Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – свободные экономические зоны в мировой экономике, анализ, их роль в экономическом развитии стран.

Содержание

Введение...........................................................................................................3

Глава 1. СЭЗ как экономические категории, их сущность, классификация и основное содержание……………………………………………………..4

1.1. Понятие, сущность, цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ…..4

1.2. Классификация СЭЗ……………………………………………………9

Глава 2. Анализ свободных экономических зон в странах с рыночной экономикой

2.1. Свободные экономические зоны развитых и развивающихся странах……………………………………………………………………16

2.2. Крупные оффшорные центры - как один из типов СЭЗ………….18-22

Глава 3. Проблемы оффшорных зон и пути их решения.

3.1 Распространенные проблемы оффорных зон………………………..34

3.2 Пути решения оффшорных проблем……………………………...34-39

Заключение…………………………………………………………………40

Список использованной литературы……………………………………..41

Работа содержит 1 файл

алина курс.docx

— 66.58 Кб (Скачать)

     Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ОФФШОРНЫХ ЗОН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. 

     3.1 Распространенные проблемы оффшорных зон и пути их решения.

     Глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 гг., выявивший и обостривший целый ряд проблем в современной финансовой системе, привлекособое внимание к такому феномену, как офшоры. Дело в том, что к концу XX-го в. офшоры завоевали особые позиции в мировой экономике. С одной стороны, они стали важнейшим элементом глобальных стратегий ведения бизнеса, способствуя активизации разнообразных трансграничных финансовых

потоков и ускорению оборота финансовых активов. С другой стороны, офшорные налоговые гавани стали ключевым звеном разнообразных схем легального и нелегального ухода от налогов, важнейшим элементом теневых  экономик, с которыми борются власти всех стран мира. Согласно оценкам, приведенным в 2009 г. Б. Обамой, за последнее  десятилетие одни только не запрещенные  законом схемы по использованию  «налоговых гаваней» обошлись американскому  бюджету в 190 млрд. дол. В Германии уклонение от налогов (главным образом  с помощью офшоров) обходится  бюджету примерно в 30 млрд. евро. В  целом же ЕС ежегодно теряет порядка 100 млрд. евро. В конце 2008 г. активы под  управлением (депозиты, прямые и портфельные  инвестиции, имущественные права  и т.п.), сосредоточенные в офшорах, оценивались в 6,7 трлн. дол., что составляло 7,3% от стоимости общемировых активов (в конце 2007 г. 6,7%). Поэтому не случайно, что в условиях растущих бюджетных дефицитов офшоры стали одной из главных мишеней антикризисных программ как мирового сообщества в целом, так и ведущих экономик — невольных доноров офшоров.

     Одним из принципиальных решений стран  участников антикризисного саммита G20, состоявшегося в апреле 2009 г. в Лондоне, стало стремление усилить борьбу с «налоговыми оазисами» и их негативным влиянием на стабильность мировой экономики. В коммюнике саммита отмечалось: «Мы готовы предпринимать санкции в защиту наших общественных финансов и финансовых систем. Эра банковской тайны закончена. Мы декларируем, что

организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) должна сегодня опубликовать список стран, по оценке Всемирного форума, нарушающих международные стандарты по обмену налоговой информацией».

