Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение свободных экономических зон в Республике Беларусь. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить цели создания и задачи СЭЗ
классифицировать свободные экономические зоны
изучить мировую практику функционирования СЭЗ
проанализировать работу СЭЗ в Республике Беларусь на основе конкретных примеров

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.СУЩНОСТЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 5
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 5
1.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 7
1.3 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ЗАДАЧИ СЭЗ 9
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10
2.МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 13
3.ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ СНАБЖЕНИЕ И СБЫТ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 16
4.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 18
4.1.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «БРЕСТ» 20
4.2.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ГОМЕЛЬ-РАТОН 22
4.3.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «МИНСК» 24
4.4.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ГРОДНОИНВЕСТ» 25
4.5.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ВИТЕБСК» 28
4.6.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «МОГИЛЁВ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Мой курсач целый 2003 переделанный.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

           Система льгот для  инвесторов в китайских СЭЗ достаточно эффективна и интересна:

  • подоходный налог с предпринимателей составляет 15%, тогда как внутри республики он равен 55%;
  • если срок контракта более 10 лет, то предприниматели освобождаются от налога в течение первых двух лет с начала получения прибыли, а на третий год имеют 50%-ную скидку [3, c.100];
  • по окончании трехлетнего периода предпринимателям предоставляется 10%-ная скидка с подоходного налога, если более 70% продукции идет на экспорт (или 50%-ная скидка в течение трех лет, если используются передовая технология);
  • совместные предприятия, производящие высокотехнологическую и импортозамещающую продукцию в СЭЗ, имеют налоговую ставку до 10% и до 15% - в остальных регионах страны [3, c.115];
  • от уплаты импортной пошлины освобождается ввозимое из-за рубежа для предприятий СЭЗ: оборудование, как производственное, так и офисное, транспорт для иностранных сотрудников, электроприборы, потребительские товары, предназначенные для личного пользования иностранных сотрудников. Для них обычно создаются также специальные магазины импортных (беспошлинных) потребительских товаров;
  • от уплаты единого торгово-промышленного налога на экспорт освобождается экспортная продукция (кроме нефти, бензина и ряда видов продукции, утверждаемой государством), реализуемая внутри СЭЗ Китая;
  • убытки предприятий с иностранным капиталом разрешается покрывать за счет прибыли следующих лет (но не свыше пяти лет с начала их эксплуатации);
  • устанавливается на более льготных условиях и плата за землю. В СЭЗ производится фиксированная арендная плата за пользование производственными площадями для предприятий с иностранным капиталом: 15-20 долларов за один квадратный метр в год;
  • регулирование оплаты труда осуществляется администрацией СЭЗ, причем оплата труда наемных работников в зоне должна быть выше, чем на остальной территории Китая, за исключением Гонконга;
  • порядок расчетов на территории СЭЗ отличается от остальной территории Китая. Предприятия с участием иностранного капитала имеют право вести счета как в китайской, так и в иностранной валюте. Им разрешается свободно обменивать китайскую и иностранную валюту между собой по договорному курсу (который обычно выше государственного), но при участии представителей по контролю над иностранной валютой местных органов управления. Иностранные инвесторы могут беспрепятственно переводить свою прибыль в валюте за рубеж без уплаты налогов [3, c.125];
  • режим въезда и выезда для иностранных инвесторов упрощен. В большинстве случаев оформляется годовая многократная виза. Инвесторам, прибывшим в СЭЗ по запросам администрации, виза может быть выдана пограничными властями сразу при въезде в зону;
  • защита иностранных инвестиций обеспечивается законодательством Китая и администрацией СЭЗ.

    Процесс создания СЭЗ в Китае уже привел к существованию 13 беспошлинных зон, 32 зон технического развития и 52 зон новых и высоких технологий. СЭЗ Китая являются  инструментом  форсирования развития экономики данной   страны, и, безусловно,  положительно влияют на экономический рост Китая [3, c.165].

 

3.ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ СНАБЖЕНИЕ И СБЫТ В

СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

         Вопросы таможенного регулирования в  СЭЗ являются прерогативой государства, которое устанавливает льготный уровень таможенных пошлин и налогов  на внешнеэкономические операции предприятий зоны. Государство осуществляет таможенный контроль на границах зоны (внутренний и внешний). Продукция, поступающая на территорию СЭЗ из-за границы для потребления в зоне, а также для переработки, сборки и последующего ее реэкспорта, освобождается от таможенного обложения и импортных налогов.

         Экспорт продукции, произведенной в зоне, не облагается экспортными пошлинами, экспортными налогами, не подвергается лицензированию и квотированию.

         Осуществляемый  через СЭЗ экспорт продукции, не подвергшейся переработке, облагается экспортными пошлинами, экспортными налогам в установленном порядке. На нее распространяется также режим лицензирования и квотирования.

         Сбыт  и снабжение в СЭЗ организуется на договорной основе. Материально-техническое снабжение и сбыт могут быть обеспечены по договору с

  • государством;
  • местными органами управления;
  • между предприятиями и торговыми организациями,                                находящимися в зоне [12,с.20];

         Система материально-технического снабжения  СЭЗ с территории страны обеспечивается развитием производственной кооперации с внезональными предприятиями; организацией встречных поставок  продукции, представляющей взаимный интерес; организацией в зоне производства на давальческом сырье. Предприятия, участвующие в материально-техническом снабжении зоны, получают приоритетные возможности закупки любой продукции, производимой в СЭЗ.

