Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:00, реферат

Описание работы

Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. История………………………………………………………………….5
1. Таможенный союз 1995 года………….…………………………..…...5

2. ЕврАзЭС…………………………………………………………………8
II. Современность…………………………………………………………10
1. Новый таможенный союз……………………………………………..10
а) Таможенный кодекс………………………………………………….….12
б) Вступление в ВТО……………………………………………………...14
2. Плюсы и минусы…………………………………………………………15
3. Противники таможенного союза……………………………………..18
4. Расширение таможенного союза………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………….……………………24

Работа содержит 1 файл

реферат там. союз.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

      В 2005 году на саммите в Казани  было принято политическое решение  о необходимости создания нового  Таможенного союза. Основополагающие  документы были подписаны в  октябре 2007 года. Прежний опыт  отразился на том, что был  выбран достаточно жесткий вариант  структуры, предусматривающий необходимость  не только наднациональных органов,  но и наднационального – общего  для стран-членов – законодательства. Жесткими были и намеченные  темпы.

     1 июля 2010 года на территории Казахстана  и России начал действовать  Таможенный кодекс Таможенного  союза. 1 сентября 2010 года в Таможенном  союзе России, Казахстана и Белоруссии  вступил в силу новый порядок  зачисления и распределения ввозных  таможенных пошлин, а также ряда  других налогов. Он стал более  четко отражать реалии сотрудничества, а не просто намерения попользоваться  ресурсами России, как было ранее.  Бесспорным, что называется, «медицинским  фактом» является то, что именно  Россия выступает стержнем Таможенного  союза. Ее ВВП составляет примерно 90% данного показателя в целом  по Таможенному союзу. Именно  Россия является центром экономического  притяжения и главным торговым  партнером в Таможенном союзе.  Так, например, взаимная торговля  двух «флангов» - Казахстана и  Белоруссии составляет лишь 1,05% от  взаимной торговли стран Таможенного  союза. Тогда как взаимная торговля  России и Казахстана составляет  по данному показателю 35,72%, а взаимная  торговля России и Белоруссии  – 63,23%. Доминирование России наглядно  видно и по параметру инвестиций. Россия выступает главным иностранным  инвестором Белоруссии, на ее  долю приходится около 40% всех  прямых иностранных инвестиций  в эту республику. Тогда как  доля Казахстана в прямых иностранных  инвестициях в Белоруссию составляет  всего-то 0,05%. К слову, доля прямых  инвестиций Белоруссии в Россию  составляет 0,09% от всего их объема. Доля прямых инвестиций России  в Казахстан составляет 13% от общего  их объема, тогда как аналогичная  доля инвестиций Белоруссии составляет  всего 0,01%.

      Отсюда становится понятным, почему  согласно решению Комиссии Таможенного  союза ввозные пошлины теперь  распределяются следующим образом:  на долю Белоруссии приходится 4,7%, Казахстана – 7,33%, России –  87,97%. Куда более совершенной и  рациональной выступает система  голосования в Таможенном союзе.  В ее ведущем руководящем органе  – Комиссии Таможенного союза  России принадлежит 57% голосов,  Казахстану и Белоруссии –  по 21,5%. Решения же принимаются  квалифицированным большинством. Это  означает, что, в отличие от  лукавого предложения Назарбаева  по Евразийскому союзу, Россию, не будь на то ее воля, никто  не сможет больше «доить». Система  распределения голосов выгодна  всем участникам: ведь ни одна  страна-участница самостоятельно  не сможет принять решения.  То есть система голосования  будет принуждать партнеров к  сотрудничеству и разумному компромиссу. 

      Таким образом, в настоящее  время мы имеем очередную попытку  создать дееспособный Таможенный  союз, попытку более продуманную  и рациональную.  

    II.Современность 

    1. Новый таможенный союз 

    5 июля Россия, Казахстан и Белоруссия  подписали Заявление о вступление  в действие Таможенного кодекса. "Подписано Заявление о вступление  в действие Таможенного кодекса,  в отношении трех стран он  применяется с 6 июля, для России  и Казахстана - с 1 июля", - сообщил  журналистам после саммита Президент  РФ Дмитрий Медведев. Он назвал  формирование Таможенного союза  "выгодным и интересным делом".  

    В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/ - международную экономическую  организацию, цель которой состоит  в формировании общих внешних  таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС  был подписан 10 октября 2000 года в  Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года.  

    Создавая  ЕврАзЭС, пять государств заявили, что  перед новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение  режима свободной торговли, формирование Таможенного союза /ТС/, образование  единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей  задачей обновленной организации  было провозглашено совместное вступление стран- участниц во Всемирную торговую организацию /ВТО/.  

    В августе 2006 года на неформальном саммите  ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых  документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС  будут присоединяться к нему по мере своей готовности.  

    Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн  человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно  возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический  эффект от создания Таможенного союза  для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме  того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы  нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.  

    Таможенный  союз - единая таможенная территория, в  пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины  и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер. В отличие  от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам ТС необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, у России насчитывается порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.  

    6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан подписали  Договор о создании единой  таможенной территории и формировании  Таможенного союза, а также  утвердили План действий по  его созданию. Для обеспечения  условия функционирования и развития  союза был создан единый наднациональный  регулирующий орган - Комиссия  Таможенного союза.  

    9 июня 2009 года в Москве главы  правительств России, Белоруссии  и Казахстана одобрили предложения  по этапам и срокам создания  единой таможенной территории. Согласно  принятым документам, ТС формально  начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу  Единый таможенный тариф /ЕТТ/, предусматривающий одинаковые для  трех стран ставки ввозных  пошлин. На следующем этапе, с  1 июля 2010 года начал действовать  единый Таможенный кодекс. И на  третьем этапе формирования ТС - 1 июля 2011 года - весь таможенный  контроль планируется вынести  с внутренних границ стран-  участниц ТС на внешний контур  союза.  

    При распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 проц. собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 проц., Казахстан - 7,33 проц.  

    19 декабря 2009 года в Казахстане  на неформальном саммите СНГ  президенты России, Белоруссии и  Казахстана договорились достигнуть  к 1 января 2012 года самого высокого  уровня экономической интеграции - создать в рамках ТС единое  экономическое пространство. Президенты  поручили переговорным группам  разработать необходимые документы  для ЕЭП к 1 июля 2011 года.  

      Таможенный кодекс 

    28 мая 2010 года на заседании Высшего  органа Таможенного союза премьер-  министры России и Казахстана  Владимир Путин и Карим Масимов  подписали соглашение, согласно  которому Россия и Казахстан  создают с 1 июля текущего года  Таможенный союз на двусторонней  основе. Таможенный кодекс Таможенного  союза /ТКТС/ ратифицирован двумя  странами.  

    Третье  государство Таможенного союза - Белоруссия - не принимала участие  во встрече 28 мая. Белорусская сторона  объяснила это "некоторыми нерешенными  спорными вопросами в рамках ТС", самым острым из которых является экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Вместе с тем, Белоруссия заявила, что не отказывается от участия в Таможенном союзе. Буквально за день до  саммита в Астане белорусский лидер Александр Лукашенко, сообщил, что Белоруссия ратифицировала все соглашения, касающиеся Таможенного союза, в том числе Таможенный кодекс. Таким образом, Таможенный союз снова складывается в формате "тройки", как это было задумано изначально, а не российско-казахстанской "двойки", как это получалось из-за сохраняющейся особой позиции Минска по пошлинам на нефтепродукты. "Мы на сегодняшний день ратифицировали все договоры и соглашения, касающиеся Таможенного союза, - сказал Лукашенко перед приездом в Астану. - Таможенный кодекс мы ратифицировали. Мы сейчас находимся в той же системе координат, что и они /Россия и Казахстан/".  

    Еще одним спорным вопросом при разработке Таможенного кодекса были пошлины  на ввоз автомобилей физическими  лицами. В Белоруссии эти сборы  ниже, чем в России и Казахстане. Стороны решили до июля 2011 года установить переходный период, в который каждая страна, по крайней мере, на год сохранит свои ставки.  

    Таможенный  кодекс - один из важнейших документов Таможенного союза. Его правила  основаны на нормах Международной конвенции  об упрощении и согласовании таможенных процедур /Киотской/.  

    С 1 июля начала функционировать единая таможенная территория в рамках Белоруссии, России и Казахстана. Минск, Москва и Астана, в частности, приняли  решение по введению Единого таможенного  тарифа – первой ключевой составляющей союза.  

    Работа  по формированию законодательной базы для единого экономического пространства стран Таможенного союза должна занять не более 24 месяцев. Об этом сообщил  первый вице-премьер Игорь Шувалов. До 20 декабря этого года должен быть определен план работы по формированию ЕЭП.  

      Эта работа не должна быть  дольше, чем 24 месяца, т. е. она  не должна выходить за рамки  1 января 2012 года. Это – очень жесткие  рамки, в течение которых должно  быть создано законодательство  по формированию ЕЭП. 

    Это очень сложно, но  у лидеров  есть жесткая позиция не растягивать  этот процесс и принять все  необходимые решения как можно  быстрее. Тем не менее эти решения  должны быть взвешенными, обдуманными  и отвечать интересам всех трех государств Таможенного союза.Формирование Таможенного  союза – это главный этап для  формирования единого экономического пространства – то, к чему страны-участницы  вместе будут  стремиться. 

    Создание  Таможенного союза в целом  для экономик трех стран – это  выгодное решение, и оно будет  способствовать тому, что товарооборот внутри трех государств, а также  с внешним миром будет значительно  увеличен в ближайшие годы. 

      Вступление в ВТО 

    Что  касается позиций стран Таможенного  союза по вступлению в ВТО, то они  не изменились и заключаются в  том, чтобы вступать на единых условиях и в одно время. «С позицией вступления в ВТО мы определились ранее. Об этой позиции известно, она не меняется», – сказал Шувалов. 

    Он  напомнил, что единой переговорной группе во главе с Максимом Медведковым, в которую входят эксперты Белоруссии, Казахстана и России, было поручено определить наиболее удобный способ вступления в ВТО. Первоначально  было заявлено о вступлении в Организацию  Таможенным союзом. 

    «После  консультаций с секретариатом ВТО  нам было сказано, что по определенным группам мы можем вступать как  Таможенный союз, но по большей части  тех условий, которые не связаны  с условиями Таможенного союза, должны быть продолжены двусторонние переговоры», – сказал первый вице-премьер. В результате была выработана позиция, согласно которой Россия, Белоруссия и Казахстан могут вести переговоры как в рамках Таможенного союза, так и в рамках двусторонних групп, но эти переговоры ведет одна и  та же команда людей во главе с  Медведковым. В противном случае, по его словам, такие позиции должны быть согласованы между лидерами трех стран. 

    За  основу для формирования общего тарифного  плана взяты 92% пошлин Российской Федерации. При этом, по словам Шувалова, «нам пришлось согласиться с нашими партнерами по понижению определенных таможенных пошлин в отношении некоторых  групп товаров, а нашим партнерам  пришлось некоторые таможенные пошлины  повышать». Казахстану, в частности, пришлось принять свыше 5000 таких  решений. Пошлины же на автомобили пока не обсуждались. 

    Таджикистан будет участвовать в работе Таможенного  союза пока наблюдателем. Об этом сообщил  президент Эмомали Рахмон. «Мы  – за Таможенный союз и единое экономическое  пространство в рамках ЕврАзЭС», –  сказал Рахмон в итоговом заявлении  после заседания Межгоссовета ЕврАзЭС  в Минске. 

    По  его словам, Таджикистан будет  способствовать интеграционным процессам  и неукоснительно продвигать совместную работу по усилению ЕврАзЭС.

Информация о работе Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии: история и современность