     Основной  акцент международной антиофшорной политики, таким образом, был сделан на прозрачность деятельности офшорных юрисдикций с точки зрения доступности информации для выявления нарушений национального законодательства. В процессе подготовки этого саммита G20 выдвигались и более радикальные предложения. В частности, Великобритания была одной из самых активных сторонников создания особого «черного списка» офшоров, предлагая включить в него не только сами офшоры, но и сумму ущерба, причиненного каждым из них. Однако эта инициатива не получила необходимой поддержки. Были предложения обязать офшорные юрисдикции ввести одинаковые принципы налогообложения для резидентов и нерезидентов. Ведь офшорными льготами (налоги, упрощенные требования к организации и ведению бизнеса, ослабленный фискальный надзор и т.п., в офшорных юрисдикциях обладают только некоторые специальные виды компаний и при соблюдении определенных условий (собственность нерезидентов, получение доходов только от зарубежной деятельности). Но эти новации также не были приняты, так как означали прямое вмешательство во внутренние дела суверенных юрисдикций и административное вмешательство в добросовестную налоговую конкуренцию юрисдикций.2 апреля 2009 г. ОЭСР опубликовала впервые черный, серый и белый списки, разделив включенные в них юрисдикции на те, которые соблюдают международные нормы в сфере налогообложения и борьбы против финансовых махинаций, и те, которые их игнорируют.  Наряду с международным давлением происходит существенное ужесточение национальных антиоффшорных политик оншорных стран. Здесь можно выделить два главных направления, связанных друг с другом. Во-первых, речь идет о стремлении государств уменьшить использование схем минимизации налогообложения с использованием офшорных финансовых схем. Во-вторых, основной акцент делается на расширение международного сотрудничества в получении финансовой информации, в т.ч. касающейся реальных бенефициаров офшорных компаний. Дело в том, что налоговое законодательство многих стран все больше ориентируется на необходимость уплаты налогов их гражданами, независимо от места, где они получают доходы.

     Ужесточают  свою политику и другие оффшорные  страны, прежде всего страны ЕС. Еврокомиссия в феврале 2009 г. одобрила проекты двух директив Евросоюза, направленных на усиление борьбы с налоговым мошенничеством и облегчающих взаимодействие между налоговыми органами стран членов ЕС.

     Ключевым  элементом этих документов является фиксация принципа, согласно которому члены ЕС не смогут больше отказываться от трансграничного сотрудничества по борьбе с налоговым мошенничеством, исходя из принципа сохранения банковской тайны. Данное положение распространяется также на граждан третьих стран, имеющих счета в странах ЕС. Одной из стран, активно добивающейся упразднения банковской тайны в  ЕС, является Германия. В феврале 2008 г. между Германией и Лихтенштейном  имел место громкий финансовый скандал. Германским спецслужбам удалось  за вознаграждение в 4,2 млн. Евро получить у информатора из лихтенштейнского банка, входящего в группу LGT, материалы, касающиеся уклонения от уплаты налогов, которые были переправлены налоговым  органам. В этих материалах содержалась  информация о 4527 бенефициарах трастовых  фондов и 1400 клиентах (600 из них —  граждане Германии), которые для  уклонения от уплаты налогов незаконно  вывели за границу свои «черные доходы». Списками граждан, хранящих деньги в  лихтенштейнском офшоре, заинтересовались Великобритания, Швеция, Финляндия, Франция, Нидерланды, Норвегия, Испания, Греция, Австралия, США и ряд других государств. Великобритания, по сведениям The Guardian, приобрела у Германии имеющуюся  информацию о британцах, хранящих деньги в LGT за 100 тыс. фунтов стерлингов. Германия и Франция, продвигают идею автоматического  обмена налоговой информацией.

     В рамках борьбы с утечкой капиталов  в офшоры правительство Великобритании объявило налоговую амнистию для  тех держателей офшорных банковских счетов, которые не платили по ним  необходимые налоги, предложив им объявить о наличии „укрытых”денежных средств и легализовать их, заплатив налог в размере 10% от капитала. Амнистия введена с 1 сентября 2009 г. и продлится 6 месяцев. После этого держатель офшорного банковского счета, не платящий по нему налоги, будет вынужден в случае выявления тайного вклада заплатить штраф в размере 30% от его суммы, он также рискует стать объектом судебного преследования со стороны налоговой службы Великобритании. За время амнистии британские власти рассчитывают получить налоги с более чем 100 тыс. держателей офшорных счетов, принадлежащих не менее 500 банкам и строительным компаниям. [9]

     Таблица 2.