         Снабжение и сбыт продукции предприятий, в  том числе на внешних рынках, могут  осуществляться на договорной основе через зональные торговые организации.

         Розничный товарооборот в СЭЗ может осуществляться специализированными торговыми  организациями, которые закупают потребительские  товары вне зоны для их реализации через магазины розничной торговли внутри зоны. Все цены на продукцию  зоны и на поступающие в СЭЗ товары должны определяться на договорной основе.

         Цены  на товары производственного назначения, поступающие  в зону с внутреннего  рынка и поставляемые в СЭЗ  на внутренний рынок. Будут приближены к мировым. Вместе с тем розничные  цены на товары первой необходимости, приобретаемые в зоне на национальную валюту, должны соответствовать ценам, действующим на территории страны.

         Желательно  создание в зоне товарной биржи, на которой следует разрешить продавать  следующие виды товаров:

  • товары, которые не могут быть приобретены на внутреннем рынке страны;
  • товары, импортируемые за твердую валюту [13,с.21].

 

    4.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СВОБОДНЫХ

    ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

         В соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, вступившим в силу 23 декабря 1998 года, СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности [6,с.315]. Претворяться в жизнь эти планы начали в 1996 году, когда в марте был издан Указ Президента о зонах, а в августе Правительство утвердило ряд нормативных документов по управлению СЭЗ “Брест”. Были определены границы зоны, разработана перспективная программа привлечения инвестиций. Издание Президентом указов “О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь” от 20.03.96 № 114 и “О создании свободных экономических зон “Минск” и “Гомель-Ратон” от 2.03.96 № 93 в совокупности с принятием постановления Кабинета Министров Республики Беларусь “Об утверждении Положения о свободной экономической зоне “Брест” от 23.08.96 № 559 и постановлений Совета Республики Беларусь “Об утверждении Положения о свободной экономической зоне “Минск” от 15.05.98 № 749 и “Об утверждении Положения о свободной экономической зоне “Гомель-Ратон” от 15.05.98 № 773 по существу сформировали начальную нормативно правовую базу по СЭЗ. Принятый же в декабре 1998 года Закон “О свободных экономических зонах” заложил правовую основу функционирования СЭЗ в нашем государстве [8,с. 16].

           Главные цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь это:    

  • увеличение притока  иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов;
  • обеспечение дополнительных благоприятных  условий для привлечения новых  и высоких технологий, передового зарубежного опыта;
  • содействие международной интеграции и сотрудничеству;
  • стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;
  • создание новых рабочих мест,  повышение  загрузки имеющихся производственных  мощностей;
  • развитие и расширение сферы работ и услуг; 
  • развитие  инфраструктуры  территорий,  эффективное  использование имеющихся;
  • получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования для проведения реформ в республике.

         Если  судить о неких устоявшихся тенденциях функционирования СЭЗ,  то можно  сказать, что имеется достаточно четкий круг проблем, с которыми сталкиваются их резиденты, потенциальные инвесторы, а также администрация. На сегодняшний день основными проблемами функционирования СЭЗ в Республике Беларусь являются:

         1. Недостаточное внимание уделяется  разработке механизма функционирования  каждой конкретной СЭЗ, без  чего достижение поставленных  перед СЭЗ целей и задач невозможно. В большинстве случаев преобладает мнение, что при создании СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы для привлечения новых объемов иностранного капитала, что позволит решить насущные проблемы региона и страны в целом [4, c.45].

         2.  Необходимо внедрение методики расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ, которая должна включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций), доходов от функционирования СЭЗ (рост валютных поступлений и объемов экспортно-импортных операций, а также объем привлечения иностранных инвестиций, рост доходов в перспективе и т. д.), расчет показателей эффективности [11, c.32].

         3. Все еще достаточно сложным и многостадийным остается процесс регистрации резидентов, выделения земельных участков под строительство. Решающим здесь является фактор времени.

         Естественно рассмотренные недостатки в области  организации и управления свободными экономическими зонами Республики Беларусь не исчерпывают круга проблем, с  которыми сталкиваются как специалисты, так и резиденты в процессе работы.

         Ряд основных вопросов деятельности свободных  экономических зон на территории Республики Беларусь, включая вопросы  создания, развития СЭЗ, льготы по налогообложению, в том числе по СЭЗ «Минск», урегулирован Указом  Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь».

         Резиденты СЭЗ имеют ряд налоговых льгот, и в этой связи уплачивают налоги, сборы (пошлины) по ограниченному кругу таких платежей. В частности, организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь, уплачивают:

  • налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной законодательством;
  • налог на доходы;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог за использование природных ресурсов (экологический налог);
  • земельный налог (или арендную плату за землю);
  • государственные и патентные пошлины;
  • лицензионные и регистрационные сборы;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • местные налоги и сборы;
  • отчисления в Фонд социальной защиты населения, Министерства труда и социальной защиты;

         Указом  Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон  на территории Республики Беларусь»  установлено, что специальный правовой режим, действующий на территориях СЭЗ в отношении их резидентов,  не распространяется на:

  • общественное питание, игорный бизнес, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
  • реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;
  • деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций.

         В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже  иностранной валюты" резидентами  свободных экономических зон  Республики Беларусь обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется.

Информация о работе Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь