изменятся в сторону  повышения. Многие товары должны серьезно подорожать. Эксперты отмечают, что  возрастет цена у текстиля и одежды, как минимум в полтора раза. До Союза в основном казахстанцы  покупали китайский дешевый ширпотреб. После того как заработает ТС, он станет существенно дороже. Для примера, в России дешевая одежда из КНР  стоит дороже как минимум на треть, чем в Казахстане. Да и одежда российских и белорусских производителей не станет более приемлемой по цене. То же самое ожидает казахстанцев и по сегменту строительных материалов, машиностроения, бытовой техники, электрооборудования, часов, канцтоваров, детских игрушек, косметики, моющих средств, бытовой  химии, лекарств. Впереди рост цен  по самым скромным подсчетам от 10% до 20%. Что касается дешевых подержанный  иномарок, к которым мы так привыкли, то, скорее всего, казахстанский рынок  для них будет закрыт, а в  республику пойдет поток «лад» и  «калин», что, мягко говоря, не вызовет  радости у местных потребителей. То есть, иными словами, Казахстан  попадает в ловушку, так как своего промышленного сектора практически  нет. Кто выиграет?

      Крупные казахские экспортеры: нефть,  газ, металлурги. Сегодня из Казахстана  в Россию экспортируется железорудное  сырье для металлургических комбинатов, прокат черных металлов, уголь,  уран, сырье цветной металлургии.  Как заявил президент Алматинской  ассоциации предпринимателей Виктор  Ямбаев, «мы сейчас только гадаем, чего от Таможенного союза  будет больше: пользы, бесполезности  или вреда?». К тому же у  участников Союза руки будут  повязаны. Если кто-то захочет  снизить импортную пошлину на  товар, то в одиночку это  сделать будет невозможно, а только  с согласия партнеров. И здесь  не все просто: договориться с  белорусами и пролоббировать  решение – не получится. За  Россией право вето, на любые  инициативы сотоварищей. Отсюда  логично вытекает, что конфликты  неизбежны. Правда, нет, худа без  добра, например казахстанские  предприятия малого бизнеса, которые  не могли соперничать с китайским  производителем, наконец-то смогут  выйти на приличный уровень  рентабельности. Еще один плюс, в  Казахстане более «тепличное»  налоговое законодательство, что  дает преимущество местным производителям  проводить агрессивную экспансию  на рынки Таможенного союза.  Но на стороне России крупный  капитал и более мощный производитель,  так что конкуренция только обострится. Казахстанцы  надеются, что это поможет решить старую проблему и даст толчок развитию перерабатывающей промышленности в республике. Так что впереди всех нас ждет специфическая борьба с конкурентами, информационные войны, слияния и поглощения, а по сути все три страны вступают в новый этап передела рынка. 

    3. Противники таможенного союза 

    Таможенный  союз испытывает  потрясения. Министерство юстиции Республики Беларусь обратилось в Экономический суд СНГ, выполняющий  функции Суда ЕврАзЭС, с исковым  заявлением по взиманию таможенных пошлин на продукты нефтехимии, поставляемые из России в Белоруссию. В Казахстане пошли еще дальше и требуют  денонсировать таможенные соглашения… 

      В Kaznete с интервалом в пару  дней на оппозиционных сайтах  появились Открытые письма президенту  Казахстана Нурсултану Назарбаеву, премьеру Каримову Масимову и  спикерам верхней и нижней  палат парламента РК.

      Так, в своем послании президенту  страны ветераны Декабрьского  восстания 1986 г., выступившие 23 года  тому назад против диктата  и колониальной политики Москвы, требуют «аннулирования заключенных  за спиной у народа так называемых  «таможенных соглашений с Россией», являющихся началом территориальной,  экономической и политической  колонизации Казахстана». По мнению  подписантов нельзя передавать  «независимость» Казахстана «недемократической, становящейся все более полицейско-милитаристской  России, системно подавляющей права  и свободы своих народов».

      Исходя из этого посыла, ветераны  считают, что нужно создать  независимую комиссию, которая расследует  причины побудившие власти Казахстана  пойти «на уничтожение независимости  нашей Родины». Соответственно, включить  в данную комиссию юристов,  экономистов, финансистов, политиков,  представителей патриотических  политических объединений. В противном  случае активисты оставляют за  собой право призвать граждан  Казахстана к митингам и акциям  протеста против Таможенного  союза. 

      В таком же духе составлено  и заявление народно-демократического  движения «Защита Независимости», политических партий и общественных  объединений, которое подписали  около 200 политиков, деятелей культуры  и науки, журналистов, руководителей  общественных движений и объединений.  В своем послании они ссылаются  на заявления госсекретаря союзного  государства России и Беларуси  Павла Бородина о восстановлении  в новых реалиях СССР. И посему  заявляют, что не хотят поворота  «истории вспять» и «возврата  в колониальное прошлое».