Современные оффшорные зоны[10].

Современые  оффшорные зоны Место расположения
1 2
Либерия Западное побережье Африки, между Сьерра-Леоне, Гвинеей и Берегом Слоновой Кости,
Гибралтар
Юго-западная Европа
Белиз Карибское побережье Центральной Америки
Доминика Остров, между Карибским морем и Северным Атлантическим океаном
Невис Остров, в Карибском море
Самоа Независимое государство в южной части Тихого океана, между Гонолулу и Сиднеем.
Панама Республика, между Коста-Рикой и Колумбией,
Гонконг Юго-восточная Азия
Маврикий Индийский океан
1 2
Багамские острова Карибском море, к юго-востоку от штата Флорида
Каймановы острова Группа островов, в Карибском море, между Кубой и Центральной Америкой.
Ангуилла Северо-восток Карибского моря
Санта Лючия Остров, между Карибским морем и Атлантическим океаном
Анжуан Пролив Мозамбик, между Африкой и Мадагаскаром
Сейшельские острова Индийский океан, к востоку от Мадагаскара
Вануату Независимая республика, на юго-западе Тихого океана.
Антигуа и Барбуда Восточно-Карибский регион
Теркс и Кайкос Северный Атлантический океан.
Британские Виргинские острова Острова, в Карибском море, рядом с Американскими Вирджинскими островами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Проведенное исследование дает основания  полагать,  что все задачи курсовой работы были решены и поставленные цели были достигнуты.

     Иностранные инвестиции - это то, для чего, собственно, и создаются СЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд существенных проблем, которые  нависают над страной в процессе перехода к рынку. СЭЗ позволяют  активизировать внешнеэкономическую  деятельность страны по средствам привлечения  инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных  инвесторов. Опыт многих стран, позволяют сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень. Кроме того, примеры этих стран могут послужить хорошим примером деятельности СЭЗ для нашей страны. 
           В работе так же было рассмотрено и современное состояние оффшорных зон, их проблемы и пути решения. К сожалению, легче выявить проблемы функционирования, нежели определить выгоды. Нестабильность налогового законодательства, неприемлемость валютного регулирования, отсутствие собственности на землю и непродуманные рентные отношения, множество бюрократических барьеров - это основные проблемы, функционирования СЭЗ на сегодняшний момент. Также в данной работе были рассмотрены СЭЗ в странах-лидерах мирового хозяйства. Как эти зоны влияют на экономику стран и другое. Таким образом, можно сделать выводы о том, что СЭЗ благоприятно влияют на экономику стран, способствуют развитию стран, получению мирового признания, инвестиционных вложений и новым рентабильным проектам.
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Учебник  «Особые экономические зоны»,  С.В. Приходько, Н.П. Воловик,  Москва 2007.

2. Учебник  «Мировая экономика», Шкваря Л.  В., стр. 129-130,Москва 2011

3.  Периодическое  издание журнал «Международные  консультации», Санкт-Питербург,  № 9, 2009.

4. Учебное  пособие, «Оффшорный бизнес и  создание компаний за рубежом», Издательское объединение «Анкил»,  А. Р. Горбунов, Москва 2007.

5. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=47884, Сэз в мировом хозяйстве.

6. Журнал  «РБК», статья «Независимость  от нефти по-арабски», Мария Симонова, июнь 2011.

7. «Международные  экономические отношения», Учебное  пособие, Информационно-внедренческий  центр «Маркетинг», Е. Ф. Авдокушин, Москва, 2010.

8. Журнал  «Экономический обзор», статья «Что  представляют собой СЭЗ?»,

 А.  И. Балабанов, Москва 2008.

9. Журнал «Финансы», статья Б. А. Хейфец, Москва, № 2 2010

10. http://www.gsl.ru/jurisdictions/bvi/, Оффшоры. 

Информация о работе Свободные экономические зоны