Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение свободных экономических зон в Республике Беларусь. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить цели создания и задачи СЭЗ
классифицировать свободные экономические зоны
изучить мировую практику функционирования СЭЗ
проанализировать работу СЭЗ в Республике Беларусь на основе конкретных примеров
ВВЕДЕНИЕ 4
1.СУЩНОСТЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 5
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 5
1.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 7
1.3 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ЗАДАЧИ СЭЗ 9
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10
2.МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 13
3.ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ СНАБЖЕНИЕ И СБЫТ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 16
4.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 18
4.1.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «БРЕСТ» 20
4.2.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ГОМЕЛЬ-РАТОН 22
4.3.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «МИНСК» 24
4.4.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ГРОДНОИНВЕСТ» 25
4.5.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ВИТЕБСК» 28
4.6.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «МОГИЛЁВ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Система льгот для инвесторов в китайских СЭЗ достаточно эффективна и интересна:
Процесс создания СЭЗ в Китае уже привел к существованию 13 беспошлинных зон, 32 зон технического развития и 52 зон новых и высоких технологий. СЭЗ Китая являются инструментом форсирования развития экономики данной страны, и, безусловно, положительно влияют на экономический рост Китая [3, c.165].
3.ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ СНАБЖЕНИЕ И СБЫТ В
СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Вопросы таможенного регулирования в СЭЗ являются прерогативой государства, которое устанавливает льготный уровень таможенных пошлин и налогов на внешнеэкономические операции предприятий зоны. Государство осуществляет таможенный контроль на границах зоны (внутренний и внешний). Продукция, поступающая на территорию СЭЗ из-за границы для потребления в зоне, а также для переработки, сборки и последующего ее реэкспорта, освобождается от таможенного обложения и импортных налогов.
Экспорт продукции, произведенной в зоне, не облагается экспортными пошлинами, экспортными налогами, не подвергается лицензированию и квотированию.
Осуществляемый через СЭЗ экспорт продукции, не подвергшейся переработке, облагается экспортными пошлинами, экспортными налогам в установленном порядке. На нее распространяется также режим лицензирования и квотирования.
Сбыт и снабжение в СЭЗ организуется на договорной основе. Материально-техническое снабжение и сбыт могут быть обеспечены по договору с
Система материально-технического снабжения СЭЗ с территории страны обеспечивается развитием производственной кооперации с внезональными предприятиями; организацией встречных поставок продукции, представляющей взаимный интерес; организацией в зоне производства на давальческом сырье. Предприятия, участвующие в материально-техническом снабжении зоны, получают приоритетные возможности закупки любой продукции, производимой в СЭЗ.
Снабжение и сбыт продукции предприятий, в том числе на внешних рынках, могут осуществляться на договорной основе через зональные торговые организации.
Розничный товарооборот в СЭЗ может осуществляться специализированными торговыми организациями, которые закупают потребительские товары вне зоны для их реализации через магазины розничной торговли внутри зоны. Все цены на продукцию зоны и на поступающие в СЭЗ товары должны определяться на договорной основе.
Цены на товары производственного назначения, поступающие в зону с внутреннего рынка и поставляемые в СЭЗ на внутренний рынок. Будут приближены к мировым. Вместе с тем розничные цены на товары первой необходимости, приобретаемые в зоне на национальную валюту, должны соответствовать ценам, действующим на территории страны.
Желательно
создание в зоне товарной биржи, на
которой следует разрешить
4.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, вступившим в силу 23 декабря 1998 года, СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности [6,с.315]. Претворяться в жизнь эти планы начали в 1996 году, когда в марте был издан Указ Президента о зонах, а в августе Правительство утвердило ряд нормативных документов по управлению СЭЗ “Брест”. Были определены границы зоны, разработана перспективная программа привлечения инвестиций. Издание Президентом указов “О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь” от 20.03.96 № 114 и “О создании свободных экономических зон “Минск” и “Гомель-Ратон” от 2.03.96 № 93 в совокупности с принятием постановления Кабинета Министров Республики Беларусь “Об утверждении Положения о свободной экономической зоне “Брест” от 23.08.96 № 559 и постановлений Совета Республики Беларусь “Об утверждении Положения о свободной экономической зоне “Минск” от 15.05.98 № 749 и “Об утверждении Положения о свободной экономической зоне “Гомель-Ратон” от 15.05.98 № 773 по существу сформировали начальную нормативно правовую базу по СЭЗ. Принятый же в декабре 1998 года Закон “О свободных экономических зонах” заложил правовую основу функционирования СЭЗ в нашем государстве [8,с. 16].
Главные цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь это:
Если судить о неких устоявшихся тенденциях функционирования СЭЗ, то можно сказать, что имеется достаточно четкий круг проблем, с которыми сталкиваются их резиденты, потенциальные инвесторы, а также администрация. На сегодняшний день основными проблемами функционирования СЭЗ в Республике Беларусь являются:
1.
Недостаточное внимание
2. Необходимо внедрение методики расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ, которая должна включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций), доходов от функционирования СЭЗ (рост валютных поступлений и объемов экспортно-импортных операций, а также объем привлечения иностранных инвестиций, рост доходов в перспективе и т. д.), расчет показателей эффективности [11, c.32].
3. Все еще достаточно сложным и многостадийным остается процесс регистрации резидентов, выделения земельных участков под строительство. Решающим здесь является фактор времени.
Естественно рассмотренные недостатки в области организации и управления свободными экономическими зонами Республики Беларусь не исчерпывают круга проблем, с которыми сталкиваются как специалисты, так и резиденты в процессе работы.
Ряд основных вопросов деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь, включая вопросы создания, развития СЭЗ, льготы по налогообложению, в том числе по СЭЗ «Минск», урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь».
Резиденты СЭЗ имеют ряд налоговых льгот, и в этой связи уплачивают налоги, сборы (пошлины) по ограниченному кругу таких платежей. В частности, организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь, уплачивают:
Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» установлено, что специальный правовой режим, действующий на территориях СЭЗ в отношении их резидентов, не распространяется на:
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты" резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется.