Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:00, реферат

Описание работы

Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. История………………………………………………………………….5
1. Таможенный союз 1995 года………….…………………………..…...5

2. ЕврАзЭС…………………………………………………………………8
II. Современность…………………………………………………………10
1. Новый таможенный союз……………………………………………..10
а) Таможенный кодекс………………………………………………….….12
б) Вступление в ВТО……………………………………………………...14
2. Плюсы и минусы…………………………………………………………15
3. Противники таможенного союза……………………………………..18
4. Расширение таможенного союза………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………….……………………24

Работа содержит 1 файл

реферат там. союз.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

    Министерство  науки и образования республики Казахстан 

    Восточно-казахстанский  государственный университет им.С. Аманжолова

    Реферат 

    На  тему: таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии: история  и современность. 

    Выполнила: студентка группы 3МО1  

    Грохотова Анжелика 

    Руководитель: Гуляев К.Л.

    Усть-Каменогорск,2010 год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание: 
 

    Введение……………………………………………………………………..3 

    I. История………………………………………………………………….5 

    1. Таможенный союз 1995 года………….…………………………..…...5

     

    2. ЕврАзЭС…………………………………………………………………8 

      II. Современность…………………………………………………………10 

     1. Новый таможенный  союз……………………………………………..10 

      а) Таможенный кодекс………………………………………………….….12 

      б) Вступление в ВТО……………………………………………………...14 

    2. Плюсы и минусы…………………………………………………………15 

    3. Противники таможенного союза……………………………………..18 

    4. Расширение таможенного союза………………………………………..20 

    Заключение…………………………………………………………………22 

    Список  использованной литературы……………….……………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Таможенный  союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

    В соглашении о создании таможенного  союза оговариваются следующие  моменты: 

    - снятие внутренних таможенных  границ между странами-членами  союза; 

    - перенос таможенного контроля  на внешний периметр союза; 

    - устранение таможенных процедур  во взаимной торговле товарами  национального производства; 

    - унификацию форм и методов  сбора внешнеторговой статистики; 

    - согласование форм и методов  предоставления льгот участникам  внешнеэкономической деятельности; 

    - введение общей для всех стран-участниц  таможенного союза системы тарифного  и нетарифного регулирования  при торговле с третьими странами; 

    - создание общей системы преференций. 

    Страны  договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной  внешнеторговой политики. Обычно они  принимают форму периодических  совещаний министров, руководящих  соответствующими ведомствами, которые  в своей работе опираются на постоянно  действующий межгосударственный секретариат.  

    Примеры таможенных союзов: 

    Ассоциация  ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим  сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г. 

    Арабский  общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о  его создании было подписано в 1964 г.  

    Центральноамериканский  общий рынок – участницами  таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор; 

    Организация восточно-карибских государств –  таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами  этой организации являются Антигуа  и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент  и Гренадины; 

    Центральноазиатский союз – объединяет Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Создан в 1994 г. 

    В своем реферате я хочу рассмотреть  таможенный союз, заключенный  между  странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. А также выявить  положительные и отрицательные  стороны ТС, возможные перспективы  развития и расширения. Эту тему я считаю очень актуальной ввиду  недавнего вступления в силу данного  таможенного союза и влиянии  результатов сотрудничества в рамках союза на широкие слои населения. 

    I. История 

    1. Таможенный союз 1995 года 

    Интеграционный  процесс в СНГ переживал разные периоды за истекшие 19 лет. В последние  годы он явно деградировал: из СНГ вышла  Грузия, ряд стран публично дистанцировался  от интеграционных проектов, даже сам  термин «интеграция» постепенно исчезал  из лексикона наших политиков.

      В этом отношении Таможенный  союз России, Казахстана и Белоруссии  действительно выступает как  знаковое событие, способное изменить  негативные тренды развития. Однако  чтобы не впасть в очередной  раз в безудержный и неоправданный  оптимизм, стоит вспомнить историю  формирования Таможенного союза.  Ведь нынешнее объединение трех  государств ведет «свою родословную»  отнюдь не с 2007 года.

      Еще 24 сентября 1993 года в СНГ  был подписан Договор «О создании  Экономического союза» как интеграционного  объединения. Данный Договор подразумевал  и создание Таможенного союза  государств. Более того, в развитие  положений Договора 1993 года позднее  были приняты ряд соглашений, в том числе 20 января 1995 года  было подписано Соглашение о  Таможенном союзе. Специально  отмечу, что подписи под последним  документом поставили тогда именно  те три государства, которые  и сегодня состоят в Таможенном  союзе.

      В середине 90-ых годов Таможенный  союз не состоялся. Все принятые  документы и помыслы, в них  отраженные, не были претворены  в жизнь. Причины этого кроются  главным образом в своекорыстном  стремлении региональных элит  обладать всей полнотой власти. Свою роль сыграли и новые  игроки, включая и международные  финансовые институты, активизировавшиеся  на постсоветском пространстве  с далеко не интеграционными  целями. В результате вместо интеграции  мы получили дезинтеграцию.

      Показательно, что вскоре после  подписания документов в двух  из трех стран Таможенного  союза стали происходить знаковые  внутриполитические события. В  Казахстане уже в марте 1995 года  президент Назарбаев разогнал  парламент, а затем поменял  конституцию страны. В Белоруссии  это произошло годом позже  и в менее жестком варианте. В любом случае партнеры России  по Таможенному союзу, выбирая  между межгосударственной интеграцией  и укреплением власти первого  лица, предпочли заниматься последним.

      Между тем Соглашение 1995 года  было продуманным. В нем также,  как и сегодня, предусматривались  этапы создания новой структуры.  И точно так же планировался  форсированный темп: на первом  этапе, на который отводилось  всего полгода, должны были  быть отменены все тарифные  и количественные ограничения  во взаимной торговле государств  – членов Таможенного союза,  введен единый торговый режим,  унифицированный таможенный тариф,  в короткий срок предполагалось  унифицировать налоговое и внешнеторговое  законодательство. На втором этапе  предполагалось создание единой  таможенной территории трех стран.  Мы не должны забывать, что  некоторые из намеченных мер  были претворены в жизнь. Так,  уже к середине 1995 года был  отменен таможенный контроль  на границе России с Белоруссией.  В марте 1996 года в Таможенный  союз вошла Киргизия.

      Главное в неудаче попытки  создания Таможенного союза образца  1995 года было то обстоятельство, что партнеры России не были  до конца искренними, ставя свои  подписи под международными обязательствами.  В то время преобладала политика  лукавства, попыток любым путем  попользоваться российскими ресурсами  при одновременном нежелании  отдавать часть прерогатив наднациональным  органам.

      Лукавство партнеров России постоянно  проявлялось и в другом. В тот  период им было просто невыгодно  унифицировать свою таможенную  политику с Россией. Как только  Россия принимала меры по защите  своего внутреннего рынка ради  сохранения национальной промышленности - например автомобильной или  легкой - моментально Казахстан понижал  ставки таможенных тарифов на  данную группу товаров и они  рекой текли через Казахстан  и не отстроенную еще казахстано-российскую  границу. Активным реэкспортом  товаров, в частности алкогольной  и кондитерской продукции из  Украины, занималась и Белоруссия.

      Новый удар Таможенный союз  получил в 1998 году. Киргизия, вошедшая  в объединение, годом раньше  предала интересы своих партнеров  и сепаратно вступила в ВТО.  Фактически эта республика превратилась  в прореху на пространстве Таможенного союза. Разорив чуть ли не до основания собственную промышленность и аграрный сектор, киргизы решили делать деньги на реэкспорте китайских товаров на территорию Таможенного союза. Пути реэкспорта в Узбекистан были ограничены жесткой протекционистской политикой Ташкента, наглухо перекрывавшего свои границы с Киргизией. А реэкспорт в Таджикистан для киргизов был малопривлекателен: разоренное только что окончившейся гражданской войной население еле-еле сводило концы с концами, его покупательная способность была близка к нулю. Оставался путь на север – через Казахстан в Россию. Туда и хлынули потоки китайского ширпотреба. 

    До  единства таможенных тарифов было далеко.

      А тут еще грянул дефолт  в России, который резко снизил  стоимостные показатели российского  экспорта. Таможенный союз, и без  того весьма, мягко говоря, специфический,  затрещал по всем швам. Россия  ввела дополнительную трехпроцентную  пошлину на импортируемые товары. Казахстан же учредил запредельную - двухсотпроцентную пошлину на  ввоз товаров из Киргизии, а  также ограничил импорт из  России более двух десятков  позиций продовольственной продукции.Схожие  меры были приняты и в Белоруссии.

      Таможенная интеграция дала задний  ход. В апреле 2000 года Россия  восстановила таможенный контроль  за импортом товаров из третьих  стран на своей границе с  Белоруссией, а в январе 2001 года  была введена таможенная граница  с Казахстаном. 
 

    2. ЕврАзЭС 

    Но  сама идея не умерла, она стала воплощаться  по предложенному Москвой варианту. В октябре 2000 года была учреждена  ЕврАзЭС, одной из целей которой  стало стремление к созданию таможенного  объединения. Причем первоначально  планировалось достичь полной унификации таможенных пошлин уже к 2005 году. По предложению России в ЕврАзЭС  был введен более рациональный и  соответствующий интересам Москвы как ведущей экономической державы  объединения и соответственно главного спонсора режим принятия решений. Россия получила 40% голосов, Белоруссия и Казахстан  – по 20%; Киргизия и Таджикистан  – по 10%. Данная пропорция менялась в период нахождения в составе  ЕврАзЭС Узбекистана.

Информация о работе Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии: история и современность