      В своем послании властям Казахстана  подписанты указывают, что Казахстан  и так тесно сотрудничает с  Россией в рамках СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, а вот «подписывая  документы об организации Таможенного  союза, ЕЭП, Валютного союза, Казахстан, по сути, переходит от равноправного сотрудничества под российскую юрисдикцию». «В результате мы теряем экономический и политический суверенитет страны! Мы никогда не согласимся с этим», — говорится в заявлении.

      «В связи со всем вышеизложенным  мы решительно требуем денонсации  соглашений о Таможенном союзе  и восстановления прежнего Таможенного  кодекса Республики Казахстан!  В случае невыполнения вышеуказанных  требований мы намерены провести  акции гражданского протеста, и  поставим вопрос об отставке  руководства страны и проведения  досрочных выборов Президента  и Парламента Казахстана», —  такими призывами заканчивается  обращение общественности.

      Стоит отметить, что заявления  подписали действительно известные  и уважаемые в республике личности. Руководители оппозиционных партий, национально-патриотических движений, поэты, музыканты, народные певцы,  лидеры молодежных движений, экологи,  культурологи, политологи и так  далее. Любопытно, что среди  них есть и те, кто никак  не был замечен ранее в противостоянии  к президенту или органам власти. 

      Пока государственные мужи никак  не отреагировали на Открытые  письма в Интернете. 

      С чем действительно нельзя  не согласиться, так с тем,  что объективной и понятной  информации для населения обо  всех минусах и плюсах объединения,  крайне мало. Никто в Казахстане  не позаботился о том, чтобы  в доступной форме разъяснить  населению зачем, для каких  целей создается Союз. И самое  главное — как он отразится  на повседневной жизни граждан?  Вероятно, главная ошибка президентов  стран, вошедших в коалицию, это  отказ от референдумов по созданию  Таможенного союза. Когда нет  всенародного обсуждения, а решения  принимаются келейно и непрозрачно,  обязательно возникнут коллизии  и желающие заработать на этом  политические дивиденды. 

    4. Расширение таможенного союза 

    Недавно образованный Таможенный союз находит  новых сторонников по всему миру, в том числе в самых удаленных  странах. Активно способствует этому  мировой кризис перепроизводства. 13 ноября этого года на встрече в  Иокогаме премьер-министр Новой  Зеландии Джон Ки убедил Президента России Дм. Медведева начать работу над  соглашением о свободной торговле между Таможенным союзом и его  страной. 

    Новая Зеландия – небольшое государство (население 4,3 млн. человек). Страна обладает высокоразвитой сельскохозяйственной индустрией.  Сельскохозяйственное богатство необходимо куда-то продавать, а сделать это в нынешних экономических  условиях непросто – мировой спрос  неуклонно падает. 

    Именно  поэтому Джон Ки назвал начало работы над соглашением о свободной  торговле «очень важным этапом за последние 65 лет, прошедших с момента установления дипломатических отношений между  нашими странами». Для нас это  событие имеет скорее политический вес – внутренний рынок далекого государства в юго-западной части  Тихого океана невелик. 

    Это событие является однозначным сигналом для Украины, которая активно  противится вступлению в Таможенный союз. Некоторые эксперты утверждают, что в ответ ТС способен полностью  перекрыть Украине доступ к рынку  Казахстана. 

    У Таможенного союза есть возможность  расширения за счет других стран СНГ. Ближайшие претенденты  это Киргизия и Таджикистан. Есть инициатива и  от Армении, но вступление усложняется  тем, что у  нет общих границ. Нормальные экономические отношения  с Украиной хоть и возможны без  вступления в Таможенный союз, но участие  ее будет плюсом для России, считают  эксперты. К тому же, Украина уже  состоит в ВТО. А интенсивность  переговоров по включению нашей  страны в эту международную организацию, пока ослабла. Страны - участницы Таможенного  союза, хоть и координируют действия, но ведут переговоры по отдельности  и пока не очень успешно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Конечно, создание ТС - это сложный процесс, затрагивающий многие аспекты в  жизнедеятельности государств-участников. Но этот путь необходимо пройти для  укрепления наших экономик. Таможенный союз улучшит инвестиционный климат всех трех стран, потому что рынок  сбыта каждой из них значительно  вырос, ускорился процесс перемещения  товаров. Такая динамика станет привлекательной  для создания совместных предприятий, привлечения инвестиций, будет стимулировать  экономическую активность. 

    К тому же, Таможенный союз является ступенью, подготовительным этапом к созданию к 1 января 2012 года интеграционного  объединения более высокого уровня - Единого экономического пространства, со свободным перемещение товаров, капитала, рабочей силы, согласованной  экономической, денежно-кредитной, валютной политикой и т.д. В современном  мире ни одно государство не может  создать эффективно функционирующую  экономику без широкого развития внешнеэкономических связей, использования  передовых научно-технических достижений и технологий. Поэтому создание ТС согласуется с общемировой тенденцией развития и расширения интеграционных процессов.

Информация о работе Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии: история и современность